Моделирование в управленческой деятельности
Понятие процесса моделирования. Классификация моделей
Для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.
Существующие в настоящее время организации отличаются огромным разнообразием как по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам, другим параметрам. При этом каждая организация по-своему уникальна. Однако для управления всеми организациями применяются одинаковые принципы, методы и способы. Чтобы приспособить их к особенностям конкретного предприятия, четко определить место управляющих структур в общей структуре предприятия, а также их взаимодействие между собой и с другими подразделениями, широко применяется моделирование.
Моделирование — это создание модели, т, е. образа объекта, заменяющего его, для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью.
Модели объектов являются более простыми системами, с четкой структурой, точно определенными взаимосвязями между составными частями, позволяющими более детально проанализировать свойства реальных объектов и их поведение в различных ситуациях. Таким образом, моделирование представляет собой инструмент анализа сложных систем и объектов.
К моделям выдвигается ряд обязательных требований.
Во-первых, модель должна быть адекватной объекту, т. е. как можно более полно соответствовать ему с точки зрения выбранных для изучения свойств.
Во-вторых, модель должна быть полной. Это означает, что она должна давать возможность с помощью соответствующих способов и методов изучения модели исследовать и сам объект, т. е. получить некоторые утверждения относительно его свойств, принципов работы, поведения в заданных условиях.
Множество применяющихся моделей можно классифицировать по следующим критериям:
способ моделирования;
характер моделируемой системы;
масштаб моделирования.
По способу моделирования различают следующие типы моделей:
аналитические, когда поведение объекта моделирования описывается в виде функциональных зависимостей и логических условий;
имитационные, в которых реальные процессы описываются набором алгоритмов, реализуемых на ЭВМ.
По характеру моделируемой системы модели делятся:
на детерминированные, в которых все элементы объекта моделирования постоянно четко определены;
на стохастические, когда модели включают в себя случайные элементы управления.
В зависимости от фактора времени модели делятся на статические и динамические. Статические модели (схемы, графики, диаграммы потоков данных) позволяют описывать структуру моделируемой системы, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. Динамические модели позволяют описывать развитие во времени процессов, протекающих в системе. В отличие от статических, динамические модели позволяют обновлять значения переменных, сами модели, динамически вычислять различные параметры процессов и результаты воздействий на систему.
Сам процесс моделирования может быть представлен в виде цикла.
Можно выделить пять этапов моделирования.
Постановка проблемы и ее анализ — выделяются важные черты и свойства объекта, исследуются взаимосвязи элементов в структуре объекта, формулируются гипотезы, объясняется поведение и развитие объекта.
Построение модели — выбирается тип модели, оценивается возможность его применения для решения поставленных задач, уточняется перечень отображаемых параметров моделируемого объекта и связи между ними. Для сложных объектов определяется возможность построения нескольких моделей, отражающих различные аспекты функционирования объекта.
Подготовка исходной информации — осуществляется сбор данных об объекте (на основании изучения модели). Затем происходит их обработка с помощью методов теории вероятности, математической статистики и экспертных процедур.
Проведение расчетов и анализ результатов эксперимента — производится оценка достоверности результатов.
Применение результатов на практике — работа с моделируемым объектом с учетом его предполагаемых свойств, полученных при изучении моделей. При этом полагается, что эти свойства с достаточным уровнем вероятности действительно присущи данному объекту. Последнее положение должно основываться на результатах предыдущего этапа.
Если полученные на пятом этапе результаты недостаточны, изменился сам объект или его окружающая среда, то происходит возврат к первому этапу и новое прохождение цикла моделирования.
При построении системы информационного обеспечения управленческой деятельности обычно используют три основные модели:
модель самой организации как объекта управления;
модель управленческих структур организации в их связи с управляемой системой;
модель внешней среды, с которой взаимодействует организация.
Модель организации как объекта управления
Существует множество разных подходов к построению модели организации как объекта управления.
Исторически первой является так называемая механистическая модель.
Эта модель появилась в конце XIX в. и получила широкое распространение в начале XX в. Теоретической основой данной модели являются положения школы научного менеджмента. В рамках этого направления была выдвинута теория, согласно которой самой эффективной формой организации является так называемая рациональная бюрократия. С точки зрения этой модели, предприятие представляет собой механизм, являющийся комбинацией основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы и материалов Целью предприятия является увеличение прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для достижения этого с максимальной эффективностью при минимальных затратах необходимо оптимально использовать все имеющиеся в распоряжении виды ресурсов. Это означает, что управление организацией в первую очередь должно быть направлено на оперативное управление, с помощью чего оптимизируется структура всего процесса производства. В соответствии с этим подходом эффективность функционирования организации оценивается по некоторому экономическому показателю. Этот показатель определяется как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.
