32. В рамках классификации информационных медицинских систем (имс), определите, что такое автоматизированные медицинские системы территориального уровня. На какие виды их подразделяют?
Информационные системы территориального уровня.
Это программные комплексы обеспечивают управление специализированными и профильными медицинскими службами, поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики). К этому же классу относятся
На этом уровне медицинские информационные системы представлены следующими основными группами:
Информационные системы территориального управления здравоохранения, осуществляющие накопление и обработку информации о работе всех медицинских учреждений территории.
Персонифицированные регистры (базы и банки данных), содержащие информацию об определенных контингентах больных (профессиональные заболевания, сахарный диабет, наркология и т.д.).
Информационные системы отделений (центров) по оказанию экстренной консультативной помощи, обеспечивающие межбольничное взаимодействие для проведения дистанционных консультаций, выезда специалистов и эвакуации больных с целью оказания высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Информационные системы Фондов обязательного медицинского страхования, обеспечивающие информационную поддержку планирования и контроля финансирования медицинских учреждений через систему ОМС.
Информационные системы для организации и контроля лекарственного обеспечения населения, в том числе – учета льготных лекарственных средств.
МИС территориального органа здравоохранения
Содержат подсистемы:
Административно-управленческие ИС – для решения организационных задач руководителями территориальных медицинских служб, главными специалистами.
Статистические информационные медицинские системы, осуществляющие сбор, обработку и получение по территории сводных данных по основным медико-социальным показателям.
МИС для решения медико-технологических задач-Обеспечивают информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; скорой медицинской помощи и ЧС; специализированной медицинской помощи, включая регистры (фтизиатрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарственного обеспечения.
Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети-Обеспечивают создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне региона.
26. Статистические характеристики диагностических признаков и симптомов. Диагностический знак, предел нормальности. Понятие об истинных положительных и отрицательных исходах, ложных положительных и отрицательных исходах. Примеры. Истинные положительные (ТР) результаты – положительные результаты у людей действительно больных (тест правильно классифицирует их как больных).
Истинные отрицательные (ТN) результаты – отрицательные результаты у людей действительно не больных данной болезнью (тест правильно классифицирует их как здоровых).
Ложные положительные (FР) результаты – положительные результаты у людей, данной болезнью не больных (тест неправильно классифицирует их как больных).
Ложные отрицательные (FN) результаты – отрицательные результаты у людей больных (тест неправильно классифицирует их как здоровых).
35. Принципы защиты персональной информации в информационных медицинских системах. Кто имеет полный доступ к личным данным пациента? Что означает санкционированный доступ? Приведите пример системы паролей для обеспечения конфиденциальности
Санкционированный доступ к информации – это доступ, не нарушающий установленные правила разграничения доступа, служащие для регламентации прав доступа субъектов к объектам доступа.
Под безопасностью автоматизированных систем обработки информации (АСОИ) понимают их защищенность от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс их функционирования, а также от попыток хищения, изменения или разрушения их компонентов .
Одним из основополагающих понятий в ИБ является понятие доступа к информации.
Под доступом к информации понимается ознакомление с ней, ее обработка, в частности копирование, модификация и уничтожение.
Понятие доступа к информации неразрывно связано с понятиями субъекта и объекта доступа.
Субъект доступа – это активный компонент системы, который может стать причиной потока информации от объекта к субъекту или изменения состояния системы (пользователь, процесс, прикладная программа и т.п.).
Объект доступа – это пассивный компонент системы, хранящий, принимающий или передающий информацию (файл, каталог и т.п.).
Электро́нная цифровая по́дпись (ЭЦП) — информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронной форме (электронный документ) или иным образом связанная с такой информацией. Используется для определения лица, подписавшего информацию (электронный документ).
Назначение и применение ЭП
Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом[1].
Использование электронной подписи позволяет осуществить:
Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.
Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.
Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он известен только владельцу, он не может отказаться от своей подписи под документом.
Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он известен только владельцу, он может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.
36. Каковы основные функции и общие принципы построения электронной истории болезни (ЭИБ)? Какие задачи решает ЭИБ? Дайте определение понятию «регистр». Чем отличаются популяционные регистры от всех остальных? Приведите примеры регистров, используемых в медицинской практике.
Электронная история болезни – это комплекс программно-аппаратных средств и организационных решений, позволяющих полностью отказаться от использования неэлектронных носителей информации в лечебно-диагностическом процессе.
Электронная история болезни имеет несколько групп пользователей, преследующих разные цели:
· медицинский персонал – для этих пользователей прежде всего важен оперативный доступ к сведениям о пациентах, который может обеспечить ЭИБ;
· медицинская администрация – для этой группы на первый план выходит возможность оперативного контроля и управления лечебным процессом, оперативной получение достоверных статистических требований;
· научные сотрудники ищут в ЭИБ средство для систематического сбора и анализа данных для научных исследований;
· сотрудники планово-экономических служб хотят оперативно отслеживать материальные и финансовые потоки, связанные с лечебно-диагностическим процессом
Бланк истории болезни позволяет хранить следующую информацию:
· Данные о поступлении, включая диагноз, дата и время поступления
· Коды отделения поступления, признаки для учета платных госпитализаций
· Заключительный клинический диагноз и дата выписки
· Исход и другие статистические поля
· Информацию и выполненных посещениях и услугах
Указанная информация хранится в главном документе электронной истории болезни - ее первичном медицинском документе. В саму электронную историю болезни помещаются все остальные документы - дневниковые записи, назначенные диеты, листы назначений, бланки заказа лабораторных исследований (и соответственно их результаты), документы диагностической службы, записи о выполненных лечебных манипуляциях - электрофототерапии, ЛФК, массаже и многое другое. В автоматическом режиме заполняются эпикризы, выписки из истории болезни, различные справки и т.д.
