logo
Разработка веб-сайта, включающего базу данных, для информационного обеспечения ООО "Всевбургер" г. Всеволожск

1.1 Анализ литературы

Маклаков С.В. в своей работе представил практическое руководство по созданию информационных систем с помощью CASE - средств фирмы PLATINUM technology - BPwin и ERwin. Она содержит описание методов структурного анализа и проектирования моделей данных в объеме необходимом для практической работы. Подробно на конкретных примерах рассмотрено применение CASE - технологий и CASE - средств для автоматизации этапов анализа, проектирования и кодогенерации информационных систем. Книга предназначена как для специалистов в области информационных технологий (системных аналитиков, проектировщиков и администраторов баз данных), так и для студентов, изучающих основы системного анализа и проектирования информационных систем [8].

Альберт Д.И. в своей работе подробно изложил основные возможности новейшей версии популярного пакета Macromedia Flash Professional 8. Детально описаны интерфейс и инструментарий приложения, приведены эффективные приемы его практического применения, обсуждаются тонкости профессиональной работы. Рассмотрены действенные принципы создания и обработки графических объектов. Подробно освещены вопросы синтеза мультимедийных элементов: векторной и растровой графики, текста, видео и звука. Описана технология разработки анимации и различных подходов к ее реализации. Дано введение в язык сценариев Action Script с разнообразными примерами его применения для разработки интерактивности и динамических эффектов. В основу книги положен учебный курс, разработанный авторами и успешно читаемый ими в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете в течение пяти лет. Книга позволит читателю уверенно овладеть как базовыми навыками, так и тонкостями профессиональной работы [1].

В книге Чанг Т.К. и Кларк Ш. особое внимание уделено руководству по практической стороне разработки динамических приложений в среде Flash MX. Авторы последовательно излагают принципы программирования с использованием языка Action Script. Каждая глава посвящена разработке законченного приложения, электронной почты или системы обмена мгновенными сообщениями. Исходный код всех примеров подробно описан и тщательно разбирается. Серверная часть представлена платформами Java,.NET и ColdFusion[13].

1.2 Анализ аналогов - рынка

1.2.1 Современные CMS (Content Management System) Системы Управления Контентом

Система управления сайтом (контентом) - это комплексная программа, позволяющая простому человеку, не знакомому с программированием, создавать и поддерживать интернет-проекты любой сложности. Система управления сайтом обеспечивает пользователя необходимыми визуальными средствами для создания интерактивных страниц сайта, содержимое которых можно изменять в считанные секунды, используя встроенный в систему текстовый редактор. Кроме этого, CMS предоставляют пользователю огромный спектр дополнительных услуг, таких как менеджмент пользователей сайта, публикация новостей или статей, форумы, блоги, интернет-магазины, галереи, доски объявлений и многое другое.

Для реализации своего интернет - проекта, без системы управления сайтом не обойтись. В целом все системы представляют некий базис для работы с пользователями сайта, новостями, фотографиями, личными сообщениями и т. д., поэтому выбор той или иной системы будет зависеть от направленности и сложности проекта. На рынке сейчас имеется большое количество различных систем управления сайтом [4].

1.2.2 Анализ некоторых (наиболее известных) CMS

CMS 1С-Битрикс. Система ориентирована на корпоративные сайты, информационные и справочные порталы, социальные сети, интернет-магазины, сайты СМИ, пригодна для создания других видов веб-ресурсов.

Для хранения данных сайта используется реляционная СУБД. Поддерживаются следующие СУБД: MySQL, Oracle, MS SQL. Продукт работает на Microsoft Windows и UNIX-подобных платформах, включая Linux.

«1С-Битрикс: Управление сайтом» продаётся в одной из семи составленных фирмой-разработчиком редакций (Старт, Стандарт, Эксперт, Малый бизнес, Бизнес, Портал, Большой бизнес), определяющих набор модулей и функциональность системы.

Для корректной работы с системой управления пользователям без знания языков HTML и PHP требуется предварительная настройка системы (создание шаблона на базе графического дизайна, создание структуры разделов и страниц, а также подключение модулей системы). Данную возможность предоставляют партнёры компании «1С-Битрикс».

Идеология системы представляет собой разделение логики на модули и компоненты.

- Модули в «1С-Битрикс: Управление сайтом» - это набор программных компонентов, отвечающих за работу с различными типами баз данных, а также предоставляющих унифицированный API системы.

- Компоненты служат для связи конечного представления информации на сайте с программным ядром системы. Они используют API, созданный модулями, для организации выборки, модификации, управления информацией в базе данных.

Первая версия системы выпущена в 2001 году. На настоящий момент доступна версия 9.5 в различных редакциях.

