2. Прямое общение в Интернете
Форумы прямого общения -- IRC (Internet Relay Chat)
Эта система позволяет пользователям Internet и Intranet беседовать в реальном времени. Для получения этой услуги пользователи должны объединиться в каналы, поддерживающие различные темы обсуждения. Любые символы, введенные через программу IRC, появляются на экранах всех остальных участников вашего канала. Технология использования IRC имеет много общего с работой в конференциях Usenet. Но если там общение происходит в отложенном режиме, то здесь может вестись живой разговор. Особенность этого общения заключается в том, что текст сообщения вводится с помощью клавиатуры, а затем попадает на общий дисплей. Таким образом, при использовании этой службы общение между участниками происходит в режиме on-line в письменной форме. Подобно телеконференциям, участники chat-конференции делятся по тематическим группам.
В настоящее время общение в «чате» используется как своеобразная игра, в которой каждый участник обычно придумывает для себя какой-то «образ» и обыгрывает его. Между участниками «чата» не принято выходить на реальное общение. Впрочем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения -- как коллективного, так и персонального. Одной из популярных программ, обеспечивающих работу в данном режиме, является ICQ. В ноябре 1996 первая версия ICQ (I seek you, т.е. " Я Ищу Вас ") была запущена в Интернет и с тех пор распространяется лавинообразно. Ее можно бесплатно скачать на сайте: http://www.mirabilis.com. После установки программы она будет автоматически загружаться при подключении к Интернету.
Интернет-телефония
Эта служба предоставляет возможность голосового общения через Сеть в режиме on-line. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед телефоном -- низкая цена. Качество Интернет-телефонии пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука), но с течением времени эти недостатки постепенно преодолеваются.
Общий принцип действия телефонных серверов IP-телефонии таков: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым компьютером в мире. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если он исходно не цифровой), сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием протокола Интернет (TCP/IP). Для пакетов, приходящих из Сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке.
Технология IP-телефонии объединяет сети с коммутацией каналов (передающие голосовую информацию) и сети с коммутацией пакетов (передающие данные) в единую коммуникационную сеть. Бесперебойное распознавание голоса и его передача из одной сети в другую решаются с помощью различных шлюзов. Как показано на Рис.1, шлюз представляет собой устройство, в которое с одной стороны включаются телефонные линии, а с другой стороны -- IP-сеть.
Схема функционирования IP- телефонии
Голос, как аналоговые колебания в системе IP-телефонии, существует только в телефонной трубке. На остальных участках канала передачи от абонента к абоненту речь оцифровывается и передается в виде IP-пакетов. Пакеты, приходящие на ближайший к другому абоненту шлюз, преобразуются обратно в аналоговый вид (голосовой сигнал) и поступают в телефонную линию. Наиболее широкое распространение на практике получила программа Skype (произносится «скайп») -- бесплатная программа, обеспечивающая шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. Загрузить программу можно с сайта по адресу http://www.skype.com/intl/ru/home.
Служба Telnet
Данный сервис обеспечивает взаимодействие с удаленным компьютером. Он позволяет превратить компьютер пользователя в удаленный терминал другого компьютера. Поэтому данный сервис еще называют эмуляцией удаленного терминала. Терминал от обычного компьютера отличается тем, что не выполняет собственные вычисления. Все, что вводится на клавиатуре рабочей станции, передается удаленному компьютеру, а получаемые результаты передаются обратно и выводятся на монитор рабочей станции. В качестве удаленных компьютеров, в основном, используются машины, работающие под управлением операционной системы UNIX [Юникс]. Поэтому для работы в режиме удаленного терминала требуется знание основных команд данной операционной системы. С развитием графических операционных систем, таких, как Windows, командный режим работы стал менее популярен, и сервис Telnet в последнее время большинство пользователей не применяют. Многие информационные системы, ранее доступные исключительно с помощью Telnet, сегодня доступны из Всемирной паутины, о которой речь пойдет ниже.
Установив связь с помощью Telnet, пользователь получает возможность работать с удаленным компьютером, как со "своим", т.е. теоретически получить в свое распоряжение все ресурсы, если к ним разрешен доступ. Реально Telnet предоставляет открытый доступ, но организация взаимодействия полностью определяется удаленным компьютером. Два вида услуг Internet требуют подключения к серверам через Telnet: библиотечные каталоги и электронные доски объявлений (BBS).
Работа с удаленной системой может вестись в "прозрачном" режиме, когда программы на сервере и у клиента только обеспечивают протокол соединения, и в командном, когда клиент получает в свое распоряжение набор команд сервера. Следует заметить, что из соображений безопасности намечается тенденция сокращения числа узлов Internet, позволяющих использовать Telnet для подключения к ним.