logo
Экономическая эффективность внедрения информационных технологий (на примере ОАО "Сбербанк")

4. Описание программных модулей.

В четвертой главе представлен контрольный пример реализации проекта и его описание.

В пятой главе был сделан выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности; расчет стоимостной оценки затрат на проектирование; расчет экономического эффекта; расчет чистого дисконтированного дохода; расчет срока окупаемости проекта; расчет доходности и рентабельности проекта; выводы по экономической оценке проекта.

В заключении на основе выводов работы даются предложения, с рассчитанной эффективностью их внедрения, представлен краткий обзор работы.

Список использованных источников и литературы состоит из НПА, учебников, статей.

Глава 1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов (на примере ОАО «Сбербанк»)

1.1 Организационно-правовая характеристика ОАО «Сбербанк»

Общие положения (правовой статус) ОАО «Сбербанк»

1.1. Открытое акционерное общество «Сбербанк», именуемое в дальнейшем Банк, является кредитной организацией.

ОАО «Сбербанк России» -- крупнейший банк в России и СНГ с самой широкой сетью подразделений, предоставляющий весь спектр инвестиционно-банковских услуг. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция, свыше трети акций принадлежит зарубежным компаниям. Около половины российского рынка частных вкладов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредит в России приходятся на Сбербанк.

2. Наименование и место нахождения Банка

2.1. Полное фирменное наименование Банка:

открытое акционерное общество «Сбербанк».

2.2. Сокращенное фирменное наименование Банка: ОАО «Сбербанк».

2.5. Место нахождения Банка:

Западно-Уральский банк Сбербанка России образован 1 января 2001 года. В связи с принятием новой концепции развития Сбербанка России была проведена реорганизация филиальной сети. В результате реформы 71 территориальный банк, функционировавший в прежних административных границах субъектов Российской Федерации, был преобразован в 17 банков, обслуживающих крупные экономико-географические регионы. Западно-Уральский банк объединил Пермский, Удмуртский и Коми банки Сбербанка России.

Головной офис Западно-Уральского банка Сбербанка России располагается в г. Перми. В составе банка в городах и административных районах функционируют 3 отделения (Пермское, Коми, Удмуртское) и около 800 подразделений.

Чайковское отделение №1675 ул. Ленина 61б.

№1675/028 ул.Вокзальная

№1675/029 ул.Декабристов 5/5

№1675/030 ул.Советская 11

№1675/035 ул.Мира 27

№1675/036 ул.Мира 19

№1675/037 ул.Сосновая 21/1

3. Правовое положение Банка

3.1. Банк является юридическим лицом, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществляет банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

1.2 Характеристика существующих бизнес процессов в ОАО «Сбербанк»

Организационная структура ОАО «Сбербанк» - линейная, но в ее наблюдается и «функциональный» принцип разделения труда. Анализ организационной структуры показал следующее.

К недостаткам существующей структуры можно отнести: на горизонтальном уровне отношения развиты слабо, поскольку решения принимает линейный руководитель. Достоинством является то, что линейный руководитель выполняет функции координатора, а это исключает противоречия в решениях и распоряжениях; линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие - более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей; уровень компетентности решений сохраняется на том же уровне, что и при функциональной структуре.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.2.1. Организационная структура ОАО «Сбербанк».

К экономическим службам компании относятся планово-информационный отдел, бухгалтерия и отдел управления личного кредитования. Основная функция планово-информационный отдела - формирование резервов и управление инвестиционной деятельностью компании. В функции бухгалтерии входит ведение журнала прибылей и убытков, разнесение понесенных затрат по договорам и т.д. По требованию бухгалтерии планово-информационным отделом подается информация о действующих договорах, о суммах пришедших взносов, программах кредитования к договорам и т.д., а отдел управления личного кредитования в свою очередь предоставляет списки кредитованных, сумма лечения которых превысила кредитную сумму, а также достоверные данные по суммам, пришедшим на расчетный счет.

