logo
Разработка автоматизированной обучающей системы по языку программирования Objective-C

2.4 Обзор программных средств

При разработке электронных учебников особой популярностью пользуются такие программные средства, как Dreamweaver, Delphi, Visual Studio, FrontPage, Macromedia Flash и тд.

Также электронный учебник можно создать при помощи языка гипертекстовой разметки HTML, используя разные редакторы. HTML (Hyper Text Markup Language - язык гипертекстовой разметки) в классическом виде был создан в начале 1990 годов отцом всемирной паутины, работником CERN (European Organization for Nuclear Research) Тимом Бернерсом-Ли. По своей сути HTML не был чем-то революционным. Язык был основан на SGML(Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщенный язык разметки).

Основная идея SGML создать язык для разметки документов, который не был бы привязан к определенной аппаратно-программной платформе. И можно было бы обеспечить максимальную переносимость с одной платформы на другую с учетом появления новых платформ без изменения структуры и отображения. Данную идею реализовала команда из компании IBM под руководством Чарльза Гольдфарба.

HTML является основным языком разработки браузерных приложений, таких как веб-сайты, и как нельзя лучше подходит для создания электронных учебников. Для разработки полноценного учебника в HTML необходимо осуществлять вставки различных flash приложений, например видео проигрыватели, аудио проигрыватели, флеш ролики.

При помощи языка HTML можно создавать Web-страницы, Web-книги в обычном блокноте или Word-е. Но текстовые редакторы возможно использовать только тем, кто является профессионалом и очень хорошо знает язык HTML. Также можно работать на Web и без знания языка HTML, поскольку тексты HTML могут создаваться разными специальными редакторами и конвертерами. Писать же непосредственно на HTML достаточно нетрудно. Возможно, это даже легче, чем изучать HTML-редактор или конвертер, которые часто ограничены в своих возможностях, содержат ошибки или проводят плохой HTML код, который не работает на разных платформах.

Все в языке осуществляется при помощи тегов, т.е. команд, которые заключены в скобки такого вида: “< “ и “>”. Например, <title>Энциклопедия WEB 2000 Ver. 1.02</title>.

Язык HTML существует в нескольких вариантах и продолжает развиваться, но конструкции HTML скорее всего будут использоваться и в дальнейшем. Изучая HTML и познавая его глубже, создавая документ в начале изучения HTML и расширяя его насколько это возможно, мы имеем возможность создавать Web-страницы, которые могут быть просмотрены многими браузерами Web, как сейчас, так и в будущем. Это не исключает возможности использования других методов, например, метод расширенных возможностей, который предоставляется Netscape Navigator, Internet Explorer или некоторыми другими программами.

Работа по HTML - это способ усвоить особенности создания документов в стандартизированном языке, используя расширения, только если это действительно необходимо.

HTML был ратифицирован World Wide Web Consortium. Он поддерживается несколькими широко распространенными броузерами, и, возможно, станет основанием почти всего программного обеспечения, которое имеет отношение к Web.

FrontPage

Как результат развития языка HTML появляются HTML-редакторы. Одним из первых редакторов является FrontPage. Редактор входит в программный пакет MS Office. Этот программный продукт упрощает работу с HTML-языком. Основным недостатком MS FrontPage является то, что он генерирует очень большой HTML-код (слишком много лишнего), поэтому страницы получаются большими, что сказывается на скорости загрузки. Более того, при создании Web-страниц в этом редакторе видишь одно, а в окне браузера - совсем другое (особенно это касается Netscape Navigator). Поэтому для создания качественных Web-страниц рекомендуется использовать пакет, который будет рассмотрен ниже.

DreamWeaver

Одна из последних версий HTML-редактора компании Macromedia- DreamWeaver 3, который относится к категории WYSIWYG-редакторов(т.е.What You See Is What You Get), и этот пакет имеет очень много достоинств: удобный интерфейс, настройка функций, поддержка больших проектов и многое другое. Для работы в этой программе не нужно досконально знать HTML (в этом и заключается преимущество технологии WYSIWYG - что вижу, то и получаю).