Преимущества

Одной из особенностей «1С-Битрикс: Управление сайтом» для разработчика является механизм информационных блоков (инфоблоков). Он позволяет легко создавать пользовательские типы содержания (например для различных каталогов). При этом способы работы с инфоблоками Битрикс по возможности приближена к способам работы со справочниками платформы 1С: Предприятие.

Другой особенностью современных версий Битрикса является мощный визуальный HTML-редактор, позволяющий размещать на странице как обычную HTML информацию, PHP код, так и различные динамические компоненты, работу которых обеспечивает CMS. Однако этот редактор имеет и ряд ограничений.

Данную систему обычно критикуют по следующим позициям:

- По сравнению с бесплатными аналогами (такими как Joomla или Drupal) Битрикс достаточно медленная и требовательная к ресурсам система. Может генерировать чересчур сложные SQL запросы.

- Некоторая сложность, перегруженность системы для пользователя.

- Нестабильность системы, в частности возможны проблемы после обновления версии CMS.

- Хотя Битрикс и рекламируется как очень надёжная система, в ней были обнаружены (и позднее исправлены) ряд потенциальных уязвимостей.

- Хотя 1С рекламирует Битрикс, как систему не требующую знания программирования, для доводки сайта программировать требуется не реже, чем при работе с конкурирующими бесплатными CMS. Освоение API Битрикс достаточно сложно. Сложность ориентирования в исходном коде Битрикса, достаточно тяжёлый стиль этого кода. К тому же в большинстве современных Open Source CMS, документация генерируется с помощью php Documentor или Doxygen, что гарантирует её актуальность и возможность взглянуть на исходный код.

Внутреннее устройство Битрикса характеризует ряд устаревших архитектурных решений.

Несмотря на то, что система управления веб-содержимым нацелена на пользователей, мало знакомых с программированием, достаточно простые функции в Битриксе предполагают самостоятельного решения, что невозможно без хорошего знания программирования.

В связи с особенностями архитектуры Битрикса (каждая страница - это отдельный физический файл на сервере) эта CMS по сравнению, например с Joomla, сложна для самостоятельного изучения разработчикам. Например Joomla 1.6 после установки имеет Файлов: 4 071 и папок: 911 [около 15 мегабайт, а на диске около 25], а Битрикс около 70 000 файлов в более чем 30 000 папках [около 200 мегабайт, а на диске около 300] (следует заметить, что для примера брался Битрикс Бизнес версия в котором были включены все модули, но даже доведенная Joomla до соответствующего функционала была бы меньше и "легче" в разы.

Главная причина этого в том, что Битрикс много данных хранит в виде файлов на сервере, в то время как Joomla в виде файлов хранит исключительно программные модули, а вся динамическая информация хранится в базе данных. Отсюда происходит ещё один недостаток Битрикса, который заключается в том, что ежедневные бекапы нужно делать всего сайта с файлами, упаковка которых в свою очередь создают реальную нагрузку на сервер. В Joomla, например можно делать бекап файлов только после установки и удаления расширений на сайте.

Word Press в последнее время, в среде пользователей интернета стал популярным. В сети появилось множество проектов, как платных, так и бесплатных, где любой желающий может создать свой собственный блог. Механика работы блоговых систем заключается в публикации различного рода сообщений или новостей на своей личной странице. Все сообщения публикуются в виде новостной ленты. Сами публикации подразделяются по категориям, или рубрикам. В итоге все люди, заходящие на блог, могут ознакомиться с публикациями и прокомментировать сообщения, в том случае если хозяин блога разрешил это делать.

Для реализации блогов используются разные программные средства, но в общем виде эти сервисы организованы по одной схеме. Имеется большой сервер со специализированной системой управления сайтом. В рамках этой системы каждый человек обретает определенную дисковую квоту и инструменты для ведения блога. Заходя в систему под своим именем и логином, пользователь получает возможность делать различного рода публикации.

12 июня 2001 года Michel Valdrighi начал разработку «движка» b2, впоследствии к проекту присоединились Matt Mullenweg и Mike Little. В 2003 году название CMS было изменено на WordPress.

На 2007 год WordPress - самая популярная система для ведения автономных блогов.

Возможности:

- возможность публикации с помощью сторонних программ и сервисов;

- простота установки, настройки;

- поддержкаRSS, Atom, trackback, pingback;

- подключаемые модули (плагины) с уникальной простой системой их взаимодействия с кодом;

- поддержка так называемых «тем», позволяющих легко менять как внешний вид, так и способы вывода данных;

- «темы» реализованы как наборы файлов-шаблонов на PHP, что положительно сказывается на скорости и гибкости;

- громадные библиотеки «тем» и «плагинов»;

- заложенный потенциал архитектуры позволяет легко реализовывать сложные решения;

- наличие ЧПУ (человеко-понятный URL);

- наличие русских переводов.

