2.1. Интеллектуальные возможности человека.
Дейкстра [2.1] выделяет три интеллектуальные возможности человека, используемые при разработке ПС:
способность к перебору,
способность к абстракции,
способность к математической индукции.
Способность человека к перебору связана с возможностью последовательного переключения внимания с одного предмета на другой с узнаванием искомого предмета. Эта способность весьма ограничена - в среднем человек может уверенно (не сбиваясь) перебирать в пределах 1000 предметов (элементов). Человек должен научиться действовать с учетом этой своей ограниченности. Средством преодоления этой ограниченности является его способность к абстракции, благодаря которой человек может объединять разные предметы или экземпляры в одно понятие, заменять множество элементов одним элементом (другого рода). Способность человека к математической индукции позволяет ему справляться с бесконечными последовательностями.
При разработке ПС человек имеет дело с системами. Под системой будем понимать совокупность взаимодействующих (находящихся в отношениях) друг с другом элементов. ПС можно рассматривать как пример системы. Логически связанный набор программ является другим примером системы. Любая отдельная программа также является системой. Понять систему - значит осмысленно перебрать все пути взаимодействия между ее элементами. В силу ограниченности человека к перебору будем различать простые и сложные системы [2.2]. Под простой будем понимать такую систему, в которой человек может уверенно перебрать все пути взаимодействия между ее элементами, а под сложной будем понимать такую систему, в которой он этого сделать не в состоянии. Между простыми и сложными системами нет четкой границы, поэтому можно говорить и о промежуточном классе систем: к таким системам относятся программы, о которых программистский фольклор утверждает, что "в каждой отлаженной программе имеется хотя бы одна ошибка".
При разработке ПС мы не всегда можем уверенно знать о всех связях между ее элементами из-за возможных ошибок. Поэтому полезно уметь оценивать сложность системы по числу ее элементов: числом потенциальных путей взаимодействия между ее элементами, т.е. n! , где n - число ее элементов. Систему назовем малой, если n < 7 (6! = 720 < 1000), систему назовем большой, если n > 7 . При n=7 имеем промежуточный класс систем. Малая система всегда проста, а большая может быть как простой, так и сложной. Задача технологии программирования - научиться делать большие системы простыми.
Полученная оценка простых систем по числу элементов широко используется на практике. Так, для руководителя коллектива весьма желательно, чтобы в нем не было больше шести взаимодействующих между собой подчиненных. Весьма важно также следовать правилу: "все, что может быть сказано, должно быть сказано в шести пунктах или меньше". Этому правилу мы будем стараться следовать в настоящем пособии: всякие перечисления взаимосвязанных утверждений (набор рекомендаций, список требований и т.п.) будут соответствующим образом группироваться и обобщаться. Полезно ему следовать и при разработке ПС.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Разработка программных приложений
- Введение
- Лекция 1. Надежное программное средство как продукт технологии программирования. Исторический и социальный контекст программирования
- 1.1. Программа как формализованное описание процесса обработки данных. Программное средство.
- 1.2. Неконструктивность понятия правильной программы.
- 1.3. Надежность программного средства.
- 1.4. Технология программирования как технология разработки надежных программных средств.
- 1.5. Технология программирования и информатизация общества.
- Литература к лекции 1.
- Лекция 2. Источники ошибок в программных средствах
- 2.1. Интеллектуальные возможности человека.
- 2.2. Неправильный перевод как причина ошибок в программных средствах.
- 2.3. Модель перевода.
- 2.4. Основные пути борьбы с ошибками.
- Литература к лекции 2.
- Лекция 3. Общие принципы разработки программных средств
- 3.1. Специфика разработки программных средств.
- 3.2. Жизненный цикл программного средства.
- 3.3. Понятие качества программного средства.
- 3.4. Обеспечение надежности - основной мотив разработки программных средств.
- 3.5. Методы борьбы со сложностью.
- 3.6. Обеспечение точности перевода.
- 3.7. Преодоление барьера между пользователем и разработчиком.
- 3.8. Контроль принимаемых решений.
- Литература к лекции 3.
