logo
Разработка web-сайта ТФ МГУКИ. Создание информационного массива "Учебная часть"

1.1 Основные цели, задачи и принципы информатизации

В настоящее время мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, определяемую лавинообразным ростом использования информационных ресурсов в самых разных сферах деятельности. Уровень развития информационных ресурсов и характер их использования в значительной мере влияет на благосостояние и безопасность общества в целом, а также его отдельных элементов, включая государственные структуры.

Информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные - материальные и энергетические. Лидирующие позиции любой организации определяются в первую очередь ее возможностями по грамотному использованию передовых достижений в сфере информационных технологий. Особую роль при этом играет сфера образования, где формируется интеллектуальный потенциал страны, потребляющий и создающий ее информационные ресурсы [3].

Информатизация - это комплекс работ, направленный на разработку, внедрение, сопровождение, развитие и замену во всех сферах деятельности традиционных технологий на более эффективные информационно-телекоммуникационные технологии.

Концепция информатизации базируется на определяющей роли двух сфер жизнедеятельности классического университета: образования и науки, которые тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Все остальные сферы, определяющие функционирование университета, носят подчиненный характер.

Соответственно, создание информационной системы и всех ее составных элементов должно служить двум основным целям:

1) повышению качества учебной деятельности;

2) повышению уровня научных исследований.

Все мероприятия по развитию информационной среды университета, включая информатизацию административной деятельности, должны подчиняться указанным целям.

Для реализации указанных целей работы в области информатизации, должны проводиться по следующим основным направлениям:

1) развитие организационной инфраструктуры информатизации;

2) оснащение техническими средствами информатизации;

3) развитие корпоративной телекоммуникационной среды;

4) информатизация учебного процесса, научных исследований, административной деятельности, социальной и общественной сферы деятельности универсантов, библиотечной системы;

5) научные исследования в области информационных и телекоммуникационных технологий [5].

Задачами информатизации являются: обеспечивать высокий уровень образовательной и научной деятельности с использованием лучших отечественных и зарубежных достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий, осуществлять поддержку процесса административного управления университетом, позволяющую гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям., обеспечивать высокий уровень разработок программного обеспечения в области учебной, научной, управленческой и прочих сфер деятельности, необходимых для полноценного функционирования.

Основным принципом информатизации является развитие организационной структуры. При ее формировании особая роль должна принадлежать специалистам, являющимся профессионалами высокой квалификации в области информационных технологий. Базируется на профильных подразделениях: факультетах, кафедрах, лабораториях.

Оснащение техническими средствами информатизации, регламентация приобретения, распределения и использования технических средств относится исключительно к компетенции специалистов в области телекоммуникационных технологий.

Развитие корпоративной телекоммуникационной среды, осуществляется с четким разделением ресурсов на внутренние университетские и внешние общедоступные ресурсы. Корпоративная сеть должна обеспечивать стабильный высокоскоростной доступ сотрудников и студентов университета к внутренним и внешним информационным ресурсам.

Информатизации учебного процесса. Все мероприятия в этой сфере должны быть направлены на повышение эффективности и качества обучения, и, в частности, на максимальную интенсификацию индивидуальной деятельности при освоении учебных дисциплин. Особая роль должна уделяться обеспечению доступности информационных ресурсов, в первую очередь - глобальной сети Интернет, а также корпоративных информационных ресурсов университета. Также следует стремиться к увеличению степени доступности образования на основе развития систем дистанционного обучения и различных форм открытого образования, а также расширения с их помощью возможностей самостоятельной работы студентов при консультационной и методической поддержке преподавателей. В перспективе желательна интеграция с другими ведущими учебными заведениями на основе российских и международных образовательных стандартов, предоставления общего сетевого сервиса по всем формам учебного процесса и единой рейтинговой системы оценки обучения [7].

Информатизации научных исследований. Необходимо исходить из того факта, что работа современного исследователя не может осуществляться без постоянного использования компьютера в качестве единого инструмента, который служит в качестве индивидуальной лаборатории, средства доступа к информации и средствам оргтехники. Для повышения эффективности использования информационных технологий в научных исследованиях необходимо всесторонне развивать систему повышения квалификации научных кадров в области информатизации.

При информатизации административной деятельности, разработка должна осуществляться с учетом основополагающих системных принципов: интеграции, компонентного подхода, централизованно сбора и хранения информации, комплексность, единого руководства процессом и т.д. Особое внимание следует уделять применению современных стандартов в области информационных технологий.

Обеспечение университетов доступом к электронным версиям статей в международных и российских научных журналах, создание электронного каталога книг библиотек, электронный заказ книг, перевод в электронную форму редких и труднодоступных книг, перевод в электронную форму всех изданий, выходящих в университете, это основные действия при информатизации библиотечной системы.

Без научных исследований в области информационных и телекоммуникационных технологий невозможно их эффективное использование. В силу того, что данная область является новой быстро развивающейся частью науки, требуется формирование системы поощрения разработок по информатизации различных предметных областей: научной, учебной, административной и других [8].

Таким образом, формирование единого подхода к созданию качественно новой информационной среды, необходимой для решения всего комплекса задач повышения эффективности и качества функционирования университета. Стратегия создания и развития информационных ресурсов направлена на достижение трех основных результатов: формирование единой университетской научно-образовательной корпоративной компьютерной среды, использование этой среды для перехода на новый уровень учебной, научной и административной деятельности.