WordPress выполняет много запросов к базе данных, что может привести к потере производительности на слабых хостингах. Чтобы выдержать большое количество посетителей, нужно настраивать кэширование и оптимизировать запросы к базе данных.

UCoz.

uCoz - это бесплатная система управления сайтом и хостинг для сайтов, созданных с её использованием. Модули uCoz могут использоваться как в единой связке для создания полнофункционального сайта, так и по отдельности, например, в качестве блог-платформы, веб-форума и др. На данный момент в системе создано более миллиона сайтов. uCoz.ru находится на 15-м месте самых популярных сайтов среди российских сайтов по данным Alexa Internet.

В основу разработки сервиса изначально был заложен соединённый опыт нескольких его разработчиков, который выражался в предшествующей работе над сервисами голосования и сервисом бесплатных гостевых книг, а также скриптом CMS WoCatalog Pro цена которого была приблизительно 200-400 долларов за одну лицензию. Этот скрипт написан на языке Perl. После года разработки, 29 октября 2005 года, русскоязычная версия сервисов увидела свет. В июне 2007 года состоялось официальное открытие англоязычной версии, а в августе - альфа-запуск немецкой. Сегодня доступны также версии на испанском, французском, венгерском, украинском, арабском и шведском языках.

Основные возможности системы:

- На выбор предоставляется 246 дизайнов (шаблонов) для создания сайта.

- Возможно создать собственный дизайн (шаблон), либо переделать любой стандартный.

- При регистрации выделяется 400 мегабайт дискового пространства. Дисковое пространство увеличивается с ростом числа посетителей и жизни сайта, при желании закачивать большие файлы можно привязать аккаунт Depositfiles.

- Предоставление домена третьего уровня в 21 различной зоне.

- Возможность привязать к сайту собственный домен.

- Неограниченное создание/редактирование MX записей, и создание субдоменов, после прикрепления домена.

- Доступ по FTP.

- WYSIWYG on-line редактор.

- Визуальный конструктор блоков.

- Версия сайта для PDA.

- Резервное копирование.

- RSS импорт и экспорт.

- Лайтбокс.

- ЧПУ.

- Общая авторизация - uID (unet).

- и многие другие…

Платные возможности

- Снятие копирайта системы

- Снятие рекламного баннера

- Снятие рекламы в панели управления

- Увеличение дискового пространства до 10 Гб

- Возможность скрытия счетчика uCoz (в случае использования встроенного модуля статистики)

- Возможность прикрепления файлов к письмам отправляемым через E-mail формы

После регистрации в системе вы сразу получаете:

- Имя для сайта в интернете, которое выбираете сами.

- Место для сайта

- Систему управления содержимым

- Готовые дизайны для сайта + возможность управлять ими

- uNet профиль

Особенности

Являясь по своей сути SaaS системой, uCoz обладает также присущими SaaS свойствами - закрытостью исходного кода, отсутствием возможности на подгрузку серверных скриптов и баз данных (подобное допустимо уже в рамках концепции Web 3.0 PaaS), что компенсируется большим количеством встроенных возможностей системы. Использовать статические HTML-страницы можно, но не рекомендуется, есть некоторые ограничения на их использование и загрузку.

Для веб-дизайнеров, не являющихся программистами, может представлять трудность перенос сайта с uCoz на другую платформу. Другой недостаток - невозможность использовать PHP, Perl и ASP, однако в корпоративном блоге сообщается, что вскоре использовать PHP будет возможно.

Однако, для новичка, которому просто нужна удобная площадка для своей деятельности в сети Интернет, uCoz представляет собой достаточно привлекательный вариант [4].

1.3 Задачи, функции и структура ООО «Всевбургер»

Важно представлять, что понимается под организацией. Определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся: ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами):

- инспекторами-контролерами и другими служащими;

- формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.

«Организационное взаимодействие»

Если исходить из того, что менеджмент в целом распадается на отдельные позиции менеджмента в рамках структуры, то те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут называться организационным взаимодействием.

Организация состоит из людей, которые имеют перед собой некую цель; работают в одном коллективе, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.

Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации.

Структура должностей компании ООО «Всевбургер» показана на рис. 1.1.

Должность

Функции

бармен

Быстрое обслуживание гостей с полным расчетом

официант

Прием заказов, печать предварительного счета

диспетчер

Прием заказов, печать предварительного счета, произведение расчета с гостями

администратор

имеет доступ ко всем объектам базы данных и обладает правами на их редактирование, осуществляет контроль доступа для всех пользователей системы, редактирование залов, редактирование меню, задание схем печати.