- Лекция 4. Внешнее описание программного средства
- 4.1. Назначение внешнего описания программного средства и его роль в обеспечении качества программного средства.
- 4.2. Определение требований к программному средству.
- 4.3. Спецификация качества программного средства.
- 4.4. Функциональная спецификация программного средства.
- 4.5. Методы контроля внешнего описания программного средства.
- Литература к лекции 4.
- Лекция 5. Методы спецификации семантики функций
- 5.1. Основные подходы к спецификации семантики функций.
- 5.2. Метод таблиц решений.
- 5.3. Операционная семантика.
- 5.4. Денотационная семантика.
- 5.5. Аксиоматическая семантика.
- 5.6. Языки спецификаций.
- Литература к лекции 5.
- Лекция 6. Архитектура программного средства
- 6.1. Понятие архитектуры программного средства.
- 6.2. Основные классы архитектур программных средств.
- 6.3. Архитектурные функции.
- 6.4. Контроль архитектуры программных средств.
- Литература к лекции 6.
- Лекция 7. Разработка структуры программы и модульное программирование
- 7.1. Цель модульного программирования.
- 7.2. Основные характеристики программного модуля.
- 7.3. Методы разработки структуры программы.
- 7.4. Контроль структуры программы.
- Литература к лекции 7.
- Лекция 8. Разработка программного модуля
- 8.1. Порядок разработки программного модуля.
- 8.2. Структурное программирование.
- 8.3. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде.
- 8.4. Контроль программного модуля.
- Литература к лекции 8.
- Лекция 9. Доказательство свойств программ
- 9.1. Обоснования программ. Формализация свойств программ.
- 9.2. Свойства простых операторов.
- 9.3. Свойства основных конструкций структурного программирования.
- 9.4. Завершимость выполнения программы.
- 9.5. Пример доказательства свойства программы.
- Литература к лекции 9.
- Лекция 10. Тестирование и отладка программного средства
- 10.1. Основные понятия.
- 10.2. Принципы и виды отладки.
- 10.3. Заповеди отладки.
- 10.4. Автономная отладка модуля.
- 10.5. Комплексная отладка программного средства.
- Лекция 11. Обеспечение функциональности и надежности программного средства
- 11.1. Функциональность и надежность как обязательные критерии качества программного средства.
- 11.2. Обеспечение завершенности программного средства.
- 11.3. Обеспечение точности программного средства.
- 11.4. Обеспечение автономности программного средства.
- 11.5. Обеспечение устойчивости программного средства.
- 11.6. Обеспечение защищенности программных средств.
- Литература к лекции 11.
- Лекция 12. Обеспечение качества программного средства
- 12.1. Общая характеристика процесса обеспечения качества программного средства.
- 12.2. Обеспечение легкости применения программного средства.
- 12.3. Обеспечение эффективности программного средства.
- 12.4. Обеспечение сопровождаемости.
- 12.5. Обеспечение мобильности.
- Литература к лекции 12.
- Лекция 13. Документирование программных средств
- 13.1. Документация, создаваемая в процессе разработки программных средств.
- 13.2. Пользовательская документация программных средств.
- 13.3. Документация по сопровождению программных средств.
- Литература к лекции 13.
- Лекция 14. Аттестация программного средства
- 14.1. Назначение аттестации программного средства.
- 14.2. Виды испытаний программного средства.
- 14.3. Методы оценки качества программного средства.
- Литература к лекции 14.
- 15.2. Особенности объектного подхода к разработке внешнего описания программного средства.
- 15.3. Особенности объектного подхода на этапе конструирования программного средства.
- 15.4. Особенности объектного подхода на этапе кодирования программного средства.
- Лекция 16. Компьютерная поддержка разработки и сопровождения программных средств
- 16.1. Инструменты разработки программных средств.
- 16.2. Инструментальные среды разработки и сопровождения программных средств.
- 16.3. Инструментальные среды программирования.
- 16.4. Понятие компьютерной технологии разработки программных средств и ее рабочие места.
- 16.5. Инструментальные системы технологии программирования.
- Литература к лекции 16.
- Рекламные ссылки