Проанализируем внешние коммуникации предприятия. Основное назначение внешних коммуникаций - это: ознакомление потенциальных потребителей с кредитованием и со своими кредитными продуктами; продвижение на рынок или его целевые сегменты кредитных продуктов банка; улучшение имиджа марки банка в общественном сознании.

Внешние коммуникации ОАО «Сбербанк» можно разделить на формальные и неформальные. Формальные коммуникации - это реклама с использованием СМИ: на радио и в прессе, а также вне СМИ: при помощи буклетов. Таким образом, основное назначение внешних коммуникаций - это увеличение продаж кредитной продукции. Банк не только сам должен знать о положительных свойствах и качестве своих услуг, но и донести это знание до потребителя. Коммуникации и добрые отношения с клиентами в последнее время воспринимаются все большим количеством банков как одна из составляющих их капитала наравне с финансовыми средствами, торговыми марками, недвижимостью, людскими ресурсами, агентскими сетями и т.д.

Из приведенного перечня видно, что маркетинговые коммуникации намного шире, чем собственно реклама и общественные связи. Клиент составляет свое общее представление о банке не только на основании рекламы, но и на основании стоимости его услуг, впечатления от общения с агентом, от условий кредитования. По результатам анализа ОАО «Сбербанк» рекламирует свои услуги недостаточно, не публикует в СМИ статьи с ответами на наиболее часто возникающие у клиентов вопросы и разъяснениями по существующим программам кредитования.

ОАО «Сбербанк», обеспечивая оперативную кредитную деятельность по лицензированным видам кредитования, осуществляет взаимодействие с партнерами, государственными органами и иными субъектами кредитования на закрепленной территории, а также способствует расширению сферы деятельности компании. Помимо этого, ОАО «Сбербанк», в рамках предоставленных ему полномочий и утвержденной сметы расходов, проводит маркетинговые исследования, исследования конъюнктуры банковского рынка, деятельности конкурентов, перспектив развития региональных проектов; осуществляет рекламу услуг, а так же способствует созданию благоприятного делового имиджа компании.

1.3 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов в ОАО «Сбербанк»

Каждая компьютерная консультативная кредитная служба (К.К.С.С.) может существовать либо как отдельная организация (кредитная компания), либо в составе предприятия (кредитный отдел)

Любой экономический объект есть совокупность задач, работ, автоматов, машин и людей, связанных производственными отношениями для реализации целевой функции объекта - создания производственных и непроизводственных товаров.

1) Устойчивость элементарного множества изучаемого объекта и

2) Тенденции к изменению элементарного множества объектов, рассмотрим функцию отдела кадров и его структуру.

Кредитная служба занимается следующими работами:

- оценка кредитных рисков;

- определение размера ущерба;

- определение размера кредитных выплат;

- иная консультационная и исследовательская деятельность в области кредитования.

Тогда объектом исследования при разработке АРМ банковского агента является работа кредитной службы, а именно оказание консультаций по нормативно-законодательной базе в области кредитования.

Глава 2. Информационное обеспечение задачи

2.1 Информационная модель и её описание

Информационная модель задачи, представленная в виде схемы данных на рис.2.1.1, представляет собой структурное представление движения информационных потоков (путь данных) с момента поступления входной информации к кредитному агенту до момента выдачи выходных форм.

Информационная модель включает в себя совокупность входных и выходных документов, файлов входной оперативной, постоянной, промежуточной и результатной информации, подробное описание которых будет дано в следующих пунктах.

Схемы данных движения информационных потоков показаны в приложении 1.

2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования

При решении задачи работы с заявками используется ряд классификаторов и кодов, которые представлены в табл. 2.2.1. Краткие обозначения систем кодирования представлены в табл. 2.2.2. Краткие обозначения видов классификаторов представлены в табл. 2.2.3.

