logo
Разработка автоматизированной информационной системы учета для расчёта заработной платы ОАО РПТ "Авторемонтник"

Выводы к разделу

В данном разделе пройдены следующие этапы проектирования:

– в качестве возможных решений проанализированы две программы: «1С:Предприятие» и «БухСофт: Предприятие»;

– методологией проектирования информационной системы выбран объектно-ориентированный подход;

– проанализирована предметная область;

– проведено интервью с бухгалтером предприятия о требованиях к информационной системе;

– простроена диаграмма вариантов использования и диаграмма классов.

– результатом стало создание технического задания, на основании которого будет создаваться информационная система.

2. Проектирование информационной системы

2.1 Архитектурное проектирование

Информационная система «Расчёт зарплаты» имеет клиент-серверную архитектуру.

В компьютерных технологиях клиент-серверная архитектура предполагает наличие следующих компонентов приложения: клиентское приложение (обычно говорят «тонкий клиент» или терминал), подключенное к серверу, который в свою очередь может быть подключен к серверу базы данных. В качестве сервера может выступать система управления базами данных. Пример клиент-серверной архитектуры показан на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1- Клиент-серверная архитектура

Клиент -- это интерфейсный (обычно графический) компонент, который представляет собственно приложение для конечного пользователя.

Сервер базы данных обеспечивает хранение данных. Обычно это стандартная реляционная или объектно-ориентированная СУБД.

Достоинства:

– масштабируемость;

– конфигурируемость -- изолированность уровней друг от друга позволяет быстро и простыми средствами переконфигурировать систему при возникновении сбоев или при плановом обслуживании на одном из уровней;

– высокая безопасность;

– высокая надёжность;

– низкие требования к скорости канала (сети) между терминалами и сервером приложений;

– низкие требования к производительности и техническим характеристикам терминалов, как следствие снижение их стоимости.

Диаграмма компонентов для ИС «Расчёт зарплаты» показана на рисунке 2.2 [16].

Рисунок 2.2- Диаграмма компонентов

Диаграмма развертывания для ИС «Расчёт зарплаты» показана на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3- Диаграмма развёртывания

2.2 Проектирование баз данных

База данных (БД) - это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных [17].

База данных - это единое, большое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями из разных подразделений [18].

Проектирование базы данных - процесс создания проекта базы данных, предназначенной для поддержки функционирования предприятия и способствующей достижению его целей.

Основными целями проектирования базы данных являются:

– представление данных и связей между ними, необходимых для всех основных областей применения данного приложения и любых существующих групп его пользователей;

– создание модели данных, способной поддерживать выполнение любых требуемых транзакций обработки данных;

– разработка предварительного варианта проекта, структура которого позволяет удовлетворить все основные требования, предъявляемые к производительности системы [19].

При создании базы данных проходят 3 этапа её разработки:

1. концептуальное моделирование;

2. логическое моделирование;

3. физическое моделирование.

Концептуальная модель данных - записанные знания о физических и логических объектах реального мира (люди, компоненты инфраструктуры, наряды на работу, договора, соглашения и т. д.), которыми необходимо управлять наиболее рациональным образом. Концептуальная модель информационной системы представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Концептуальная модель базы данных.

Логическая модель данных - описание объектов предметной области, их атрибутов и взаимосвязей между ними в том объеме, в котором они подлежат непосредственному хранению в базе данных системы. Строится на основе концептуальной модели данных.

При проектировании логической структуры реляционной базы данных определяется оптимальный состав таблиц для хранения исходной информации. Для каждой таблицы указывается ее название, перечень полей и первичный ключ. Идентифицируются связи между таблицами. В рамках логического проектирования БД могут формулироваться ограничения целостности, приниматься решения о создании индексов [20].

Логическая модель предоставлена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Логическая модель базы данных.

2.3 Проектирование пользовательского интерфейса

Интерфейс пользователя (UI) - это часть программы, которая находится на виду у пользователя и призвана обеспечивать отображение данных, управление или диалог с пользователем.

Графический интерфейс пользователя (ГИП), графический пользовательский интерфейс (ГПИ) -- разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений.

В отличие от интерфейса командной строки, в ГПИ пользователь имеет произвольный доступ (с помощью устройств ввода -- клавиатуры, мыши, джойстика и т. п.) ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими. Чаще всего элементы интерфейса в ГИ реализованы на основе метафор и отображают их назначение и свойства, что облегчает понимание и освоение программ неподготовленными пользователями (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Интерфейс главного окна.

Чаще всего заказчик судит о качестве разработанного программного продукта по интерфейсу. Пользовательский интерфейс представляет собой совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Под диалогом понимается регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи: обмен информацией и координация действий. Диалог состоит из отдельных процессов ввода-вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера [23]. Пример диалогового окна показан на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 - Пример диалогового окна.

2.4 Обоснование выбора платформы

При разработке автоматизированной информационной системы «Расчёт зарплаты» были использованы следующие программные продукты:

– MS Office Visio 2007;

– MS Office Project 2007;

– MS Visual Studio 2008, язык программирования C#;

– MySQL 5.1.40;

– Rational Rose v 7.0.

Для разработки информационной системы «Расчёт зарплаты» будет использована платформа Microsoft .NET и объектно-ориентированный язык программирования C# [25].