Но DreamWeaver на несколько шагов опережает другие редакторы, использующие технологию WYSIWYG, в первую очередь тем, что генерирует очень чистый HTML-код. DreamWeaver позволяет избавиться от однотипной работы при создании страниц (например, верстка текста) при помощи использования опции "запись последовательности команд" вы можете записывать последовательность производимых вами команд, потом нажимаете, например, CTRL+P, и DreamWeaver воспроизводит всё в той же последовательности.

Глобальное отличие DreamWeaver от FrontPage в философии. FrontPage полагает, что пользователь абсолютно не способен породить код HTML самостоятельно, поэтому программа должна сделать все за него. DreamWeaver полагает, что пользователь все может сделать сам, а программа должна создать максимальные условия для творчества.

Таким образом, мы видим, что прогресс не стоит на месте и в доказательство этому послужило создание наиболее эффективного средства проектирования Web-страниц DreamWeaver.

Flash предоставляет разработчику целый набор эффективных инструментов, позволяющих создавать векторную графику, анимировать и объединять ее с растровыми изображениями, звуком и даже видео. Кроме того, Flash позволяет легко добавить в проект интерактивные элементы, которые обеспечат взаимодействие с пользователями. И самое замечательное то, что все это Flash может компактно упаковать в чрезвычайно эффективном формате SWF. Flash-фильмы легко масштабируются, подстраиваясь под размеры экрана пользователя, и при этом качество векторной графики не ухудшается. Именно благодаря такому уникальному сочетанию возможностей по созданию разнообразного содержимого и обеспечению при этом приемлемых для Web размеров файла, Flash завоевала признание сотен тысяч разработчиков продукции для Internet. Ведь несмотря на быстрое развитие высокоскоростных линий связи, большинство пользователей все еще "попадают" в Internet по телефонным линиям, а из телефонных проводов, как их ни скручивай, оптического волокна не получится. Так что проблема минимизации объемов файлов еще долго будет "головной болью" создателей Web-узлов. Конечно, можно создать Web-узел, используя только возможности языка HTML икак можно меньше растровой графики. Но на сегодняшний день таким Web-узлом очень сложно "удивить" кого-нибудь. Пользователи Internet уже привыкли к анимации в Web, и нужно обладать большим талантом, чтобы заставить их оценить такую"консервативность". Поэтому использование элементов анимации и специальных эффектов поможет вам привлечь к своему Web-узлу внимание зрителей. Тем более что с помощью Flash создать простую анимацию будет совсем не сложно. Для этого не обязательно быть художником, -- вполне хватит и таких способностей к рисованию, какие были у Остапа Бендера. Нужно лишь потратить некоторое времена изучение программы. Также нужно знать, что редактируемые документы Flash сохраняются в формате FLA и для их открытия требуется полнофункциональная программа Flash, а для размещения в Web используются Flash-фильмы в компактном формате SWF, для воспроизведения которых пользователям также необходима специальная программа просмотра Flash Player. Однако это не создаст большой проблемы, так как на сегодняшний день эта программа (доступная в виде автономного проигрывателя, дополнительных встраиваемых в браузер модулей или специального элемента ActiveX) уже установлена у многих пользователей. (По данным Macromedia на момент написания этой книги проигрыватель Flash-фильмов был установлен более чем у 481 миллиона пользователей). Что позволяет выполнить Flash

Delphi является средой RAD (от англ. rapid application development -- быстрая разработка приложений). По сути является наследником языка Pascal с объектно-ориентированными расширениями. Изначально язык был предназначен исключительно для разработки приложений Microsoft Windows, затем был реализован также для платформ Linux (как Kylix), однако после выпуска в 2002 году Kylix 3 его разработка была прекращена, и, вскоре после этого, было объявлено о поддержке Microsoft .NET. Реализация языка Delphi проектом Free Pascal позволяет использовать его для создания приложений для таких платформ, как Mac OS, Windows.

В программе Flash MX 2004 можно создать анимацию, а затем добавить ее в виде отдельного Flash-фильма (. swf-файла) на свою HTML-страницу. Можно также создать в Flash MX 2004 сложный интерактивный проект, который будет содержать текст, графику, интерактивные элементы, звук, анимацию и даже видео, а затем опубликовать его в виде HTML-файла, получив таким образом полностью готовую Web-страницу. Ниже перечислены некоторые из возможных применений программы Flash MX 2004.