Таблица 2.2.1 Перечень обозначений систем кодирования

Система кодирования

краткое обозначение

Порядковая

П

Серийно-порядковая

СП

Разрядная (позиционная)

Р

Комбинированная (смешанная)

К

Таблица 2.2.2 Перечень обозначений классификаторов

Вид классификатора

краткое обозначение

Общегосударственный

ОГ

Отраслевой

О

Локальный

Л

Международный

М

Таблица 2.2.1 Используемые классификаторы и коды

№ п/п

наименование объекта кодируемого множества

значность кода

система кодирования

вид классификатора

список код из кодируемых элементов или пример множества

код

значение

1

Код заявка

13

Р

Л

19990604 /10/1

19990604-дата регистрации заявка, 10-номер заявки за день, 1-код отрасли права

2

Код отрасли права

1

П

Л

19

Порядковые номера отраслей права

3

Код клиента

5

П

Л

000199999

Порядковые номера клиентов

4

Код вида работ

2

П

Л

0199

Порядковые номера видов работ

5

Код вида ответа

1

П

Л

1

2

3

«Фактографическиий»,

«Документальный»

«Комментарий»

6

Код срока выполнения заявки

2

П

Л

0199

Порядковые номера сроков выполнения работ

7

Код банковского агента

1

П

Л

19

Порядковые номера кредитных агентов

8

Номер лицензии

5

П

О

000199999

Порядковые номера лицензий

9

ИНН организации

10

Р

ОГ

5920015705

59-код города, 20- номер налоговой инспекции, 015705- порядковый номер организации

2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

При машинной реализации задачи автоматизации работы сотрудника банковского агента службы с заявками для формирования входного оперативного файла используются данные из первичного документа - Заявка на оказание консультационных услуг банковского агента

Входной документ Заявка на оказание консультационных услуг банковского агента содержит следующие реквизиты:

- название клиента

- адрес клиента

- телефон клиента

- текст заявки

- вид консультации

- вид получаемого ответа

- срок выполнения работ

- дата составления заявления

- подпись клиента

- печать клиента

Все реквизиты документа (кроме подписи и печати) используются для заполнения макета заявки.

Макет ввода заявки представлен на рис. 2.3.1.

Рис. 2.3.1.Макет ввода заявки.

В процессе описания структуры записи файлов для описания типа полей записи используются сокращенные обозначения, приведенные в табл. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3.

Таблица 2.3.1. Перечень обозначений типов полей записи базы данных

Структура файла базы данных (БД) входной оперативной информации представлена в табл.2.3.2.

Структура БЛ «Заявки»

Таблица 2.3.2.

Наименование поля

Идентификатор

Тип

Значность

1

Номер

NUM

N

3

2

Дата

DATA

D

8

3

Код отрасли

KOD_OTR

N

4

4

Код клиента

KOD_KL

N

3

5

Тест заявки

TEXT

C

254

6

Дополнения

DOPOLN

C

254

7

Документальный ответ

OTV_DOS

C

1

8

Фотографический ответ

OTV_FAKT

C

1

9

Комментарий

OTV_KOM

C

1

10

Работа со кредитным агентом

ISP_SA

C

1

11

Работа с «Гарант»

ISP_GAR

C

1

12

Работа с «Консультант+»

ISP_USIS

C

1

13

Работа с «ЮСИС»

KOD_RAB

C

1

14

Код вида работы

KOD_SR

N

2

15

Код срока исполнения

KOD_OPER

N

2

16

Код оператора

KOD_SA

N

1

17

Код банковского агента

N

1

2.4 Характеристика результатной информации

Структура файлов БД результатной информации представлен в таблицах 2.4.1. - 2.4.5.

Таблица 2.4.1.

Таблица 2.4.2.

Таблица 2.4.3.

Таблица 2.4.4.

В результате обработки всех информационных файлов, используемых при решении задачи работы с заявками, пользователь получает четыре выходных документов, которые выводятся на экран дисплея, а также на принтер:

- Заявка с кодами - Пачки заявок

- Ответ на заявку - Счет

Таблица 2.4.5.

Глава 3. Программное обеспечение задачи

3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

При решении задачи используется технология обработки информации в режиме диалога, взаимодействие пользователя с программой можно представить в виде схемы диалога (см. приложение 2).