Механистическая модель организации (также называемая моде лью рациональной бюрократии) имеет ряд как положительных, так и отрицательных черт. К плюсам можно отнести то, что данная модель позволяет установить технические и экономические связи между различными факторами производства и определить их зависимость друг от друга. С другой стороны, эта модель недостаточно учитывает роль человеческого фактора в эффективной работе организации. Также в механистической модели используются некоторые положения школы научного менеджмента, которые критически оцениваются современной наукой и практикой, например, стремление к завоеванию позиции на рынке главным образом за счет снижения издержек, а не роста доходов или приоритетная ориентация на крупные предприятия, а также всеобщий контроль четкого выполнения плановых заданий и т. п.
Эти недостатки ограничивают возможность применения механистической модели.
Другой моделью, появившейся и широко распространенной в начале XX в., была модель, в которой организация представлялась как коллектив работников, сформированный по принципу разделения труда. В этой модели человек выделялся в качестве главного фактора производительности предприятия.
Элементами этой модели являются мотивация работников, коммуникаций, внимание к работникам, лояльность, коллективное принятие решений. Таким образом, моделируется система отношений между людьми в рамках данной организации. Особое внимание при этом уделяется стилю управления, его влиянию на показатели производительности и удовлетворению работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю руководства. Он обеспечивает наиболее полное раскрытие способностей работающих путем вовлечения их в процесс принятия управленческих решений, а не только их исполнения.
Главная задача управляющего звена в рамках данной модели - организация и управление персоналом. Организация персонала заключается в определении его структуры и состава, регулировании отношений между работниками, координации процессов, направленных на достижение поставленных целей. Управление персоналом подразумевает личный контакт с сотрудниками, необходимый для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов.
Если управление персоналом поставлено правильно, то у организации не должно возникать проблем с достижением определенного уровня доходов, объема выпускаемой продукции и т. п.
Таким образом, критерием успешной работы в рамках этой модели является повышение эффективности организации за счет совершенствования кадровых ресурсов.
Это требует разработки специальных методов, с помощью которых должна проводиться оценка качества труда, выявляться внутренние процессы, требующие усовершенствования с целью повышения производительности труда.
Недостатком данной модели является концентрация внимания только на одном внутреннем факторе — человеческом ресурсе и подчинение ему всех остальных факторов производства. Это ограничивает возможности модели в поиске резервов для повышения эффективности организации.
Эта модель, как и механистическая, относится к типу «закрытых» моделей организации. Это означает, что организация рассматривается как некая замкнутая система и не учитывается воздействие факторов внешней среды. К таким факторам относятся, например, конкуренция, сбыт, взаимодействие с органами власти и пр.
Поэтому впоследствии были созданы другие модели, для которых характерна «открытость», т. е. учет того, что кроме внутренних факторов и условий функционирования на эффективность организации оказывают влияние и факторы внешней среды.
Сейчас большинство моделей организации строится на основе понятий теории систем. Организация представляется в виде сложной системы, обладающей определенными свойствами, которая может быть описана некоторыми графическими, математическими и другими моделями.
К таким присущим всем системам свойствам относятся следующие:
Делимость — система состоит из нескольких частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и функции. При этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе.
Целостность — система обладает всей полнотой свойств и функций только как единое целое.
Связанность компонентов — все компоненты системы связаны между собой и влияют друг на друга своим нахождением в системе или выходом из нее. Вхождение компонентов в систему и их исключение из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем и (или) взаимодействия с внешней средой.
Эмерджентность — свойства системы проявляются только в результате взаимодействия ее компонентов. При этом части системы могут не иметь целевого назначения всей системы.
Гибкость — система должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней самой и во внешней среде.
Таким образом, в данной модели признается взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы между собой, а также с внешней средой, т. е. организация рассматривается как единство ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.
При таком подходе эффективность работы организации зависит от факторов, находящихся в двух сферах:
внешней: из нее организация получает все виды ресурсов, включая информацию;
внутренней: ее сильные и слабые стороны создают определенные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги.
В рассматриваемой модели главным направлением деятельности управляющего является стратегическое управление. Это связано с тем, что поведение организации в условиях, когда все предприятия взаимосвязаны, но при этом каждое действует соответственно со своими целями и возможностями, не может быть точно спрогнозировано и спланировано.
Эффективность деятельности организации здесь оценивается как системная целесообразность. Это означает способность системы к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменяющихся внешних условиях и факторах.
