logo
Textbook_MISIS_ru_V_3

Замещение исполнителей заданий

Замещение пользователей применяется в случаях, когда исполнитель, которому предназначено задание, не имеет возможности его выполнить, - например, заболел, находится в отпуске или командировке. В таких случаях подсистема замещения исполнетелей перенаправляет задание другому пользователю.

Часто в СУБПиАР решают эту проблему при помощи импорта организационной структуры предприятия в СУБПиАР и задания в ней функций замещения, основанных на положении сотрудников в административной системе управления предприятием. В некоторых системах эта проблема решается при помощи вставки программного кода, реализующего перенаправление заданий, непосредственно в бизнес-процессы.

Оба этих решения неудобны: Организационная структура предприятия является отдельной сущностью и помещать ее в СУБПиАР нежелательно, т.к она также используется в других системах предприятия (ERP, CRM и т.п.). В случае использования программного кода бизнес-процесс становится неудобным для модификации, т.к. для изменения замещения как правило требуется привлекать программиста.

Но главное - такое решение неудобно управленцам, потому, что оно не соответствует их мышлению. В случае замещений исполнителей задач управленцам гораздо комфортнее думать "в терминах" людей, а не бизнес-процессов. Им удобнее не перебирать все бизнес-процессы, в которых теоретически может участвовать замещаемый пользователь и изменять в них настройки, а явно задать замещение в свойствах пользователя, может быть, указав при этом какие-то условия, при выполнении которых замещение будет выполнено.

Поэтому в системе RunaWFE правила замещения "привязаны" к исполнителям задач, а не к бизнес-процессам. Для каждого замещаемого сотрудника правила замещения просматриваются в некотором порядке до тех пор, пока либо не будет найдено подходящее правило замещения, либо будет выяснено, что ни одного подходящего правила нет.

Описание правила назначения заместителя.

Правило содержит функцию над организационной структурой предприятия, которая возвращает заместителя.

Список параметров правила:

Пример правила назначения заместителя:

Реализация в системе RunaWFE

В свойствах пользователя можно задать набор правил замещения. Для конкретного пользователя правило замещения будет состоять из двух частей:

У пользователя может быть одно из двух состояний:

Механизм замещения применяется только к пользователям, имеющим статус «не активен».

При формировании списка заданий правила замещения, относящиеся к данному пользователю, просматриваются сверху вниз до тех пор, пока либо не будет найдено первое по порядку подходящее правило замещения (в котором выполняется условие в «критерии» и заместитель имеет статус «Активен»), либо будет выяснено, что ни одного подходящего правила нет.

В список заданий этого пользователя (заместителя) и будет перенаправлено данное задание.

Замечание. Возможны ситуации, в которых у Пользователя не будет заместителя.

Вводное занятие.

Изучение интерфейса системы RunaWFE.

Цель занятия

Целью занятия является ознакомление с интерфейсом системы RunaWFE и графическим редактором бизнес-процессов.

Порядок выполнения работы

Запустите RunaWFE симулятор, для этого дважды кликните по ярлыку «Start Simulation» на рабочем столе. Появится консольное окно (рис ***).

Рис *** Окно RunaWFE симулятора

Сообщение " [org.jboss.system.server.Server] JBoss (MX MicroKernel) [4.2.3.GA (build: SVNTag=JBoss_4_2_3_GA date=...)] Started in ..." в этом окне означает, что RunaWFE симулятор запущен.

После того, как RunaWFE симулятор запустится, кликните на ярлыке «Simulation Web Interface». Откроется окно браузера (рис ***).

Рис *** Форма аутентификации пользователя

В поле «Пользователь» введите Administrator, а в поле «Пароль» - wf и нажмите кнопку «Войти». Появится интерфейс администратора сервера RUNA WFE (рис ***).

Рис Интерфейс системы RunaWFE

Перейдите к списку исполнителей кликнув по надписи «Исполнители» в левой части экрана.

Откроется список исполнителей (рис 1.4)

Рис 1.4 Список исполнителей

Создайте группу пользователей «Users». Для этого кликните «Создать группу», Откроется интерфейс создания группы (рис 1.5).

Рис 1.5 Интерфейс создания группы пользователей

В поле «Имя» введите слово «Users», и добавьте какое-нибудь описание этой группы, после чего нажмите кнопку «Применить».

Далее перейдите на вкладку «Система», кликнув по надписи «Система» в нижней части меню. Откроется интерфейс «Обладатели полномочий» (рис 1.6).

Рис 1.6 Форма распределения полномочий

Добавьте созданную Вами группу в этот список. Для этого кликните по надписи «Добавить». Откроется список (рис 1.7), в котором найдите группу «Users». Установите напротив этой группы галку и нажмите «Добавить».

Рис 1.7 Форма подключения пользователей и групп к распределению полномочий

Теперь необходимо выдать группе некоторые полномочия. Для этого кликните по надписи «Система», напротив группы «Users» поставьте галки в столбцах: «Читать», «Входить», «Загружать определение процесса», как показано на рисунке, и нажмите кнопку «Применить».