Диалог, реализованный в программе относится к типу меню ориентированных диалогов. Схема диалога представляет собой общую конструкцию диалога, т.е. требуемую последовательность обмена данными между пользователем и системой. В верхнем уровне схемы располагается главное меню, инициирующее задачу, затем происходит разветвление различной степени в зависимости от числа вариантов ответа пользователя на запрос ЭВМ или возможных реакций ЭВМ на конкретные сообщения.

С помощью модуля меню Главное меню осуществляется доступ к пяти основным пунктам меню:

- Работа с клиентами

- Формирование ответа

- Расчеты с клиентом

- Внутренняя работа

С помощью пункта меню Работа с клиентами осуществляется вызов следующих пунктов подменю:

- Регистрация заявки

- Формирование пачек

Пункт Регистрация заявки имеет подпункты:

- Ввод

- Корректировка

- Просмотр

- Печать

Эти подпункты позволяют соответственно вводить новые заявки, редактировать, просматривать и печатать уже имеющиеся заявки.

С помощью пункта Формирование пачек пользователь может сформировать, просмотреть и распечатать пачки заявок по нескольким группировочным признакам, а именно: по отраслям права, по срокам выполнения и по банковского агента выполняющим эти заявки. Этот пункт имеет подпункты:

- Формирование

- Просмотр

- Печать

Пункт Формирование ответа имеет подпункты:

- Ввод ответа

- Редактирование ответа

- Вывод ответа

При выборе подпункта Ввод ответа пользователь может ввести ответ на заявку либо в виде текста (появляется окно текстового редактора), либо в виде текстового файла, который копируется в базу ответов.

При выборе подпункта Редактирование ответа осуществляется корректировка ответов на заявки.

При выборе подпункта Вывод ответа осуществляется выдача ответа заказчику в виде бумажного носителя (печать ответа), либо в виде текстового файла.

С помощью пункта Расчет с клиентом производится формирование и печать счета, осуществляемые при выборе соответствующих пунктов подменю.

Пункт Внутренние работы позволяет осуществлять работу с внутренней информацией и имеет подменю, состоящее из пунктов:

- Ведение справочников

- Ведение архива

- Составление отчета

При выборе пункта Ведение справочников осуществляется дополнение, корректировка, просмотр и печать следующих справочников с НСИ:

- справочник отраслей права, справочник клиентов, справочник банковского агента, справочник видов работ, справочник тарифов, справочник сроков выполнения заявок.

При выборе пункта Просмотр архива осуществляется просмотр архива заявок и ответов.

При выборе пункта Выход происходит завершение работы с программой и выход из нее в ОС.

Дерево функций задачи "Работа с заявками" соответствует сценарию диалога задачи и показывает структуру диалога пользователя с программой: все возможные варианты выбора пунктов меню с их обозначениями, которые будут использоваться при описании технологического процесса задачи. Дерево разговоров представлено в приложении 3.

3.2 Характеристика базы данных

Опыт создания банков данных показывает, что методы и средства организации хранения данных определяют качество автоматизированных систем (АС) и возможность получения информации, необходимой пользователям всех уровней. Концепции интегрированного хранения, централизованного управления и многоаспектного коллективного использования данных получили наибольшее признание в последние годы. Эффективным способом реализации этих концепций является метод построения информационного обеспечения АС на базе программно-совместимых компонент-систем управления базами данных (СУБД) и программных средств (ПС) их окружения.

Возможности современных СУБД не снимают проблем, связанных с эффективностью их массового использования в составе банков данных. Решение этих проблем существенно влияет на уровень автоматизации накоплении, хранения и обработки «активной» части национальных информационных ресурсов.

Проблема организации массового внедрения программного обеспечения (ПО) банков данных имеет комплексный характер. Важно отметить, что современное развитие ПО достигло такого уровни, когда успех его применения зависит не столько от его функциональной полноты, сколько от удачного и сбалансированного решения комплекса технических, методологических и организационных задач.

В СССР в течение 1986 г ряда лет анализировалось состояние разработки и внедрения СУБД и ПС их окружения, а также определяются перспективы развития.