Товаровед (бухгалтер)

"Учет движения товаров и продуктов; Списание продуктов на основании отчетов о реализации; Калькуляция блюд (с учетом естественной убыли); Расчет себестоимости; Инвентаризацию (полную или частичную); Автоматическое формирование заказов на закупку продуктов; Поддержка внутреннего документооборота"

кухня

Приготовления заказанных блюд

Сервер

Хранение и операции с базами данных

Рис. 1.1 Структура должностей

Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм.

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы

- наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

В настоящее время открыть ресторан быстрого питания (открыть свой бизнес) под силу практически каждому. Большим подспорьем для начинающего предпринимателя могут стать услуги франчайзинга. Так, например, компания "Сабвей" предлагает достаточно выгодные условия для открытия подобного заведения. Схема взаимоотношений между франчайзинговой компанией и предпринимателем чрезвычайно проста. Последний (франчайзи) заключает договор коммерческой концессии и осуществляет свою деятельность от имени франчайзинговой компании, а та в свою очередь снабжает предпринимателя товарами, технологиями, оказывает содействие в ведении бизнеса. Так что это действительно надежный и доступный вариант, с помощью которого можно начать свое дело.

Основные виды деятельности:

- приём заказов и доставка еды на дом

Основные цели компании:

- удовлетворение потребностей клиентов

- поиск потенциальных клиентов

- расширение бизнеса

- увеличивать рентабельность продаж на 1.2% в год

Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления, необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

- решение одних и также вопросов не должно находиться в ведение разных подразделений;

- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.

Экспертным путем установлено, что возможно три варианта количественного состава сотрудников, подчиненные одному руководителю[16]:

- пять - семь человек, если подчиненные выполняют различные функции;

- восемь - двадцать человек, если подчиненные выполняют сходные функции;

- двадцать один - пятьдесят человек, если подчиненные выполняют одинаковые функции.

Компания ООО “Всевбургер” занимается поставкой обедов на дом и в офисы расположенных в близлежащем районе фирм по телефонным заявкам. Заказы принимаются с 10 утра до 9 часов вечера, доставка обедов выполняется с 10 до 21 часа. Необходимо разработать веб-сайт компании ООО «Всевбургер» для заказа продукции через интернет.

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет ответственность за его состояние и деятельность. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Диспетчер фирмы

Принимает заказы по телефону. Заказы записываются в журнал. В каждом заказе он должен зафиксировать адрес и телефон заказчика (если ранее он не пользовался услугами кафе), названия заказанных блюд и количество порций каждого из них, а также время доставки. По окончании приема заявок сортирует их по доставочным участкам (частям района, обслуживаемым одной машиной доставки). Сведения о количестве заказанных блюд передаёт на кухню, а выписанные на отдельные бланки заявки - на участок фасовки. Для работы необходимо меню на текущий день с ценами каждого из блюд.

Администратор - должностное лицо, которое подчиняется директору организации. Он осуществляет руководство деятельностью коллектива в соответствии со своими обязанностями и правами.

Бухгалтерия - осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Финансовый отдел - производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением необходимого сырья, топлива, материалов и т.д. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Шеф повар - подчиняется заведующему производством.

Функции шеф-повара:

- является ответственным лицом, которое руководит всей кухонной сферой, а также следит за производством блюд по установленному стандарту кафе с учетом достижения максимального успеха в экономике и организации производства;

- поддерживает руководителя закупок по всем вопросам приобретения сырья, товаров и качеству;

- руководит своей сферой с учетом основных производственных направлений развития фирмы;

- организует, руководит, контролирует работу всех занятых на кухне

- сотрудников;

- контроль над качеством;

Все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Неудивительно поэтому, что управленческая работа также имеет много общих характеристик. Руководитель - это руководитель, и хотя организации, сферы и ответственность могут различаться, работа председателя правления, директора имеет много общего с работой мастера на сборочном конвейере.

1.4 Обоснование выбора и системный анализ задач, подлежащих автоматизации

информационный автоматизация веб сайт данные

Автоматизации подлежит процесс заказа через интернет продукции, компании ООО «Всевбургер» г. Всеволожск.

В настоящее время Российский рынок программного обеспечения имеет большое количество CASE-средств, краткий обзор:

Power Designer компании Sybase.

В состав Power Designer входят следующие модули:

Process Analyst - средство для функционального моделирования, поддерживает нотацию Йордона-ДеМарко, Гейна-Сарсона и несколько других. Имеется возможность описать элементы данных (имена, типы, форматы), связанные с потоками данных и хранилищами данных. Эти элементы передаются на следующий этап проектирования, причем хранилища данных могут быть автоматически преобразованы в сущности;

Data Analyst - инструмент для построения модели "сущность-связь" и автоматической генерации на ее основе реляционной структуры. Исходные данные для модели "сущность-связь" могут быть получены из DFD-моделей, созданных в модуле Process Analyst. В ER-диаграммах допускаются только бинарные связи, задание атрибутов у связей не поддерживается;

Application Modeler - инструмент для автоматической генерации прототипов программ обработки данных на основе реляционных моделей, построенных в Data Analyst. Может быть получен код для Visual Basic, Delphi, а также для таких систем разработки в архитектуре "клиент-сервер" как PowerBuilder, Uniface, Progress и др. Генерация кода осуществляется на основе шаблонов, соответственно управлять генерацией можно за счет изменения соответствующего шаблона;

Silverrun компании Silverrun Technologies Ltd.

