2_3. Цепи постоянного тока
Ознакомьтесь с теорией в конспекте и учебнике (Савельев, т.2, §§34-36). Запустите программу «Эл-магн.Кванты». Выберите «Электричество и магнетизм» и «Цепи постоянного тока». Нажмите вверху внутреннего окна кнопку с изображением страницы. Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект. (Если вы забыли, как работать с системой компьютерного моделирования, прочитайте ВВЕДЕНИЕ стр.5 еще раз).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Знакомство с компьютерным моделированием цепей постоянного тока.
Экспериментальное подтверждение законов Ома и Кирхгофа.
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ (СИЛЫ) ТОКА .
ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ: величина (сила) тока, текущего по однородному (в смысле отсутствия сторонних сил) металлическому проводнику, пропорциональна падению напряжения U на проводнике , где R - сопротивление проводника.
РЕЗИСТОРОМ называется устройство, обладающее заданным постоянным сопротивлением.
НАПРЯЖЕНИЕ НА РЕЗИСТОРЕ .
ЗАКОН ОМА ДЛЯ НЕОДНОРОДНОГО УЧАСТКА ЦЕПИ
, где1и2- потенциалы концов участка Е12- э.д.с., действующая на данном участке цепи.
ЗАКОН ОМА ДЛЯ ЗАМКНУТОЙ ЦЕПИ , где Е - суммарная э.д.с., действующая в цепи, R - суммарное сопротивление всей цепи.
РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЦЕПЬЮ называется электрическая цепь, имеющая узлы.
УЗЛОМ называется точка, в которой сходится более чем два проводника. Ток, текущий к узлу, принято считать положительным, а ток, текущих от узла, считается отрицательным.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КИРХГОФА: алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю = 0.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО КИРХГОФА: в каждом из замкнутых контуров, которые можно мысленно выделить в данной разветвленной цепи, алгебраическая сумма падений напряжения равна алгебраической сумме э.д.с.
.
При анализе разветвленной цепи следует обозначать с одним индексомток, протекающий по всем последовательно соединенным элементам от одного узла до другого. Направление каждого тока выбирается произвольно.
При составлении уравнений второго правила Кирхгофа токам и э.д.с. нужно приписывать знаки в соответствии с выбранным (как вам удобно) направлением обхода:
ток принято считать положительным, если он совпадает с направлением обхода, и отрицательным, если он направлен против этого направления;
э.д.с. считается положительной, если ее действие (создаваемый ею ток) совпадает с направлением обхода.
Количество уравненийпервогоправила Кирхгофа должно быть на одно меньше количества узлов в данной цепи. Количествонезависимыхуравненийвторогоправила Кирхгофа должно быть таким, чтобы общее количество уравнений оказалось равным количествуразличныхтоков. Каждый новый контур при этом должен содержать хотя бы один участок цепи, не вошедший в уже рассмотренные контуры.
МЕТОДИКА и ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ
В данной лабораторной работе исследуется модель простейшей разветвленной электрической цепи, состоящей из трех источников э.д.с., подключенных параллельно к одному резистору (нагрузке).
Закройте окно теории. Внимательно рассмотрите рисунок, найдите все регуляторы и другие основные элементы и зарисуйте их в конспект.
Нарисуйте в конспекте эквивалентную схему цепи, расположив источники один под другим и учитывая наличие внутреннего сопротивления у каждого источника. Укажите знаки э.д.с., направления токов в каждом участке и направления обхода каждого замкнутого контура. Составьте систему уравнений для нахождения токов в каждом участке.
Получите у преподавателя допуск для выполнения измерений.
ИЗМЕРЕНИЯ:
Соберите на экране заданную эквивалентную цепь. Для этого сначала щелкните левой кнопкой мыши над кнопкой э.д.с. в нижней части экрана. Переместите маркер мыши на рабочую часть экрана, где расположены точки. Ориентируйтесь на рисунок схемы в описании к данной ЛР. Щелкните левой кнопкой мыши в рабочей части экрана, где будет расположен первый источник э.д.с. Переместите маркер мыши вниз на одну клетку и снова щелкните левой кнопкой под тем местом, где расположился первый источник. Там появится второй источник э.д.с. Аналогично разместите и третий источник.
Разместите далее последовательно с каждым источником резистор, изображающий его внутреннее сопротивление (нажав предварительно кнопку R в нижней части экрана) и амперметр (кнопка А там же). Затем расположите резистор нагрузки и последовательно соединенный с ним амперметр. Под нагрузкой расположите вольтметр, измеряющий напряжение на нагрузке.
Подключите соединительные провода. Для этого нажмите кнопку провода внизу экрана, после чего переместите маркер мыши в рабочую зону схемы. Щелкните левой кнопкой мыши в точке, где проходит провод.
Установите значения параметров для каждого элемента. Для этого щелкните левой кнопкой мыши на кнопке со стрелкой. Затем щелкните на данном элементе. Подведите маркер мыши к движку появившегося регулятора, нажмите на левую кнопку мыши и, удерживая ее в нажатом состоянии, меняйте величину параметра и установите числовое значение, равное взятому из таблицы 1 для вашей бригады.
Установите сопротивления резистора нагрузки R = 1 Ом. Измерьте значения всех токов и напряжения на нагрузке (щелкнув мышью по кнопке «Счет») и запишите их в таблицу 2. Меняя сопротивление R, повторите измерения параметров и заполните таблицу 2.
Таблица 1. Значения э.д.с. и внутреннего сопротивления источников (не перерисовывать)
Бригада | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Е1,Е2,Е3[В] | 3,7,-2 | 4,-3,-8 | 3,6,-4 | 6,-2,-8 | -6,5,8 | 5,8,-4 | -4,6,-7 | 8,-4,6 |
R1,R2,R3 [Ом] | 2,1,1 | 1,3,1 | 2,1,2 | 1,1,2 | 2,1,1 | 1,2,1 | 1,1,2 | 1,3,1 |
Таблица 2. Результаты измерений | Таблица 3. Результаты расчета | ||||||||||
| R[Ом] | I1 [A] | I2 [A] | I3 [A] | I [A] | U [В] |
| I1 [A] | I2 [A] | I3 [A] | I [A] |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА:
Запишите для вашей цепи решение системы уравнений для всех токов в общем виде.
Рассчитайте значения всех токов для каждого сопротивления нагрузки и запишите в таблицу 3.
Постройте график экспериментальной зависимости падения напряжения на нагрузке U от тока I через нее.
Сформулируйте выводы по графику.
- Лабораторные работы
- Допуск к лабораторной работе
- Оформление конспекта для допуска к лабораторной работе
- Оформление лабораторной работы к зачету
- Г р а ф и к (требования):
- Вывод по графику (шаблон):
- Вывод по ответу (шаблон):
- Раздел 2. Электричество и магнетизм. Оптика
- 2_1. Движение заряженной частицы в электрическом поле
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_2. Электрическое поле точечных зарядов
- Эксперимент 1. Исследование поля точечного заряда
- Эксперимент 2. Исследование поля диполя
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_3. Цепи постоянного тока
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_4. Магнитное поле
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_5. Электромагнитная индукция
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_6. Свободные колебания в контуре
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_7. Вынужденные колебания в rlc-контуре
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_8. Дифракция и интерференция
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 2_9. Дифракционная решетка
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Некоторые полезные сведения