К в нашей стране насчитывалось уже более 50 СУБД. Однако правильная техническая политика позволила применять около 10--15 систем.

В реализации СУБД и ПС их окружения отмечаются существенные различия:

- поддерживаемая модель данных и организация баз данных в целом (иерархические, сетевые, дескрипторные, реляционные системы и их многочисленные разновидности);

- способы организации структуры хранения данных (среда хранения, представление и размещение, методы доступа);

- программная реализация СУБД: соотношение между комплексным интегрированным ПС (с возможными вариантами) и в качестве альтернативы совокупностью собственно СУБД (ядро) и ПС системного и функционального окружения.

Такое положение имеет как позитивные (ориентация на конкретные классы приложений, стимулирование разработок, поиск новых решений), так и негативные (трудности выбора СУБД, дублирование разработок) стороны.

Тем не менее в мире определился набор СУБД, обладающих высокой конкурентоспособностью: TIS/XA (TOTAL), IDMS, IMS/VS, DB2, ADABAS, ORACLE, DATACOM/DB, INGRES.

Анализ значительной части разработанных и используемых в настоящее время в нашей стране СУБД проводился по следующим направлениям:

- классификация по обобщенным параметрам;

- систематизация по функциональным возможностям и характеристикам;

- оценка применяемости.

Анализ позволил оценить качество СУБД и сформулировать концепции их дальнейшего создания и внедрения.

Классифицированы по обобщенным параметрам следующие СУБД, разработанные в 16 организациях страны: ОКА, ИНЕС, БАНК-ОС, СЕТОР-3.0, СИОД-3-ОС, АИСТ-Развитие, ПАРМА, РЕБД, ВЕРА, БАЙКАЛ, УНИСОН, ДАБУ, КВАНТ, ДИСОД, СЕТЬ, РИС, ПАЛЬМА, СПЕКТР, ЕНФ, СЕТОР-СМ, МИРИС, КВАНТ-М, БАРС, БАЗА-CM, БАЗИС, МИКРОСЕТОР, КАРС.

По функциональным возможностям и характеристикам СУБД систематизировались на основе представленных разработчиками таблиц с некоторыми уточнениями и дополнениями. Такие таблицы можно считать «паспортом» конкретной СУБД (рис. 1).

Управление размещением данных в среде хранения характерно в основном для иерархических и сетевых СУБД и нехарактерно для реляционных.

Практически все СУБД имеют средства вторичной индексации, кроме БАНК-ОС, СИОД-3-ОС, БАЙКАЛ, БАЗИС, ЕНФ.

Сжатие данных характерно для СУБД ЕС ЭВМ, так как при поддержке крупных баз данных значительно экономится внешняя память.

Типичный набор включающих языков для СУБД ЕС ЭВМ: ПЛ/1. КОБОЛ, ассемблер (реже ФОРТРАН), а для СМ ЭВМ: ФОРТРАН, КОБОЛ, ассемблер. Используются также языки Паскаль (БАЗИС, БАРС, КВАНТ-М), БЕЙСИК (МИРИС).

Минимальный набор функций (хранение, актуализация и доступ к данным), реализуемых каждой СУБД, обеспечивается их языковыми и программными компонентами. Однако функциональная полнота системы определяется наличием средств, пользователей: конечный пользователь, не имеющий специальной подготовки для работы с СУБД; конечный пользователь--- специалист по проблемной области, имеющий подготовку для работы с применением средств СУБД для непрограммиста; прикладной программист, администратор задач (приложений); администратор БД. Функциональная тошнота СУБД может быть также охарактеризована степенью основных функций по созданию и ведению БД (рис.2). Для большинства промышленно - сопровождаемых СУБД разработаны словари-справочники для пользователей-непрограммистов. В достаточной степени во всех СУБД представлены программные средства администратора БД.

Рис. 3.2.1. Пример таблицы систематизированных параметров СУБД.

Рис 3.2.2. Состав функций по созданию и ведению БД.

3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

Рис. 3.2.1. Схема работы системы АРМ банковского агента. (Продолжение схемы см. в приложении 4)