logo
Разработка дизайна методического пособия по технике и технологии фотографии

1.1 Методическое пособие

Методичка (методическое пособие) обычно представляет собой брошюру небольшого объема, содержащую подробный методический материал в какой-либо области. Так, методички бывают для бухгалтерии, отдела делопроизводства, сотрудников правоохранительных органов, да и вообще -- в любой сфере деятельности человека есть методические указания, выполненные в том или ином виде. Итак, методические издания (печать методического издания) можно разделить по их практической направленности (теоретические материалы или сугубо практические), проблематике (та или иная сфера научных изысканий), для учащихся в среднеспециальных и высших учебных заведений.

Также бывают такие виды методических пособий, как:

Методические рекомендации - разновидность учебно-методического издания, раскрывающая порядок, логику и специфику изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия с целью распространения наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду деятельности (печать авторефератов срочно недорого). Обязательным элементом является включение конкретных примеров, иллюстрирующих описываемую методику на практике. В отличие от методических разработок методические рекомендации ориентированы не столько на описание последовательности осуществляемых действий, сколько на раскрытие содержания одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Выделяют методические рекомендации по изучению курса, выполнению контрольных работ и др (печать книжек для садовых товариществ).

Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами. Различают методические разработки уроков и методические разработки внеклассных мероприятий.

Обычно методические пособия печатают таким экономичным видом печати, как ризография, в черно-белом варианте. Поскольку для методических пособий качество печати не так важно, как сама информация, размещенная в ней.

Зачастую в методические указания для студентов включены следующие разделы: общие положения, избрание темы, роль консультанта и научного руководителя, структура работы (дипломной или курсовой работы), требования по оформлению и содержанию работы, а также рекомендации, касающиеся подготовки к защите. В методичку также включен и список литературы, обязательной для изучения и дополнительной. Этим списком можно пользоваться при подборе источников для написания студенческих работ.

Многие ошибочно полагают, что сведения, содержащиеся в методических пособиях, банальны и одинаковы, однако без них невозможно успешно выполнить студенческую работу, например, курсовую или дипломную работу, особенно отчет по практике. При несоблюдении правил написания работ, установленных в учебном заведении, можно получить низкую оценку.

Необходима методичка и тогда, когда студент решил купить курсовую работу, а не писать ее самостоятельно, чтобы исполнитель смог выполнить работу по всем требованиям.

Как писать методические пособия

Методическое пособие - это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов.

Пошаговая инструкция

· Изучите существующие материалы по теме будущего пособия. Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.

· Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность, но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

· Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

· Разработайте контрольные вопросы, по теме "методички" и варианты решения, рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.

· Создавая методическое пособие, старайтесь излагать материал как можно более простым и понятным языком. Подобные работы, в первую очередь, предназначены для людей, которые только начинают осваивать данный предмет.

· Не забудьте указать в конце работы список использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета. В ходе разработки необходимо проводить согласование разрабатываемого текста с преподавателем не реже раза в неделю с тем, чтобы гарантировать правильное изложение материала.

При разработке примеров желательно создавать единый сквозной пример, показывающий разработку целостного приложения на всём протяжении методического пособия, если это возможно в рассматриваемой теме. Разрабатывая пособие, вы должны его писать "как бы для себя, но только что знакомящегося с темой". То есть пишите такое пособие, получив которое в руки до знакомства с темой, вы легко бы поняли и освоили материал.

Основной акцент делайте на простоте изложения материала и подкреплении его практическими примерами. Больше пояснений и примеров. Выясните, какие практические проблемы возникают при использовании или освоении технологии и обязательно расскажите, как их решать. Из этого, в частности, следует, что имеет смысл записывать все проблемы, с которыми вы сталкивались и то, как вы их решали. Наверняка с этими сложностями столкнутся и те, кто будет изучать технологию по вашему методическому пособию

В пособии рекомендуется использовать иллюстрации - диаграммы, рисунки с пояснениями, снимки с экрана.

Использовать их стоит лишь в том случае, когда они, действительно, упрощают понимание материала. Не стоит добавлять иллюстрации, когда из текста вполне ясен излагаемый материал.

За время изучения излагаемой темы вы должны стать в ней экспертом и методическое пособие должно стать понятным для других изложением вашего видения вопроса.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка - до 15% текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть - до 75% текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение - до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература - список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово "Приложение" и ставят его номер (например "Приложение 1"). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

- указывается, чему посвящено данное пособие;

- предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

- возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.