logo
Лабораторная работа №9

Компоненты сетевой подсистемы: клиенты, сервисы, адаптеры, протоколы. Установка, основные параметры и взаимосвязь компонентов.

Клиент — это аппаратный или программный компонент вычислительной системы, посылающий запросы серверу.

Программа, являющаяся клиентом, взаимодействует с сервером, используя определенный протокол. Она может запрашивать с сервера какие-либо данные, манипулировать данными непосредственно на сервере, запускать на сервере новые процессы и т. п. Полученные от сервера данные клиентская программа может предоставлять пользователю или использовать как-либо иначе, в зависимости от назначения программы. Программа-клиент и программа-сервер могут работать как на одном и том же компьютере, так и на разных. Во втором случае для обмена информацией между ними используется сетевое соединение.

Разновидностью клиентов являются терминалы — рабочие места на многопользовательских ЭВМ, оснащённые монитором с клавиатурой, и не способные работать без сервера. В 90-е годы появились сетевые компьютеры — нечто среднее между терминалом и персональным компьютером. Сетевые компьютеры имеют упрощённую структуру и во многом зависят от сервера.

Тем не менее, не всегда под клиентом подразумевается компьютер со слабыми вычислительными ресурсами. Чаще всего понятия «клиент» и «сервер» описывают распределение ролей при выполнении конкретной задачи, а не вычислительные мощности. На одном и том же компьютере могут одновременно работать программы, выполняющие как клиентские, так и серверные функции.

Сетевые сервисы это набор важнейших компонентов сетевого взаимодействия, обеспечивающие стабильную и безопасную коммуникацию между компьютерами как внутри локальной сети, так и находящимися на разнесённой территории.

Они включают, прежде всего, сетевые операционные системы (как серверные так и клиентские), службы каталогов (для централизованного хранилища информации об объектах в сети (компьютеры, пользователи, др.)), решения в области межсетевого взаимодействия и сетевой интеграции (обеспечивающие сетевое взаимодействие через публичные сети (Интернет) посредством нахождения оптимального пути следования пакетов, а также их шифрованное состояние в процессе передачи если необходимо, а также обеспечение защиты на входе в локальные сети извне), службы разрешения имён, динамического назначения IP адресов, а также другие.

Сетевой протокол - набор правил, позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между двумя и более включёнными в сеть устройствами.

Разные протоколы зачастую описывают лишь разные стороны одного типа связи; взятые вместе, они образуют стек протоколов.

Новые протоколы для Интернета определяются IETF (Internet Engineering Task Force -Специальная комиссия интернет разработок), а прочие протоколы - IEEE (Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике) или ISO (Международная организация по стандартизации). ITU-T (Международный союз электросвязи) занимается телекоммуникационными протоколами и форматами.

Наиболее распространённой системой классификации сетевых протоколов является так называемая модель OSI, в соответствии с которой протоколы делятся на 7 уровней по своему назначению - от физического (формирование и распознавание электрических или других сигналов) до прикладного (API для передачи информации приложениями).

Сетевая плата (также известная как сетевая карта, сетевой адаптер) — периферийное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети.

Обычно, сетевая плата идёт как отдельное устройство и вставляется в слоты расширения материнской платы (в основном – PCI, ранние модели использовали шину ISA). На современных материнских платах сетевой адаптер всё чаще является встроенным, таким образом, покупать отдельную плату не нужно до тех пор, пока не требуется организации ещё одного сетевого интерфейса. На сетевой плате для подключения к локальной сети имеются разъёмы для подключения кабеля витой пары и, или BNC – коннектор для коаксиального кабеля, а так же несколько информационных светодиодов, сообщающих о наличии подключения и передачи информации.