Регистр - это список,перечень, учетный документ, имеющий правовое значение; название органа,осуществляющего функции надзора в какой-либо специальной области управления.
Задачи регистра:
1. Совершенствование системы оценки экономической и лечебной эффективности специализированной медицинской помощи больным ЛПЗ.
2. Практическое внедрение фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических моделей оптимизации бюджетных ресурсов с целью повышения доступности специализированной медицинской помощи.
3. Разработка и внедрение единой информационной системы мониторинга ресурсного обеспечения и доступности современных методов диагностики и лечения ЛПЗ.
4. Разработка программ определения реальной потребности в лекарственных препаратах для лечения ЛПЗ.
Информационные блоки регистра включают:
1. Персональные данные пациента.
2. Форму информированного согласия.
3. Подробные данные диагностических процедур и характеристики заболевания.
4. Подробную информацию о всех проведенных линиях терапии и осложнениях лечения.
5. Оценку ответа на терапию.
6. Стандартные аналитические отчеты для врачей и администраторов здравоохранения.
37. В рамках классификации информационных медицинских систем (ИМС), определите (а) что такое информационно-технические системы, какие из них можно выделить? (б) что такое автоматизированные информационные системы ЛПУ. На какие виды их подразделяют? Автоматизированная информационная система (Automated information system, AIS) - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.
Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.
ЛПУ:
Системы этого класса предназначены для информационного обеспечения принятия как конкретных врачебных решений, так и организации работы, контроля и управления деятельностью всего медицинского учреждения. В своей работе информационная система ЛПУ должна отображать фактически полный сценарий информационных событий, происходящих в лечебном учреждении. Так, врач, прежде чем приступить к выполнению своей работы, должен быть принят на работу отделом кадров соответствующим приказом в штат конкретного подразделения.
Среди ИС ЛПУ выделяют три класса систем: информационные системы амбулаторно - поликлинических учреждений, информационные системы медицинских учреждений стационарного типа и информационные системы консультационно – диагностических центров. Однако, это деление достаточно условно, т.к. информационная система крупного медицинского может иметь элементы систем двух и даже всех трех классов.
С ЛПУ, в соответствии с задачами управления, обычно состоит из трех подсистем: медико-технологической, организационной и административной.
Медико-технологическая подсистема обеспечивает информационную поддержку деятельности врачей различных специальностей. Все перечисленные выше медицинские информационные системы базового уровня и технологические системы уровня учреждения могут и должны входить в структуру медико-технологической подсистемы, обеспечивая автоматизацию всего технологического процесса медицинских работников.
Организационная подсистема решает задачи управления потоками больных, в том числе оптимизации и загрузки всех видов ресурсов. Функционирование подсистемы обеспечивается компьютеризацией рабочих мест персонала регистратуры, диспетчеров, медстатистика. Оперативная информация о движении больных и коечном фонде в стационарах, посещаемости в поликлинических учреждениях позволяет повысить эффективность решения проблем ожидания, очередей, выбора приоритетов.
Административная подсистема охватывает финансово-экономическую и административно-управленческую стороны деятельности ЛПУ. Подсистема позволяет решать такие задачи управления, как контроль за деятельностью различных подразделений, анализ объема и качества работы врачей, учет динамики показателей здоровья прикрепленного контингента, контроль за плановыми сроками наблюдения диспансерных групп и сроками лечения в стационаре, задачи кадровой и финансово-экономической политики учреждения (комплектование штатов, учет труда и заработной платы, учет материальных ресурсов, в том числе, специфических медицинских ресурсов, ценообразование, расчеты со страховыми компаниями, медико-экономические стандарты и др.).
- 1. Определение информатики. Общие понятия информатики. Формула для количественного.Определения информации. Единицы измерения информации. Определение информатики
- 2. Определение медицинской информатики, как прикладной науки. Задачи, решаемые методами медицинской информатики.
- 6. Локальные вычислительные сети. Протоколы компьютерных сетей. Понятие выделенного и невыделенного сервера.
- 7. Технические и программные средства локальных компьютерных сетей. Линии связи, каналы связи.
- 8. Локальные сети: файл-серверные и клиент-серверные технологии
- 10. Типы баз данных. Особенности реляционных субд ms Access и субд OpenOffice.Org Base. Назначение объектов субд Access и Base: таблицы, формы, запросы, отчеты. Типы данных.
- 13. Субд, их основные типы и характеристики. Основные типы объектов субд (таблицы и проч.). Основные задачи, решаемые этими программами. Архитектура, примеры.
- 15. Приложения и пакеты приложений. Характеристики OpenOffice и ms Office. Ценовые и качественные характеристики.
- 30.Диагностический знак. Чувствительность, Специфичность, Положительная и Отрицательная предсказательная сила. Соотношение подобия. Примеры.
- 32. В рамках классификации информационных медицинских систем (имс), определите, что такое автоматизированные медицинские системы территориального уровня. На какие виды их подразделяют?
- 41.Дискретные и непрерывные случайные величины. Числовые характеристики дискретной случайной величины (математической ожидание дисперсия), их свойства.
- 18. Адреса. Доменная организация адресного пространства. Понятие о поддоменах и сверхдоменах.
- 50. Абсолютная и относительная погрешности. Погрешности прямых и косвенных измерений. Методы статистической обработки вариационных рядов.
- 52. Теорема сложения для несовместных событий. Теорема умножения для независимых событий. Условная вероятность. Полная вероятность. Формула Байеса.
- 56. Задача дисперсионного анализа. Однофакторный и двухфакторный анализ.