CASE-система Silverrun состоит из следующих инструментов:

BPM - построение DFD-диаграмм. Поддерживает нотации Йордона-ДеМарко, Гейна-Сарсона, Уорда-Меллора и многие другие. Данный инструмент позволяет автоматически проверить целостность построенной модели, причем список критериев проверки определяется пользователем (например: отсутствие имен у элементов модели, потоки данных типа "хранилище - хранилище" или "внешняя сущность - внешняя сущность" и т.д.)

ERX - построение диаграмм "сущность-связь". Поддерживаются не только бинарные связи, но и связи более высоких порядков, имеется возможность определения атрибутов у связей. Построенные ER-модели с помощью внешней утилиты могут быть конвертированы в реляционные структуры

RDM - инструмент реляционного моделирования, позволяет генерировать SQL-скрипты для создания таблиц и индексов примерно для 25 целевых СУБД.

Следует отметить, что компания Silverrun Technologies Ltd является не только разработчиком CASE - инструментария, но также создала собственную методологию создания информационных систем, получившую название Datarun. Эта методология включает описание всех этапов жизненного цикла информационной системы, перечень и последовательность работ, требования к содержанию и оформлению документов и многое другое;

BPWin и ERWin компании LogicWorks.

LogickWorks выпускает два взаимодополняющих инструмента проектирования информационных систем:

BPWin - функциональное моделирование на основе методологии IDEF0. Допускается также использование нотации IDEF3 и DFD в нотации Йордона - ДеМарко. Имеется возможность экспорта построенных моделей в системы функционально-стоимостного анализа (ABC - Activity Based Costing) и информационного моделирования ERWin.

ERWin - средство информационного моделирования, используется нотация IDEF1X. Поддерживаются свыше 20 целевых СУБД, имеется возможность генерации прототипов прикладных программ для Visual Basic, Delphi и т.д. [10]

Обоснование выбора.

BPwin является наиболее популярной программой, а для меня более предпочтительной и удобной в работе, поэтому для проектирования я выбираю именно это СASE-cредство.

Среда BPwin используется для проведения анализа и организации бизнес-процессов и поддерживает методологии IDEF0, IDEF3 (Work Flow Diagram) и DFD (DataFlowDiagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (модель AS-IS) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель TO-BE)[3].

При запуске BPwin,появляется основная панель инструментов, палитра инструментов и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer.

При создании новой модели выскакивает меню, в котором нужно указать, будет ли создана новая модель заново, или она будет открыта из файла, ввести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель[8].

Более подробно об основных направлениях деятельности ООО «Всевбургер» можно увидеть на Рис. 1.2-1.3.

Рис. 1.2 Деятельность организации ООО «Всевбургер»

Рис. 1.3 Деятельность организации ООО «Всевбургер»

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой кнопкой мыши, появляется всплывающее контекстное меню, каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта [8].

1.5 Выявление и оценка информационных потоков и структуры информации

В любом предприятии возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Для эффективного руководства организацией и оптимального выполнения работ современным руководителям и специалистам постоянно требуется иметь в распоряжении обширную и достоверную информацию. Этого можно достичь в настоящее время только с помощью средств и методов автоматизации информационных потоков.

Информационный поток- это информация, рассматриваемая в процессе ее движения в пространстве и времени в определенном направлении.

Правильный выбор или разработка программных продуктов для автоматизации информационных потоков в рамках информационных систем - первейшая задача современных организаций. Для проведения совещаний нужно иметь автоматизированные офисы, а для выполнения технологических процессов - АИС (в том числе АСУ), функционирующие в рамках определенных предметных областей, организаций, производств и т. д. Введение новых безбумажных технологий, использующих ЭВМ и новые организационные формы их применения, повышает требования к защите информации при оперативности информационного обмена. Так в многоуровневых системах организационного управления, таких как банки, налоговые службы и т. п., информационное обеспечение представляет собой сеть банков данных, в которых эти требования обеспечиваются.

