logo
методическое пособие для самостоятельных работ

2.12. Свойства разного назначения

Узнать текущее состояние любого управляющего элемента на этапе прогона программы можно с помощью свойства

type TControlState = set of (csLButtonDown, csClicked, csPalette, csReadingState, csAlignmentNeeded, csFocusing, csCreating, csCustomPaint, csDestroyingHandle);

property ControlState: TControlState;

класса TControl.

Элементы множества TControlState имеют следующий смысл:

Элемент

Описание

csLButtonDow

Над элементом была нажата и еще не отпущена левая кнопка мыши

n csClicked

То же, что csLButtonDown, но устанавливается, если стиль компонента содержит флаг csClickEvents и означает, что нажатие кнопки интерпретируется как щелчок

csPalette

Элемент или его родитель получил сообщение WMPALETTCHANGED

csReadingState

Элемент читает данные из потока

csAlignmentNeeded

Элемент нуждается в перерисовке, т. к. изменилось его свойство Alignment

csFocusing

Программа пытается передать элементу фокус ввода

csCreating

Элемент и/или его родительские и дочерние элементы находятся в стадии создания. Флаг очищается после завершения процесса

csCustomPaint

Элемент перерисовывается

csDestroyingHandle

Разрушается Windows-дескриптор элемента

Свойство

type TControlStyle = set of (csAcceptsControls, csCaptureMouse, csDesignInteractive, csFramed, csClickEvents, csSetCaption, csOpaque, csDoubleClicks, csFixedWidth, csFixedHeight, csNoDesignVisible, csReplicatable, csNoStdEvents, csDisplayDraglmage, csReflector, csActionClient, csMenuEvents) ;

property ControlStyle: TControlStyle;

содержит стилевые флаги элемента, имеющие такой смысл:

Стилевые флаги

Описание

csAcceptsControls

Элемент может стать владельцем дочернего элемента в технологии Drag&Dock

csActionClient

Элемент может участвовать в централизованном действии

csCaptureMouse

Элемент будет получать все сообщения от мыши, даже если ее указатель выйдет из его границ

csClickEvents

Элемент может воспринимать щелчок мыши

csDesignInteractive

Элемент воспринимает щелчок правой кнопкой мыши на этапе конструирования формы

csDisplayDragImage

Элемент способен менять свое изображение при протаскивании над ним “груза” в технологии Drags Drop

csDoubleClicks

Элемент может воспринимать двойной щелчок мыши

csPixedHeight

Элемент имеет фиксированную высоту

csFixedWidth

Элемент имеет фиксированную ширину

csFramed

Элемент имеет трехмерную рамку

csNoDesignVisible

Элемент не виден на этапе конструирования формы

csNoStdEvents

Элемент не реагирует на стандартные события от мыши или клавиатуры

csOpaque

Элемент закрашивает всю свою клиентскую область

csReflector

Элемент способен получать диалоговые сообщения Windows, сообщения, связанные с получением/потерей фокуса ввода и изменением размеров.

csReplicatable

Используется для компонентов АсtiveX

csSetCaption

Элемент способен отобразить свой образ с помощь метода PaintTo Элемент будет изменять свой заголовок при изменении своего свойства Name

Контрольные вопросы

  1. Какой класс служит базой для создания как видимых, так и невидимых компонентов.

  2. Какие компоненты способны получать и обрабатывать сообщения Windows?

  3. По каким правилам строится имя компонента в программе?

  4. Какие методы предназначены для управления списком Components?

  5. Какие компоненты называются родительскими, дочерними?

  6. С помощью каких методов можно работать со списком Controls?

  7. С помощью каких методов можно расположить компонент над всеми компонентами и убрать обратно, если он частично или полностью перекрывается другими компонентами?

  8. Какое свойство у глобального объекта Screen используется для изменения формы указателя для всех окон программы одновременно?

  9. Какие обработчики событий определяют реакцию программы на нажатие и отпускание кнопки мыши, на перемещение указателя мыши над компонентом, на щелчок и двойной щелчок левой кнопки?

  10. Каким способом достигается выделение элемента, которому в данный момент передается клавиатурный ввод?

  11. Какой интерфейс в Delphi позволяет компонентам обмениваться данными путем “перетаскивания” их мышью?

Примеры составления программ

  1. Иллюстрация технологии Drag&Drop

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, Buttons, ExtCtrls;

type

TfmExample = class(TForm)

Panel1: TPanel;

bbRun: TBitBtn;

bbClose: TBitBtn;

edInput: TEdit;

lbOutput: TLabel;

mmOutput: TMemo;

procedure lbOutputDragOver(Sender, Source: TObject; X, Y: Integer;

State: TDragState; var Accept: Boolean);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

fmExample: TfmExample;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TfmExample.lbOutputDragOver(Sender, Source: TObject; X,

Y: Integer; State: TDragState; var Accept: Boolean);

begin

Accept := True;

lbOutput.Caption := (Source as TComponent).Name

end;

end.

