Классификация "непотребителей" информации
В табл. 3 приведена классификация "не потребителей" информации данная О.Е.Бурым-Шмарьяном. Их основной довод не потребления - "в фонде нет нужной мне информации", "не удовлетворяются мои частные запросы по информационному обеспечению". Причина такого положения вещей в непонимании специалистами задач использования информации в повседневной работе, незнание возможностей существующих информационных служб, неумение работать с информацией, неумение сформулировать информационный запрос и многое другое. Отсюда следует, что информационное обеспечение должно быть достаточно гибкими и вовремя приспосабливаться к быстро изменяющимся специфическим потребностям данных категорий специалистов.
Таблица 3
Классификация «непотребителей» информации
Название группы | Характеристика группы |
"Всезнающие". | Убеждены, что знают все в сфере своей деятельности и никакая информация им не нужна. |
"Скептики". | Уверены, что по роду выполняемой ими работы никакая информация им не нужна. |
"Деловые". | Не используют информацию из-за перегруженности работой. |
"Безразличные". | Информация вроде бы нужна (они это осознают), но могут обойтись и без нее. |
"Послушники". | Для них вся научная информация - это указания непосредственных руководителей. |
"Самостоятельные" | Отказываются от услуг информационной службы, т.к. по их словам, поиск информации никому передоверить не могут и при необходимости отыщут сведения самостоятельно. |
"Отрицатели". | Считают, что "информация себя не окупает" или "затраты времени на информационные процессы не оправдывают себя" (хотя они никогда не пытались сравнивать или оценивать эти затраты). |
А сколько нужно информации потребителям, тем, кто достаточно активно контактирует с информационными службами? Подводя итоги анализа ответов на данный вопрос потребителей информации, можно сделать вывод, что большинство специалистов не нуждается в непрерывном поиске информации и в определенные периоды времени (иногда весьма длительные) может продолжать успешно работать, не получая ее.
Таким образом, говоря об оперативности информационного обеспечения, можно выделить три ее вида:
- оперативность подготовки документа - срок от создания новой информации автором до ее опубликования;
- оперативность поиска информации по запросу;
- оперативность текущего информирования - срок от появления информации в фонде до выдачи ее потребителю.