В организацию ООО «Всевбургер» в основном приходит аудиальная информация, то есть воспринимаемая с помощью органов слуха. Это безусловно не совсем удобно и замедляет процесс обслуживания клиентов. То есть: принимается заказ по телефону, заказ записывается в журнал, в каждом заказе фиксируется адрес и телефон заказчика (если ранее он не пользовался услугами кафе), названия заказанных блюд и количество порций каждого из них, а также время доставки. Сведения о количестве заказанных блюд передаются на кухню, а выписанные на отдельные бланки заявки - на участок фасовки. По завершению приема заявок, готовое блюдо доставляется заказчику по доставочным участкам (частям района, обслуживаемым одной машиной доставки).

Для обеспечения более удобного обслуживания клиентов, я разрабатываю сайт, с помощью которого можно будет заказывать еду через интернет. И для заказа потребуется сделать всего лишь несколько действий: это написать свой e-mail адрес, выбрать желаемые блюда из меню и отправить заказ, который тут же попадёт в руки диспетчеру.

1.6 Обоснование требований заказчика к автоматизации

До начала разработки веб-сайта в ООО «Всевбургер» приходила только аудиальная информация, выстраивались очереди, телефон был постоянно занят. Из-за этого бывали даже случаи потери потенциальных клиентов.

Сайт поможет клиентам осуществить быстрый выбор при заказе, они смогут оставлять свои жалобы и пожелания.

Разработка веб-сайта поможет разрешить все проблемы в работе с клиентами.

1.7 Выводы

В первой главе проведен анализ предметной области.

Проведен предпроектный анализ ООО «Всевбургер».

Рассмотрены современные тенденции рынка интернет- разработок и проведен обзор действующих сайтов, проанализированы их особенности, отмечены недостатки.

Выполнен анализ языков разработки Интернет-приложений.

Выделены основные требования к разрабатываемому Flash сайту.

Глава 2. Проектирование Flash-сайта для ООО «Всевбургер»

На этапе проектирования Flash-сайта для ООО «Всевбургер» определяется его структура, организация информации на сайте, навигация по разделам сайта, разрабатывается дизайн сайта.

Проектирование Flash-сайта для ООО «Всевбургер» включает в себя следующие этапы:

- анализ и проектирование информации на сайте;

- анализ и проектирование структуры сайта;

- проектирование системы навигации по сайту;

- описывается функциональность сайта;

2.1 Постановка задачи и планирование содержания web-сайта

Это первоначальный этап, с которого непосредственно начинается создание сайтов, где нужно определить цели и задачи для веб-сайта и начать собирать и анализировать информацию, которая будет необходима, чтобы обосновать бюджет и требуемые ресурсы. Это также время, чтобы определить объем сайта, интерактивные, функциональные возможности, поддержку необходимых технологий, требуемых глубиной и широтой информационных ресурсов, которыми нужно будет заполнить сайт, чтобы оправдать ожидания пользователей.

Технология разработки. Сайт будет поддерживаться в операционной системе Windows, будет доступен для известных браузеров таких как: Firefox, Internet Explorer,GoogleChrome, Opera. В общем веб-сайт будет работать у всех, у кого есть интернет. У пользователей будет возможность обратиться в службу поддержки. Сделать они это смогут, отправив сообщение по электронной почте или позвонив в службу поддержки по телефону. Для доступа к разделам сайта необходимости в регистрации пользователя не будет, а чтобы заказать обед нужно будет просто ввести номер телефона и электронный адрес. Так же, сайт будет иметь динамическое аудиовизуальное содержание.

2.2 Проектирование содержания сайта

Веб-сайт ООО «Всевбургер» будет содержать:

1. Информацию о компании.

2. Информацию клиентам - меню, фото альбом.

3. Контактную информацию - юридический адрес и телефон ООО «Всевбургер»

2.3 Проектирование структуры сайта

При планировании структуры сайта необходимо продумать несколько основных вещей: структуру каталогов, структуру навигации, необходимость заставки сайта.

2.3.1 Структура каталогов

С самого начала следует упорядочить содержимое проекта. Все картинки нужно сложить в одну папку, служебные файлы в другую, сами страницы также можно разделить (например, по разделам). Так будет проще ориентироваться. Для этого следует определить структуру будущего сайта. Существует несколько основных структур:

- линейная структура - страницы располагаются в определенном порядке. Переход с одной страницы на другую строго определен. Такая структура обоснована, например, при обучении. Располагая страницы в определенном порядке, вы можете быть уверены, что пользователь не пропустит нужный материал. Линейная структура показана на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Линейная структура

- иерархическая - страницы разбиты по категориям и подкатегориям. Такая структура наиболее удобна. Иерархическая структура показана на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Иерархическая структура

- произвольная - страницы расположены в свободном порядке. Такая структура оправдана только для небольших сайтов. Произвольная структура показана на рис. 2.3.

Рис. 2.3 Произвольная структура

2.3.2 Структура навигации

Это очень важная часть планирования ресурса. Способ доступа к информации на сайте должен быть простым и понятным. Пользователь в любую минуту должен знать ответы на следующие вопросы:

1. Где я нахожусь?

