1.1 Web-сайт: основные понятия, классификация и принципы создания
Web-сайт -- это совокупность информационных ресурсов, связанных между собой функционально, общей темой и дизайном. Сайт -- это информационный проект, опубликованный в Интернете. Простой сайт состоит из html-файлов, а также изображений и медиаконтента, лежащих на сервере и связанных между собой гиперссылками. Сложные сайты кроме того имеют движок и систему управления контентом.
Основные понятия. Все информационные ресурсы сайта располагаются на одном или нескольких удаленных компьютерах, входящих в Интернет и играющих роль сервера. Компьютер пользователя, обращающийся к ресурсу на сервере, является его клиентом.
Web-браузер является клиентским программным обеспечением для приема и отображения информационных ресурсов и для передачи данных на сервер.
Чтобы разместить информацию в сети Интернет, ее необходимо представить в виде файлов, которые программами пользователей будут определены как страницы документа. Эти файлы создаются с помощью специального языка описания и разметки гипертекста HTML и называются HTML-файлами.
Web-страница - это документ, который может получить пользователь в результате прочтения HTML-файла. Web-страница может содержать текст, графику, ссылки на другие документы и различные текстовые, графические, аудио или видео файлы.
Web-обозреватель - специальная программа, предназначенная для чтения HTML-файлов и их отображения. В настоящее время существует множество таких программ. Web-обозреватель можно использовать для переходов с одной web-страницы на другую по гиперссылкам, для загрузки файлов из Интернета на компьютер, для воспроизведения внедренных на web-страницу файлов мультимедиа.
Гиперссылка - это текстовый или графический элемент web-страницы, который является указателем перехода на другую страницу. Различают внутренние и внешние гиперссылки. Внутренние обеспечивают переход на другой файл или другую страннику данного web-узла. Внешние указывают на файл или страницу другого web-узла.
HTML -- стандартный язык создания web-страниц в сети Интернет. Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде web-страницы.
IP-адрес -- уникальный идентификатор устройства, подключенного к интернет или включенного в локальную сеть. Проще говоря, это персональный номер компьютера в сети. Он присваивается компьютеру или автоматически, или вручную. Обычно IP-адрес записывается в виде четырёх десятичных чисел (от 0 до 255), разделённых точками, например, 192.168.34.12. На смену IP4 приходит IP6 -- новая версия протокола IP, призванная решить проблемы, с которыми столкнулась предыдущая версия при её использовании в Интернете, за счёт использования длины адреса 128 бит вместо 32. В настоящее время протокол IPv6 уже используется в нескольких тысячах сетей по всему миру (более 9000 сетей на май 2012), но пока ещё не получил столь широкого распространения в Интернете, как IPv4.
База данных -- совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера.
Движок сайта -- программная составляющая сайта. У каждого сайта есть интерфейсная и программная составляющая. Интерфейс всегда уникален для каждого конкретного сайта или, по крайней мере, должен быть уникален, а вот движок сайта может использоваться один для нескольких сайтов, настраивается под каждый конкретный сайт. Движки чаще программируются на языке PHP, но возможно применение и других языков, всё зависит от программиста и возможностей хостинга.
Доменное имя -- определенная последовательность знаков, обозначающая имя сайта. Используется в именах электронных почтовых ящиков. Доменное имя должно начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой. Промежуточными символами могут быть буквы латинского алфавита, цифры или дефис. Доменные имена бывают нескольких уровней. Домены верхнего уровня -- com, org, info, ru и прочие. Доменные имена второго и третьего уровня могут быть зарегистрированы обычными пользователями.
Контент -- любое информационно значимое наполнение сайта -- тексты, графика, мультимедиа.
Сервер, web-сервер -- компьютер, собранный из особых комплектующих, на котором запущены и настроены специальные программы. Благодаря своей начинке и софту данный компьютер способен круглосуточно обслуживать обычные пользовательские компьютеры посредством отображения запрашиваемых ими web-страниц. Каждый web-сервер обычно обладает IP-адресом и доменным именем.
Система управления контентом (CMS) -- программное обеспечение, которое, будучи установлено на сайте, позволяет изменять его информационное наполнение, иногда также структуру и некоторые элементы дизайна. Как правило, к ней имеет доступ администратор или владельц сайта и она недоступна обычным посетителям. Хостинг -- услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет. В услугу хостинга уже входит предоставление баз данных, DNS, файлового хранилища, поддержка функционирования соответствующих сервисов [1].
