logo search
Лекция 02

Классификация "непотребителей" информации

В табл. 3 приведена классификация "не потребителей" информации данная О.Е.Бурым-Шмарьяном. Их основной довод не потребления - "в фонде нет нужной мне информации", "не удовлетворяются мои частные запросы по информационному обеспечению". Причина такого положения вещей в непонимании специалистами задач использования информации в повседневной работе, незнание возможностей существующих информационных служб, неумение работать с информацией, неумение сформулировать информационный запрос и многое другое. Отсюда следует, что информационное обеспечение должно быть достаточно гибкими и вовремя приспосабливаться к быстро изменяющимся специфическим потребностям данных категорий специалистов.

Таблица 3

Классификация «непотребителей» информации

Название группы

Характеристика группы

"Всезнающие".

Убеждены, что знают все в сфере своей деятельности и никакая информация им не нужна.

"Скептики".

Уверены, что по роду выполняемой ими работы никакая информация им не нужна.

"Деловые".

Не используют информацию из-за перегруженности работой.

"Безразличные".

Информация вроде бы нужна (они это осознают), но могут обойтись и без нее.

"Послушники".

Для них вся научная информация - это указания непосредственных руководителей.

"Самостоятельные"

Отказываются от услуг информационной службы, т.к. по их словам, поиск информации никому передоверить не могут и при необходимости отыщут сведения самостоятельно.

"Отрицатели".

Считают, что "информация себя не окупает" или "затраты времени на информационные процессы не оправдывают себя" (хотя они никогда не пытались сравнивать или оценивать эти затраты).

А сколько нужно информации потребителям, тем, кто достаточно активно контактирует с информационными службами? Подводя итоги анализа ответов на данный вопрос потребителей информации, можно сделать вывод, что большинство специалистов не нуждается в непрерывном поиске информации и в определенные периоды времени (иногда весьма длительные) может продолжать успешно работать, не получая ее.

Таким образом, говоря об оперативности информационного обеспечения, можно выделить три ее вида:

- оперативность подготовки документа - срок от создания новой информации автором до ее опубликования;

- оперативность поиска информации по запросу;

- оперативность текущего информирования - срок от появления информации в фонде до выдачи ее потребителю.