2. Куда могу пойти?

3. Как туда добраться?

4. Как вернуться назад?

Для решения этих задач используются различные варианты. Например, можно как-то выделить страницу в меню, на которой сейчас находится пользователь, а само меню сделать видимым на всех страницах сайта.

Также можно сделать так называемые навигационные ключи, т.е. на каждой странице (сверху) указать полный путь до этой страницы по схеме: главная страница - название раздела - название страницы.

Вообще, придерживайтесь правила трех кликов, которое гласит, что до любой страницы сайта пользователь должен добраться не более, чем за три клика (перехода).

2.3.3 Текстовая система навигации

Самый распространенный вид. Надо сказать, что текстовая навигация должна присутствовать даже, если вы используете другие системы навигации (так как она самая надежная). В общем случае, такая навигация представляет собой оформленные различными способами текстовые ссылки.

Различают горизонтальное и вертикальное меню. Вертикальное меню располагается справа или слева каждой страницы. Горизонтальное меню располагается, как правило, сразу под шапкой сайта. Для повышения удобства рекомендуется дублировать горизонтальное меню внизу каждой страницы (только не оформлять его также пышно, как верхнее).

Кнопки - являются вторыми по частоте использования элементами навигации. Кнопки могут быть любого размера, формы, цвета и стиля. Используя их, вам придется подключить к каждой обработчики событий (например, на java script), которые будут описывать действия по нажатию на кнопку или наведения на нее курсора мыши. Более оптимальным решением является следующее: оставить лишь вид кнопки (фоном), а текст на ней все-таки оформить в виде ссылки. Этого не трудно добиться средствами CSS. Пример обыкновенной кнопочной навигации показан на рис. 2.4.

Рис. 2.4 Кнопочная навигация

Навигационные карты. При таком подходе берется изображение и к различным его областям привязываются ссылки. Самым распространенным примером являются туристические карты мира, щелкаете по ее части с какой-либо страной и попадаете на страницу, посвященную этой стране. Карты обязательно надо дублировать хотя бы скромным горизонтальным меню внизу страницы. Иначе, при малейшем сбое пользователь вообще никуда не сможет перейти.

Пример навигационной карты для сайта магазина бытовой техники могла бы выглядеть так, как показано на рис. 2.5.

Рис. 2.5 Пример навигационной карты

На этом сайте нет страниц, посвященных холодильникам и пылесосам, поэтому ссылки ведут на эту же страницу, но если вы создадите нужные страницы, то при щелчке по области с холодильником будет осуществляться переход на страницу про них. Аналогично и для других областей карты.

«Приветственная страница» сайта. Наверно все встречали сайты, на которых вместо главной страницы появляется заставка. Обычно это большая фотография с встроенной музыкой или видеоролик. Такие страницы привлекают внимание. Пользователи интернета относятся к такому по разному - одни их приветствуют, других это раздражает.

Для того чтобы не было противоречий, обязательно нужно сделать отключение функции видео или музыки.

Главная страница сайта. Обычно это первая страница, на которую попадает пользователь. Поэтому она должна удовлетворять некоторым условиям:

- Главная страница должна отражать тематику сайта.

- Она должна быть интересной, чтобы пользователю захотелось пройтись по другим страницам сайта.

- Желательно разместить на ней функцию поиска по сайту.

- Пусть на ней будет раздел с постоянно обновляющейся информацией, например: новости, акции, советы дня.

- Обязательно должен присутствовать способ обратной связи (e-mail, телефон, адрес).

Остальные страницы сайта. Внешний вид всех страниц сайта должен быть выдержан в едином стиле. На них должно быть указано название ресурса и обязательная ссылка на главную страницу. В остальном каждая страница должна быть уникальна, т.е. иметь свое содержание. Причем, следует учесть несколько моментов[6]:

1. Так же нужно следить за длиной страницы. Если она больше 2,5 экранов, следует разбить страницу на две.

2. Следует разбивать текст на абзацы, делать отступы и поля. Выделять текст заголовками и подзаголовками. В общем, сделать так, чтобы он легко воспринимался.

3. Снабжать текст картинками и графиками, но не нужно переусердствовать. Все должно быть обоснованно и в меру.

Структура сайта для ООО «Всевбургер» представлена на рис. 2.6.

Рис. 2.6 Структура сайта для ООО «Всевбургер»

Сайт компании ООО «Всевбургер»будет flash сайтом.Flash сайт - это по сути сайт-визитка или промо-сайт с единственной разницей - вся информация выдается с помощью Flash технологии.