* Создание графических изображений. Инструменты программы Flash позволяют создавать собственную векторную графику, а также импортировать в Flash-проект изображения (как векторные, так и растровые), созданные в других программах. При этом в качестве заливки создаваемых фигур можно использовать не только однородные цвета, но и градиентные заполнения или импортированные растровые изображения.

* Анимация графических изображений. Программа Flash предоставляет широкие возможности по созданию разнообразной анимации. Можно заставить объект вращаться, плавно изменять свои размеры, перемещаться по экрану в определенном направлении и даже вдоль заданной кривой. Можно сделать так, что объект будет плавно изменять свою форму или цвет. Используя свойство ппрозрачности, можно организовать постепенное исчезновение или появление объекта.* Создание на Web-странице простого или художественного текста. Flash позволяет внедрять шрифты в Flash-фильмы (.swf-файлы), что обеспечивает отображение текста с помощью заданного шрифта на любом компьютере, независимо от того, установлен ли на нем данный шрифт. Кроме того, можно преобразовать текст в векторные фигуры и анимировать их либо задать заливку отдельных букв градиентным заполнением или растровым изображением.

Создание кнопок для Web-страницы. В Flash можно создавать кнопки, которые дадут пользователям возможность перемещаться по вашему Web-узлу или каким-либо образом управлять им и будут изменять свою форму или цвет при наведении на них курсора мыши. В этой книге также будет рассказано о том, как с помощью Flash создавать совсем "крутые" кнопки, содержащие анимацию издающие звуки при щелчке на них.

Добавление к фильму звука. Вы можете "озвучить" свой фильм, импортировав в него звуковые файлы и поместив их в определенные кадры. При этом можно задать нужное количество повторений воспроизведения звукового фрагмента и таким образом определить время его звучания. Flash поддерживает различные звуковые форматы, в том числе и популярный сегодня формат МРЗ.

Создание интерфейсов для Web-страниц. С помощью Flash MX 2004 можно создавать интерфейсы в виде набора вкладок или раскрывающихся меню, которые пользователи могут использовать для навигации по вашему Web-узлу.

Использование в Flash-фильме видеоматериалов. Flash MX 2004 позволяет вне дрить в документ Flash видеофайл (или установить связь с ним) и организовать управление его воспроизведением. Как видно из перечисленного выше, Flash MX 2004 обладает широким спектром возможностей, которые позволяют реализовать весьма разноплановые проекты.

Для разработки графического интерфейса программы был выбран графический редактор Adobe Photoshop, потому что у данного редактора больше возможностей для разработки растровых изображений. Затем разработанный макет будет импортирован в Macromedia Flash.

Adobe Photoshop -- растровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API -- Wine 0.9.54 и выше.

Поддержка слоёв получила всеобщее одобрение и являлась одной из основных функций программы, которая в скором будущем склонила множество художников и дизайнеров на свою сторону. Всё же поддержка слоёв на то время уже не была уникальной. HSC - позже известная как MetaCreations - разрабатывала программу для обработки изображений под названием Live Picture, которая поддерживала такую же технологию. MetaCreations допустили единственную и роковую ошибку - достойная по своим возможностям Live Picture, была выпущена по очень завышенной цене, что и оставило Photoshop 3.0 вне конкуренции на рынке.

В последующих версиях таких глобальных изменений, как например поддержка слоёв, не было. Несмотря на это совершенствование программы продолжалось. В версии 5.0 были введены возможности управления цветом и панель истории (History Palette), с помощью которой можно было влиять на произведённые пользователем действия - что позволило расширить творческие возможности программы. Значительные изменения произошли вместе с выходом версии 5.5 - в комплекте с Photoshop поставлялась ещё одна программа - ImageReady, которая добавила к функционалу ещё и богатые средства разработки графики для WEB. В следующей версии - 6.0 появились стили слоя (Layer Styles) и расширенные возможности управления текстом. Восстанавливающая кисть (Healing Brush) появилась в версии 7.0.

Для реализации разработки графического интерфейса данного программного продукта была использована версия Adobe Photoshop CS4 (рис. 1).

Рисунок 1. Окно интерфейса графического редактора Adobe Photoshop CS4