Рис 1.8 Форма распределения полномочий с добавленными пользователями

Далее создайте учетные записи пользователей «Студент» и «Преподаватель».

Для создания учетной записи «Преподаватель» откройте интерфейс «Исполнители» и кликните по надписи «Создать пользователя». Откроется форма для ввода данных пользователя. В поле «Имя» введите «Преподаватель», в поле «Код» введите любой код, например 12, остальные поля заполнять необязательно.

Рис ** Форма создания учетной записи пользователя

По окончании заполнения форм нажмите кнопку «Применить».

Для дополнительной правки учетной записи откройте меню «Исполнители». Найдите исполнителя «Преподаватель» и кликните по нему. Откроется интерфейс редактирования учетной записи (рис 1.10).

Рис 1.10 Расширенная форма правки учетной записи пользователя

Графа «Свойства исполнителя» является стандартным для учетной записи пользователя, в нем содержится базовое описание пользователя.

В графе «Статус» устанавливается статус пользователя («Активен» или «Не активен»). Его изменяют в случае если сотрудник появляется на рабочем месте, либо не может на нем появиться в силу каких-либо обстоятельств.

В графе «Пароль» введите пароль для пользователя «Преподаватель», знать старый пароль пользователя при этом не требуется. Затем нажмите «Применить». В графе «Группы пользователя» кликните надпись «Добавить» и в открывшемся списке поставьте галку напротив группы «Users», после чего нажмите кнопку «Добавить».

Настройка учетной записи «Преподаватель» завершена.

Аналогичным образом создайте и настройте учетную запись «Студент».

Запустите графический редактор бизнес-процессов системы RunaWFE. Для этого кликните на ярлык "Process Designer" на рабочем столе. Появится форма графического редактора:

Рис *** Графический редактор бизнес-процессов

Запустите RunaWFE симулятор. Запустите web-интерфейс системы RunaWFE, войдите в систему RunaWFE под пользователем Administrator. Запустите графический редактор бизнес-процессов системы RunaWFE.

Создайте новый проект - "Занятие_1"

Создайте простейший бизнес-процесс:

Название процесса – Пример_1

Нотация BPMN

Задаем связи, соединяющие начало окончание и узел - действие)

Для удобства расположения объектов в рабочей среде пп RUNA можно использовать «сетку» (вкладка вид- показать сетку)

Создаем роли

Задаем название роли

Задаем роль для «узел-действие 1»

Создаем роль для «начала»

Экспортируем процесс в папку «рабочий стол»

Загружаем бизнес-процесс на RunaWFE сервер

Требования к содержанию и оформлению отчета

В результате выполнения лабораторной работы должен быть сформирован отчет.

В отчете должны содержаться следующие выходные данные:

1) Цель

2) Скриншоты всех основных действий, совершенных в процессе выполнения задания с пояснениями

3) Результаты исполнения

4) Выводы

Контрольные вопросы

    1. Из каких компонентов состоит RunaWFE?

    2. Что такое Web-интерфейс?

Практическое занятие №1.

Изучение перспективы потока управления

Цель занятия

Целью занятия является изучение перспективы потока управления

Теоретические сведения

Необходимые теоретические сведения изложены в параграфе "Перспектива управления потоком" настоящего пособия.

Порядок выполнения работы

  1. Задайте основные действия согласно рисунку ***

Обратите внимание на разницу между элементами, обозначающими Разделение и Слияние. «Разделение» в отличие от «Слияния» может имеет больше 2 исходящих связей, слияние же емеет только 1 исходящую связь.(рис ***)

Рис Схема бизнес-процесса сдачи экзамена.

Далее создайте роли: студент и преподаватель и измените их параметры по аналогии с практическим заданием №1. Задайте роли согласно Рисунку ***. Элементу «Начало» присваивается роль «Преподаватель».

Экспортируйте файл «Пример_2» в папку. Запустите «Simulation web interface». Войдите в систему под учётной записью «Преподаватель» пароль « wf » и загрузите определение процесса в систему (см. Практическое задание №1). Запустите загруженный процесс, в списке заданий появится новое задание «Экзамен проставить автоматом?» (рисунок 2.2)

Рис ** Список задний. Текущие задания.

Кликните по заданию 1 раз – в появившемся поле (рисунок 2.3) ответьте на вопрос системы, на своё усмотрение. (допустим «нет»)

Рис. ** Содержание задания

По схеме процесса преподаватель выполнил свои обязанности на данном этапе бизнес-процесса, необходимо войти в систему, под учётной записью «Студент» и в «Списке заданий» необходимо выполнить ряд действий, соответствующих нашему бизнес-процессу. (рисунок 2.4)

Рис. 2.4 Текущие операции пользователя «Студент»

Выполнив все операции, мы входим в систему как «Преподаватель» и выполняем заключительные операции согласно написанному бизнес-процессу. Завершение процесса отображается во вкладке «Запушенные процессы» (рисунок 2.5)

Рис 2.5 Вкладка «Запущенные процессы»