2.5 Основные параметры поисковых систем
Работа поискового указателя происходит в три этапа, из которых два первых являются подготовительными и незаметны для пользователя. Сначала поисковый указатель собирает информацию из World Wide Web. Для этого используют специальные программы, аналогичные браузерам. Они способны скопировать заданную Web-страницу на сервер поискового указателя, просмотреть ее, найти все гиперссылки, имеющиеся на странице, снова разыскать находящиеся в них гиперссылки и т. д. Подобные программы называют червяками, пауками, гусеницами, краулерами, спайдерами и другими подобными именами. Каждый поисковый указатель эксплуатирует для этой цели свою уникальную программу, которую нередко сам и разрабатывает. Многие современные поисковые системы родились из экспериментальных проектов, связанных с разработкой и внедрением автоматических программ, занимающихся мониторингом Сети. Теоретически, при удачном входе спайдер способен «просмотреть» все Web-пространство за одно погружение, но на это надо много времени, а ему еще необходимо периодически возвращаться к ранее посещенным ресурсам, чтобы контролировать происходящие там изменения и выявлять «мертвые» ссылки, т. е. потерявшие актуальность.
После копирования разысканных Web-ресурсов на сервер поисковой системы начинается второй этап работы -индексация. В ходе индексации создаются специальные базы данных, с помощью которых можно установить, где и когда в Интернете встречалось, то или иное слово. Считайте, что индексированная база данных -это своего рода словарь. Она необходима для того, чтобы поисковая система могла очень быстро отвечать на запросы пользователей. Современные системы способны выдавать ответы за доли секунды, но если не подготовить индексы заранее, то обработка одного запроса будет продолжаться часами.
На третьем этапе происходит обработка запроса клиента и выдача ему результатов поиска в виде списка гиперссылок. Допустим, клиент хочет узнать, где в Интернете имеются Web-страницы, на которых упоминается известный голландский механик, оптик и математик Христиан Гюйгенс. Он вводит слово Гюйгенс в поле набора ключевых слов и нажимает кнопку. Найти (Search). По своим базам указателей поисковая система в доли секунды разыскивает подходящие Web-ресурсы и формирует страницу результатов поиска, на которой рекомендации представлены в виде гиперссылок. Далее клиент может пользоваться этими ссылками для перехода к интересующим его ресурсам. [8, с380]
Возможности поискового механизма выражать запрос максимально точно в значительной степени предопределяют долю релевантных документов в перечне полученных результатов. Каждая машина имеет свою собственную лексику, которая по-разному позволяет детализировать поисковое предписание. Все современные поисковые машины обладают возможностью ранжировать результаты поиска в зависимости от местоположения и частоты повторения искомых понятий в документе. Например, документы, в которых искомый термин встречается в названии или заголовке страницы или же повторяется несколько раз в тексте, выдается в начале списка результатов. Не последнюю роль играет простота интерфейса, наличие дополнительных сервисных функций, как например, возможность перевода текста документа на иностранный язык, способность выделять все документы с определенного сайта, сужение критериев в ходе поиска, нахождение документов "по образцу" и т.д. По этим параметрам среди внушительного числа поисковых систем выделяются несколько наиболее признанных, позволяющих выявлять информацию с высокой степенью полноты и надежности.
- Введение
- 1. Информационные системы
- 1.1 Понятие информационных систем
- 1.3 Классификация информационных систем
- 2. Информационно поисковые системы
- 2.1 Исторические предпосылки развития поисковых систем
- 2.3 Особенности поисковых систем
- 2.3.1 Первый закон Зипфа
- 2.3.2 Второй закон Зипфа "количество - частота"
- 2.4 Механизм работы поисковых систем
- 2.5 Основные параметры поисковых систем
- 2.6 Классификация поисковых систем по авторитетности
- Классификация поисковых систем по авторитетности:
- 2.7. Проблемы и возможности поисковых систем
- 3. Стратегия поиска
- 3.1 Последовательность действий
- Информационно-поисковая система
- Информационный поиск, информационно-поисковая система и его среда.
- Тема 1.Виды информационно-поисковых систем
- Информационно-поисковые системы
- 1. Информационно-справочные и информационно-поисковые системы
- Информационные системы и технологии
- Информационно-аналитические и справочно-поисковые системы
- Информационно–поисковые системы
- 5.3.3. Информационные средства обучения информатике
- 1.9. Информационно-поисковые системы Документальные информационные системы