Такой сайт очень красочный и динамичный, в смысле анимации. Чаще всего флеш-сайты создаются для того, чтобы удивить посетителей дизайном и динамикой. Так как компания ООО «Всевбургер» очень молода, я буду создавать флеш-сайт, в первую очередь, для привлечения потенциальных клиентов.

Сайт-визитка это мини-сайт, состоящий не более чем из десяти страниц и предоставляющий основную информацию о вашей компании, товарах и услугах, контактные данные. Круг задач, решаемых сайтом-визиткой, соответствует задачам, решаемым обычной визитной карточкой. Сайт позволяет передать основную информацию, необходимую, чтобы человеку рассказать о себе, собственных увлечениях и т.д., а фирме, о своих основных товарах и услугах.

Промо-сайт это сайт про какую-либо услугу и продукцию и предназначен для ее продвижения. Промо-сайт можно сделать аналогично небольшому рекламному буклету. Такой сайт будет содержать краткую информацию о продвигаемом продукте (или услуге), описание основных преимуществ, рекламные тексты и контактную информацию. Характерными особенностями промо-сайта являются[15]:

- соответствие стиля и качества дизайна тематике продвигаемого продукта или услуг;

- простота и понятность сайта и его содержания: посетитель, попав на сайт, должен сразу увидеть продукт, без которого он «жить дальше не может»;

- краткость и емкость описаний, качественные рекламные тексты и слоганы.

2.3.4 Представление вариантов использования посредством Rational Rose

Rational rose - популярное средство визуального моделирования объектно-ориентированных информационных систем компании Rational Software Corp. Работа продукта основана на универсальном языке моделирования UML (Universal Modeling Language). Благодаря уникальному языку моделирования Rational Rose способен решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Только Rose позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое.

Только Rational Rose имеет весь необходимый набор визуальных средств проектирования. Только Rose поможет решить проблемы с кодогенерацией на определенном языке программирования. Только Rational Rose осуществляет такие подходы, как прямое и обратное проектирование, а так же Round Trip Engineering. Такой арсенал позволит не только проектировать новую систему, но и доработать старую, произведя процесс обратного проектирования[12].

На рис. 2.7. показана диаграмма персонала ООО «Всевбургер» и все действия персонала кафе.

Рис. 2.7 Функции организации ООО «Всевбургер»

2.4 Проектирование базы данных flash-сайта для ООО «Всевбургер»

В качестве сервера баз данных можно использовать практически любой из распространённых серверов. Но обычно при постановке задачи необходимо учитывать какой сервер баз данных будет доступен на хостинге. И если нет хостинга с MSSQL или Oracle, то выбираем MySQL. Предоставляется большим количеством даже бесплатных хостингов, не говоря уже о платных.

При разработке флеш-сайтов всё намного проще. База данных автоматически создаётся при помощи программы, в которой разрабатывается сайт и сохраняется в формате XML.

XML - расширяемый язык разметки, фактически представляющий собой свод общих синтаксических правил. XML - текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных) для обмена информацией между программами, а также для создания на его основе более специализированных языков разметки (например, XHTML)[6].

Одним из самых важных аспектов XML является его удобочитаемость, как компьютерами, так и людьми. Это отличает его от других языков представления баз данных, в которых либо используется двоичный код, либо данные совершенно недоступны для чтения.

Таким образом, вы легко можете самостоятельно создать и отредактировать простой XML-документ, воспользовавшись обычным текстовым редактором, например Notepad (Блокнот) или SimpleText. Однако в большинстве случаев XML-документы создаются в других программах. Передавать XML-данные могут многие серверные программы управления базами данных. Некоторые приложения баз данных, которые вы запускаете на своем компьютере, имеют функцию экспортирования в XML.

Чтобы XML-документ мог быть считан во Flash, он должен быть правильно создан. Это означает, что должен быть соблюден определенный набор правил, некоторые из которых являются очевидными.

Все дескрипторы XML-документа должны иметь соответствующие закрывающие дескрипторы, т.е. дескриптору <apples> должен соответствовать закрывающий дескриптор </apples>. Кроме того, дескрипторы должны быть расположены в правильном порядке. Например, порядок <fruitxapples>2</applesx/fruit: является правильным, а порядок <1 ruitxapples>2</fruitx/apples> -ошибочным, и в последнем случае синтаксический анализ документа не будет проведен корректно.

Весь XML-документ можно поместить в одну строку, без дескрипторов и символов обрыва строки. Но при этом документ может стать "нечитабельным" для пользователей. Во Flash MX существует возможность игнорировать символы табуляции и обрыва строки. Чтобы избавиться от пробелов во Flash 5, приходится писать специальный код.

Дескрипторы в XML имеют не только значения или дочерние узлы, но и атрибуты. Например, если в дескрипторе необходимо указать больше информации, чем просто apples, можно использовать атрибут для задания более специфичного параметра: <apples type=green>5</apples>