Структура модели организации как объекта управления
Любая модель организации должна полно отображать:
организационную структуру у правления; это означает выделение функциональных подсистем организации и установление связей между ними;
механизм управления, к которому относятся цели, критерии, ресурсы и методы управления.
Организационную структуру предприятия удобно описывать организационной моделью, которая демонстрирует состав функциональных подразделений предприятия и связи их подчинения и взаимодействия.
Специалисты выделяют следующие типы организационных структур предприятия:
линейная;
функциональная;
линейно-функциональная;
линейно-штабная;
матричная.
Линейная организационная структура (рис 1.1) представляет собой схему, описывающую вертикальные связи подчинения различных подразделений организации. Так, выделяют руководителя организации его заместителя и штат сотрудников, им подчиненных. Подобный тип организационной структуры целесообразно применять при небольшом штате организации и относительно стабильной внешней и внутренней среде. Линейная структура проста и может быть эффективна, если число рассматриваемых вопросов невелико и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Рис. Линейная организационная структура
Данный тип организационной структуры применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии разветвленных связей с поставщиками, потребителями. В настоящее время линейная структура используется в управлении производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами.
При функциональной организационной структуре (рис. 1.2) предприятие подразделяется на элементы, каждый из которых имеет свои задачи и обязанности. Характеристики и особенности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности предприятия.
Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Рис.Функциональная организационная структура
Функциональная организационная структура, в отличие от линейной используется на более крупных предприятиях с серийным производством.
При функциональной организационной структуре связи подчинения более сложные. Так, нижестоящее подразделение подчиняется сразу нескольким вышестоящим в рамках курируемых ими вопросов. При такой структуре могут возникнуть ситуации, когда подчиненные подразделения не знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять и пр. Поэтому в чистом виде функциональная организационная структура используется редко. На практике чаще применяется структура смешанного типа — линейно-функциональная (рис. 1.3).
В основе этой организационной структуры лежат принципы двух предыдущих типов.
Такая структура подразумевает создание при основных звеньях вертикальной линейной структуры также и функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.
Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые становятся официальными документами после подписания линейными руководителями.
Данная система имеет две разновидности: цеховую структуру, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую - применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цеха, а на участки.
Рис. 1.3. Линейно-функциональная организационная структура
Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить эффективность управления организацией в целом.
Линейно-штабная организационная структура (рис. 1.4) во многом схожа с линейно-функциональной, но ее особенностью является то, что в ней выделяется некоторый штабной координирующий орган. Он занимается координацией вопросов какого-либо направления по всем отделениям (филиалам) и подразделениям предприятия.
Такой вид организационной структуры, как правило, встречается в крупных организациях (холдинги, транснациональные корпорации), когда необходимо обеспечить слаженную совместную работу большого числа функциональных подразделений.
Для крупных предприятий, выпускающих большое число различной продукции, а также для предприятий, работающих в широких международных масштабах, больше подходит матричная организационная структура (рис. 1.5).
Эта структура представляет собой решетчатую систему, построенную по принципу двойного подчинения исполнителей. С одной стороны, они подчинены непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь (руководителю проекта), с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. В данном случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: постоянными членами проектной группы и другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Матричная структура используется во многих отраслях промышленности, особенно в наукоемких производствах (например, в производстве электронной техники), а также в некоторых организациях непроизводственной сферы.
Рис.1.1 Матричная организационная структура
Механизм управления описывают функциональной и информационной моделями.
Функциональная модель, как правило, строится в виде диаграмм. Одним из параметров этой модели являются функциональные под разделения предприятия, в качестве других параметров выступают общие функции управления (планирование, календарно-плановое руководство, оперативное управление, контроль) и специальные управленческие функции каждого подразделения. Модель отображает распределение различных функций управления по функциональным подразделениям предприятия, а также взаимосвязь и зависимость этих функций.
Информационная модель отражает структуру циркулирующих в организации информационных потоков, их связь со структурой самой организации и состав ее информационных ресурсов. Информационная модель чаще всего строится в виде таблиц.
Модель управленческих структур
Модель структур управления предприятием, как правило, соответствует организационной структуре и ее модели.
В состав модели структур управления обычно входят следующие элементы (функциональные подсистемы):
маркетинг;
управление инновациями;
управление производством;
управление персоналом;
управление финансами.
Цели, задачи и функции данных подсистем определяются конкретно для каждого предприятия с учетом его особенностей на основании общих целей и функций управления.