Совокупность средств, с помощью которых программы пишутся, корректируются, преобразуются в машинные коды, отлаживаются и запускаются, называют средой разработки или оболочкой. Платформа .Net или .Net Framework -это среда разработки программ, которая объединенияет новейшие технологии компании Microsoft, позволяющие разрабатывать разнотипные приложения на различных языках программирования под различные операционные системы.

.NET Framework является надстройкой над операционной системой, в качестве которой может выступать любая версия Windows, Unix и состоит из ряда компонентов. Так, .NET Framework включает в себя:

– Четыре официальных языка: С#, VB.NET, Managed C++ и JScript .NET;

– Общеязыковую объектно-ориентированную среду выполнения CLR (Common Language Runtime), совместно используемую этими языками для создания приложений;

– Ряд связанных между собой библиотек классов под общим именем FCL (Framework Class Library).

C# -- это язык программирования, предназначенный для разработки самых разнообразных приложений, предназначенных для выполнения в среде .NET Framework. Язык C# прост, строго типизирован и объектно-ориентирован. Благодаря множеству нововведений C# обеспечивает возможность быстрой разработки приложений, но при этом сохраняет выразительность и элегантность, присущую языкам C. Visual C# является реализацией языка C# корпорацией Майкрософт. Visual Studio поддерживает Visual C# с полнофункциональным редактором кода, компилятором, шаблонами проектов, конструкторами, мастерами кода, мощным и простым в использовании отладчиком и многими другими средствами. Библиотека классов .NET Framework предоставляет доступ ко многим службам операционной системы и другим полезным, правильным классам, что существенно ускоряет цикл разработки.

Среда разработки Visual Studio 2008 представляет собой полный набор инструментов для создания как настольных приложений, так и корпоративных веб-приложений для совместной работы групп. Используя эффективные инструменты разработки Visual Studio 2008, основанные на использовании компонентов, и другие технологии, можно не только создавать эффективно работающие настольные приложения, но и упрощать совместное проектирование, разработку и развертывание корпоративных решений.

В платформе .NET определено множество типов (организованных в соответствующие пространства имен) для взаимодействия с локальными и удаленными хранилищами данных. Общее название пространств имен с этими типами -- ADO.NET.

ADO.NET -- это библиотека управляемого кода и взаимодействие с ней производится как с обычной сборкой .NET. Типы ADO.NET используют возможности управления памятью CLR и могут использоваться во многих .NET - совместимых языках. При этом обращение к типам ADO.NET (и их членам) производится практически одинаково вне зависимости от того, какой язык используется [27].

В состав ADO.NET включены два управляемых провайдера: провайдер SQL и провайдер OleDb. Провайдер SQL специально оптимизирован под взаимодействие с Microsoft SQL Server версии 7.0 и последующих. Для других источников данных предлагается использовать провайдер OleDb, который можно использовать для обращения к любым хранилищам данных, поддерживающим протокол OLE DB. Следует отметить, что провайдер OleDb работает при помощи «родного» OLE DB и требует возможности взаимодействия при помощи СОМ.

MySQL - Реляционная СУБД (Система управления реляционными базами данных). MySQL является небольшой и быстрой реляционной СУБД основанной на Hughes Technologies Mini SQL (mSQL).

Преимущества MySQL по сравнению с другими СУБД:

– многопоточность. Поддержка нескольких одновременных запросов;

– кроссплатформенность;

– оптимизация связей с присоединением многих данных за один проход; записи фиксированной и переменной длины;

– гибкая система привилегий и паролей;

– до 16 ключей в таблице. Каждый ключ может иметь до 15 полей;

– поддержка ключевых полей и специальных полей в операторе;

– поддержка чисел длинной от 1 до 4 байт, строк переменной длины и меток времени;

– основанная на потоках, быстрая система памяти;

– утилита проверки и ремонта таблицы (isamchk);

– все данные хранятся в формате ISO8859_1;

– все операции работы со строками не обращают внимания на регистр символов в обрабатываемых строках;

– псевдонимы применимы как к таблицам, так и к отдельным колонкам в таблице;

– все поля имеют значение по умолчанию;

– легкость управления таблицей, включая добавление и удаление ключей и полей.

2.5 Проектирование модулей

Основной задачей проектирования является превращение модели анализа в документы детализированного проектирования, на основе которых реализуется система. Логическая модель проектируемой подсистемы строится на основе технологии Rational и использует основные объектно-ориентированные подходы языка UML.

В процессе проектирования используются нефункциональные требования к системе и ограничения налагаемые на архитектуру, в результате чего модель анализа приобретает новую форму - модель проектирования, которая затем может быть напрямую реализована в виде программного кода.

Для автоматизации всех требований Заказчика, собранных в разделе 1, информационная система должна содержать следующие модули:

– модуль расчёта зарплаты;

– модуль вывода отчёта;

– модуль авторизации;

– модуль ввода информации о сотрудниках;

– модуль управления пользователями;

На основе этих данных можно построить диаграмму деятельности и диаграмму состояний.

Диаграмма деятельности -- диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части. Диаграмма деятельности изображена на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8- Диаграмма деятельности.

Данная диаграмма показывает как происходит основной процесс расчёта заработной платы.

Диаграмма состояний - это, по существу, диаграмма состояний из теории автоматов cо стандартизированными условными обозначениями которая может определять множество систем от компьютерных программ до бизнес-процессов. Диаграмма состояний изображена на рисунке 2.9.

Рисунок 2.9- Диаграмма состояний.

Данная диаграмма описывает состояния системы при авторизации пользователя на одном из клиентов информационной системы.