Классификация сайтов. Чаще всего сайты делятся:
1. Сайт-визитка - обычно состоит из нескольких страниц и имеет уникальный, но простой и функциональный дизайн. Идеально подходит для компаний, которые хотят разместить информацию о себе и своих услугах в Интернете. Корпоративный web-сайт - это интернет-ресурс компании, который используется в коммерческих и информационных целях для поддержки и развития уже имеющегося реального бизнеса. Заказать корпоративный сайт может любая компания, которая уже имеет успешный бизнес и ищет новые направления его развития, либо только находится на стадии становления, когда ей нужен эффективный старт.
Рисунок 1.1 - Пример корпоративного сайта
2. Интернет-магазин - интерактивный web-сайт рекламирующий товар или услугу, принимающий заказы на покупку, предлагающий пользователю выбор варианта расчета, выписывающий счет на оплату, служащий одновременно подтверждением заказа. При этом администратор магазина обязан организовать доставку товара и проконтролировать расчеты с покупателем. Пример представлен на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Пример интернет-магазина
3. Информационный сайт - достаточно большой виртуальный массив информации, включающий в себя множество различных тематических разделов, либо некоторое количество самостоятельных проектов. Он является для клиента основным источником информации, напоминает энциклопедию или специализированный журнал.
4. Игровой портал - сложный развлекательный интерактивный проект, предусматривающий большую посещаемость и ресурсоемкость.
5. Блог - это сайт, представляющий собой интернет-дневник, или журнал, который ведется наподобие новостной ленты, при этом на каждую тему посетители могут оставлять свои комментарии. Блог обычно очень часто обновляется, по этой причине он может намного чаще индексироваться поисковыми машинами, чем обычные сайты.
Блог часто используется для общения людей объединенных общими интересами.
6. Контент-проект - это сайт некоммерческой направленности, который представляет собой собрание текстов, статей и прочих материалов, основная задача его является привлечение посетителей по определенной тематике.
7. Промо-сайт - это сайт, созданный специально для продвижения какого-либо товара или услуги.
8. Сайт-форум - это самостоятельный сайтом или раздел сайта. Чаще всего сайт-форум делается на поддомене основного сайта и предназначен для организации общения посетителей сайта между собой и с администратором [2].
Концепция проекта. Любой сайт является проектом, который требует обсуждения, внимания и четкого плана реализации. Шаг за шагом, необходимо приближаться к поставленной цели - разработать рабочий, удобный сайт, который будет верно служить его владельцу. Концепция сайта первый и очень важный шаг. Необходимо определиться, для каких задач создается сайт, на какую аудиторию он будет направлен, на какое количество посещений, как с ним будут взаимодействовать посетители. Какая стилистика сайта наиболее подойдёт при разработке дизайн макета.
Дизайн. В процессе разработки сайта одним из ключевых вопросов является его дизайн. Необходимо сосредоточиться на основной функции качественного дизайна - грамотной подаче информации.
Дизайн и удобная навигация показывают, насколько сайт готов к визиту гостей. Сайт является лицо компании, по нему будут судить о ней, и сравнивать с конкурентами.
Прежде всего, графика должна тесно переплетаться с тематикой ресурса, повсеместно направляя действия пользователя и облегчая его восприятие.
Разные типы сайтов имеют свою специфику графического оформления (таблица 1.1):
Таблица 1.1 - Специфика графического оформления сайтов
Тип |
Описание |
|
Сайт-визитка |
является аналогом рекламного буклета, размещенным в Интернет, требует соответственного графического решения, чтобы достойно выполнять свои рекламно-представительские функции |
|
Корпоративный сайт |
может включать большое количество страниц, заполненных информацией о продукции, форумами, рассылками; оформление подобного сайта должно учитывать имидж компании |
|
Интернет-магазин |
представляет собой каталог товаров или услуг с возможностью заключения сделки. На сайте размещается информация о способах оплаты и доставки товара, сервисных и гарантийных услугах |
|
Информационный портал |
характеризуется большим объемом информации по определенной тематике. Как правило, на подобном сайте размещаются отраслевые новости, статьи, аналитические обзоры, рекомендации специалистов и др. |
|
Промо-сайт |
можно сравнить с ярким рекламным щитом в Интернете. Большое значение при его разработке уделяется графике и использованию мультимедийных элементов. |
Внимание к функциональности сайта, проявленное на этапе разработки дизайна сайта, позволит посетителю ресурса быстро ориентироваться на сайте и кратчайшим путем доставить пользователю нужную ему информацию. По общему оформлению на сайте желательно чтобы присутствовала приятная для глаз цветовая гамма, было минимальное количество картинок.