Модель внешней среды организации
При создании модели организации как управляемой системы нельзя не учитывать процессы взаимодействия предприятия и окружающей его внешней среды. При этом следует выделить и обосновать параметры, достоверно отображающие взаимосвязи между элементами внешней среды и составляющими внутренней среды организации. Таких взаимосвязей существует большое множество, но для построения моделей берутся только те, которые обладают наибольшей устойчивостью и имеют решающее значение для функционирования организации.
Обычно во внешней среде, с которой взаимодействует предприятие, выделяют два уровня:
микросреда — среда прямого воздействия;
макросреда — среда косвенного воздействия.
К микросреде относятся:
поставщики;
партнеры;
акционеры;
потребители продукции;
конкуренты;
органы власти и государственного управления;
общественные организации;
законы и законодательные акты.
Макросреда учитывает следующие факторы:
политические;
экономические;
демографические;
социально-культурные;
научно-технические;
природные и географические.
Характеристиками внешней среды являются следующие параметры:
взаимосвязанность всех факторов — определяет степень влияния одного фактора на другие;
сложность — определяет число и разнообразие факторов, оказывающих значительное влияние;
динамичность — определяет относительную скорость изменения внешней среды;
неопределенность — характеризует относительное количество информации о внешней среде и уверенность в ее достоверности.
К внешней среде организации также относятся инфраструктура (транспорт,), средства массовой информации и т. п.
Рассмотрение взаимодействия предприятия с внешней средой его функционирования является одним из ключевых моментов при построении модели и организации системы управления. Ни одна организация не может существовать в изоляции от множества других предприятии, фирм, учреждений. Каждое из них оказывает определенное воздействие на процесс функционирования данной организации. Например, несвоевременные поставки сырья (из-за задержек со стороны поставщиков или транспортных проблем) могут нарушить сроки поставок готовой продукции на рынки сбыта. Все подобные моменты должны быть учтены, для этого в системе управления должны иметься необходимые механизмы для корректировки таких ситуаций и сведения к минимуму их негативных последствий.
Анализ внешней среды предприятия служит инструментом, с помощью которого можно контролировать внешние факторы, для прогнозирования потенциальных угроз развитию организации, а также открывающихся новых возможностей.
При анализе экономических факторов, прежде всего, необходимо рассматривать темпы инфляции, изменение налоговых ставок, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в данной отрасли, платежеспособность организаций. Кроме того, следует учитывать жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, изменение доли рынка, занимаемой организацией, емкость рынка.
При анализе политических факторов рекомендуется отслеживать состояние соглашений по торговле между странами, таможенной политики, нормативных актов местных и центральных органов власти, правового регулирования экономики. Также надо обращать внимание на состояние и изменения в антимонопольном законодательстве, кредитную политику местных властей и т. п.
В области научно-технического развития, необходимо следить за появлением новых технологий, материалов, изменениях в способах сбора и обработки информации, совершенствованием средств связи и вычислительной техники. Подобные изменения могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие. Последний случай связан с появлением новых перспективных технологий у конкурентов, что может нарушить конкурентоспособность вашей организации.
Анализ факторов конкуренции означает постоянный контроль со стороны организации за действиями конкурентов. Здесь можно выделить четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка перспектив развития конкурентов и отрасли в целом, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Слежение за деятельностью конкурентов позволяет организации быть готовой к потенциальным угрозам ее развитию и функционированию.
Анализ социальных факторов включает в себя отслеживание изменений общественных ценностей, социальных установок, отношений в обществе и т. п. В условиях нестабильной экономики социальная сфера порождает множество проблем, с которыми приходится сталкиваться организации. Для того чтобы эффективно решать подобные проблемы, организация как социальная система должна изменяться, приспосабливаться к внешней среде.
Анализ внешней среды обычно завершается составлением перечня, как внешних опасностей, так и возможностей, открывающихся перед организацией. Форма представления данного перечня может быть различной. Как правило, он включает в себя взвешенные факторы в упорядоченной последовательности по степени их воздействия на предприятие и оценку данного воздействия. Для наглядности внешние факторы в этом перечне можно расположить в два столбца: в одном — факторы, создающие благоприятные возможности для организации, в другом — угрожающие факторы, расположенные по степени убывания воздействия.
- Лекции по дисциплине
- Управление. Управленческая деятельность
- Информация
- Информационное обеспечение управленческой деятельности
- Организация информационного обеспечения управленческой деятельности
- Обобщенные цели и задачи информационного обеспечения
- Требования к информационному обеспечению
- Задачи создания и совершенствования системы информационного обеспечения
- Нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности
- Источники информации
- Действия с информацией в процессе информационного обеспечения
- Уровень централизации информационного обеспечения?
- Автоматизированные системы управления
- Моделирование в управленческой деятельности