logo
Kursovaya_po_Tyusovoy_Vosstanovlen

1.4.Графический метод решения задач линейного программирования

Графический метод довольно прост и нагляден для решения задач линейного программирования с двумя переменными. Он основан на геометрическом представлении допустимых решений и целевой функции задачи.

Графический метод, несмотря на свою очевидность и применимость лишь в случае малой размерности задачи, позволяет понять качественные особенности задачи линейного программирования, характерные для любой размерности пространства переменных и лежащие в основе численных методов ее решения.

Каждое из неравенств задачи линейного программирования определяет на координатной плоскости некоторую полуплоскость, а система неравенств в целом – пересечение соответствующих плоскостей. Множество точек пересечения данных полуплоскостей называется областью допустимых решений (ОДР). ОДР всегда представляет собой выпуклую фигуру, т.е. обладающую следующим свойством: если две точки А и В принадлежат этой фигуре, то неограниченной выпуклой многоугольной областью, отрезком, лучом, одной точкой. В случае несовместимости системы ограниченной задачи ОДР является пустым множеством.11

Все вышесказанное относится и к случаю, когда система ограничений включает равенства, поскольку любое равенство можно представить в виде систем двух неравенств.

Целевая функция (ЦФ) при фиксированном значении определяет на плоскости прямую линию. Изменяя значения L, мы получим семейство параллельных прямых, называемых линиями уровня.

Это связано с тем, что изменение значения L повлечет изменения лишь длины отрезка, отсекаемого линией уровня на оси (начальная ордината), а угловой коэффициент прямой останется постоянным. Поэтому для решения будет достаточно построить одну из линий уровня, произвольно выбрав значение L.12

Вектор с координатами из коэффициентов целевой функции при n перпендикулярен к каждой из линий уровня. Направление вектора совпадает с направлением возрастания целевой функции, что является важным моментом для решения задач. Направление убывания целевой функции противоположно направлению вектора.

Суть графического метода заключается в следующем. По направлению (против направления) вектора в ОДР производится поиск оптимальной точки. Оптимальной считается точка, через которую проходит линия уровня, соответствующая наибольшему (наименьшему) значению функции. Оптимальное решение всегда находится на границе ОДР, например в последней вершине многоугольника ОДР, через которую пройдет целевая прямая, или на всей его стороне.

При поиске оптимального решения задач линейного программирования возможны следующие ситуации: существует единственное решение задачи; существует бесконечное множество решений (альтернативный оптиум); целевая функция не ограничена; область допустимых решений – единственная точка; задача не имеет решений.

Методика решения задачи линейного программирования графическим методом. В ограничениях задачи заменить знаки неравенств знаками точных равенств и построить соответствующие прямые. Найти и заштриховать полуплоскости, разрешенные каждым из ограничений- неравенств задачи. Для этого нужно подставить в конкретное неравенство координаты какой – либо точки [например, (0,0)], и проверить истинность полученного неравенства.13

Если неравенство истинное, то надо заштриховать полуплоскость, содержащую данную точку.

Поскольку n должны быть неотрицательными, то их допустимые значения всегда будут находится выше оси и правее оси, т.е в I-м квадранте.

Ограничения – равенства разрешают только те точки, которые лежат на соответствующей прямой. Поэтому необходимо выделить на графике такие прямые.

Определить ОДР как часть плоскости, принадлежащую одновременно всем разрешенным областям, и выделить ее.

При отсутствии ОДР задача не имеет решений.

Если ОДР – не пустое множество, то нужно построить целевую прямую, т.е. любую из линий уровня (где L – произвольное число, например кратное и , т.е. удобное для проведения расчетов). Способ построения аналогичен построению прямых ограничений.

Построить вектор, который начинается в точке (0,0) и заканчивается в точке. Если целевая прямая и вектор построены верно, то они будут перпендикулярны.

При поиске максимума целевой функции необходимо передвигать целевую прямую в направлении вектора, при поиске минимума целевая функция – против направления вектора. Последняя по ходу движения вершина ОДР будет точкой максимума или минимума целевой функции. Если такой точки (точек) не существует, то можно сделать вывод о неограниченности целевой функции на множестве планов сверху ( при поиске максимума) или снизу (при поиске минимум).14