Ответственно подойдя к дизайну сайта, можно получить эффективный инструмент маркетинга и ресурс, удобный для пользователя и удобный в управлении.
Структура сайта. На сайте не должно быть проходных страниц. Например, заходите на страницу, а там предлагается более подробный выбор. Заходим на нее, а там еще более подробный выбор. Стоит сделать возможность попасть сразу на нужную страницу. Если сайт не очень маленький, должна быть карта сайта. Навигация должна быть понятна не только людям с определенной логикой. Нужно давать привычные названия страницам.
Информационное наполнение. Посетителей web-страниц в первую очередь интересует их содержание и возможность получения информации, то при создании сайта контенту следует отдать предпочтение. Характер текста сайта определяется не только его содержанием, но и впечатлением, производимым на посетителей, которые вначале интересуются текстом и заголовками. Поэтому при создании текстов для сети необходимо исходить из таких принципов как максимум информации при минимальных объемах, не стоит забывать о поисковых системах, если вы планируете продвигаться в них сайт.
Обновление. Важно в сети найти новых посетителей и удержать старых. Если же сайт не обновляется, старые посетители будут теряться поэтому сайт должен периодически обновляться. Люди гораздо охотнее берут в руки свежий журнал, чем старую книгу.
Программирование. На данном этапе происходит верстка утвержденного макета, и начало разработки функциональной части. Другими словами, подбирается подходящая для создания сайта CMS. Она должна быть удобной и понятной для владельца сайта, с помощью которой он сможет осуществлять контроль и редактирование проекта.
Обязательно тестирование сайта, как он смотрится в различных браузерах и при разном разрешением экрана. Обязательно указывайте кодировку текста в html. Для текстов используйте шрифт без засечек (Arial, Tahoma, sans-serif).
Тестирование. На данном этапе сайт проходит детальное тестирование на предмет ошибок как грамматических, так и технических, вносятся правки, возможно, некоторые разделы дополняются контентом, новыми функциями.
Размещение. Размещаются сайты на хостинге. Хостинг - это виртуальное место хранения. Нужно выбирать надежного хастинг-провайдера, т.к. работа сайта напрямую связана с работой хостинга, если его стабильность стоит под сомнением, то сайт может быть недоступен долгое время, что приведет к потери потенциальных клиентов, денег на продвижение. Нужно учитывать и функции, который он поддерживает, они должны соответствовать требованиям сайта.
Начало продвижения. Сайт регистрируется в поисковых системах и каталогах, вешается статистика посещений, поисковые роботы начинают индексировать страницы и выводить их согласно тематическим запросам [3].
Существуют определенные принципы, которые нужно учитывать при создании сайтов на современном этапе.
Во-первых, желательно чтобы сайт находиться на первой странице в поиске ведущих поисковых систем.
Во-вторых, обязательна быстрая загрузка сайта. Это обусловлено растущим числом пользователей ноутбуков с мобильным Интернетом, скорости которого не всегда привычно высоки.
Третий принцип касается удобства пользования и понятности структуры ресурса.
Сайт, отвечающий современным требованиям, должен нормально загружаться с отключенной графикой и скриптами. Многие пользователи отключают графику для повышения скорости загрузки, экономии трафика или для более надежной защиты от вирусов. Скрипты отключают обычно из соображений безопасности.
Ещё несколько принципов касаются защиты. Первый вид защиты должен предусматривать различные меры, предотвращающие непопадание ресурса в поисковые запросы основных поисковиков. Второй комплекс призван обеспечить достойную защиту от вирусов и просто недоброжелателей. Третий вид обязан противостоять насколько это возможно сбоям серверов, из-за которых возможны длительные восстановления и утрата информации, что повлечет за собой потерю посетителей и интереса к web-ресурсу из-за его долгого нерабочего состояния [4].
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ WEB-САЙТОВ
- 1.1 Web-сайт: основные понятия, классификация и принципы создания
- 1.2 Обзор СУБД, применяемых в Web-программировании
- 1.3 Обзор и сравнительный анализ систем управления сайтами(CMS)
- 2. Анализ методов разработки, оптимизации и продвижения Web-сайта
- 2.1 Анализ средств для разработки и создания Web-сайта
- 2.2 Фреймворки, используемые при разработке Web-сайтов: сравнительный анализ
- 2.3 Обзор методов продвижения Web-сайта