  1. Выбор несстандартных цветов

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, ExtCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Panel1: TPanel;

Panel2: TPanel;

ColorDialog1: TColorDialog;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

Edit1: TEdit;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

{ Вызываем диалог ColorDialog1 и контролируем его результат:

если его метод Execute возвращает True, пользователь

выбрал нужный цвет: }

if ColorDialog1.Execute then

begin

// Закрашиваем левую панель выбранным цветом:

Panel1.Color := ColorDialog1.Color;

{ Помещаем в Edit1 и в заголовок левой панели шестнадцатеричное

представление цвета: }

Edit1.Text := IntToHex(ColorDialog1.Color,8);

Panel1.Caption := Edit1.Text

end

end;

function HexStrToInt(S: String): Integer;

{Функция преобразует шестнадцатеричное представление S целого числа в тип Integer}

function HDigital(C: Char): Byte;

//Преобразует шестнадцатеричную цифру С в число

begin

case C of

'0'..'9': Result := ord(C)-ord('0');

'A'..'F': Result := ord(C)-ord('A')+10;

else

{Если очередной символ не относится к допустимым для представления шестнадцатеричной цифры, возбуждаем исключительную ситуацию, которая блокирует преобразование и сообщает пользователю об ошибке:}

raise EConvertError.Create

('Недопустимое представление шестнадцатеричного числа');

end;

end; //HDigital

var

k: Integer;

begin //HexStrToInt

Result := 0;

//Удаляем возможный символ-указатель шестнадцатеричного числа:

if S[1]='$' then delete(S,1,1);

//Цикл преобразования строки:

for k := 1 to Length(S) do

Result := Result*16+HDigital(S[k]);

end; //HexStrToInt

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Panel2.Color := HexStrToInt(Edit1.Text);

Panel2.Caption := Edit1.Text

end;

end.

  1. Демонстрация свойств AlphaBlendValue и TransparentColor

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

Timer1: TTimer;

Button2: TButton;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Timer1Timer(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

Left: Boolean;

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Left := True;

AlphaBlend := True;

AlphaBlendValue := 255;

Timer1.Enabled := True;

end;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

begin

if Left and (AlphaBlendValue>0) then

AlphaBlendValue := AlphaBlendValue-15;

if AlphaBlendValue=0 then

Left := False;

if not Left then

if AlphaBlendValue<255 then

AlphaBlendValue := AlphaBlendValue+15

else

begin

Timer1.Enabled := False;

AlphaBlend := False

end;

Caption := IntToStr(AlphaBlendValue);

Repaint

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

if TransparentColor then

Button2.Caption := 'Включить TransparentColor'

else

Button2.Caption := 'Выключить TransparentColor';

TransparentColor := not TransparentColor

end;

end.

  1. Проверка мультимедийного таймера

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, Buttons, ExtCtrls;

type

TfmExample = class(TForm)

Panel1: TPanel;

bbRun: TBitBtn;

bbClose: TBitBtn;

edInput: TEdit;

lbOutput: TLabel;

mmOutput: TMemo;

procedure bbRunClick(Sender: TObject);

procedure FormActivate(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

fmExample: TfmExample;

implementation

{$R *.DFM}

// Объявление экспортируемых функций:

function timeSetEvent(uDelay, uReolution: UINT; lpTimeProc: Pointer;

dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): Integer; stdcall; external 'winmm.dll';

function timeKillEvent(uID: UINT): Integer; stdcall; external 'winmm.dll';

// Обьявление глобальных переменных

var

uEventID: UINT; // Идентификатор события таймера

BegTime: TDateTime; // Засечка времени

Counter: Integer; // Счетчик повторений

Delay: Word; // Период срабатывания

procedure ProcTime(uID, msg: UINT; dwUse, dw1, dw2: DWORD); stdcall;

// Реакция на срабатывание таймера

var

h, m, s, ms: Word; // Переменные для декодирования времени

const

MaxCount = 500; // Количество повторений

begin

timeKillEvent(uEventID); // Останавливаем таймер

Counter := Counter+1; // Наращиваем счетчик

if Counter=MaxCount then // Конец цикла?

begin // - Да: декодируем время

DecodeTime((Time-BegTime)/MaxCount, h, m, s, ms);

fmExample.mmOutput.Lines.Add( // Сообщаем результат

Format('Задано %s ms. Получено %d ms',[fmExample.edInput.Text,ms]));

fmExample.edInput.Text := ''; // Готовим повторение

fmExample.edInput.SetFocus

end else // - Нет: вновь пускаем таймер

uEventID := timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,0,1);

end;

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

// Запускает таймер. edInput содержит требуемый период.

begin

// Проверяем задание периода

if edInput.Text='' then Exit;

try

Delay := StrToInt(edInput.Text)

except

ShowMessage('Ошибка ввода числа');

edInput.SelectAll;

edInput.SetFocus;

Exit

end;

Counter := 0; // Сбрасываем счетчик

BegTime := Time; // Засекаем время

// Запускаем таймер:

uEventID := timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,0,1);

if uEventID=0 then

ShowMessage('Ошибка запуска таймера')

end;

procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject);

begin

edInput.SetFocus

end;

end.

  1. Проверка стандартного таймера

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, Buttons, ExtCtrls;

type

TfmExample = class(TForm)

Panel1: TPanel;

bbRun: TBitBtn;

bbClose: TBitBtn;

edInput: TEdit;

lbOutput: TLabel;

mmOutput: TMemo;

Timer1: TTimer;

procedure bbRunClick(Sender: TObject);

procedure Timer1Timer(Sender: TObject);

procedure FormActivate(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

BegTime: TDateTime;

Counter: Integer;

public

{ Public declarations }

end;

var

fmExample: TfmExample;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

var

Delay: Word;

begin

// Проверяем задание интервала

if edInput.Text='' then Exit;

try

Delay := StrToInt(edInput.Text);

except

ShowMessage('Ошибка в записи числа');

edInput.SelectAll;

edInput.SetFocus;

Exit

end;

Counter := 0; // Сбрасываем счетчик

Timer1.Interval := Delay; // Устанавливаем интервал

BegTime := Time; // Засекаем время

Timer1.Enabled := True; // Пускаем таймер

Screen.Cursor := crHourGlass

end;

procedure TfmExample.Timer1Timer(Sender: TObject);

var

h, m, s, ms: Word;

begin

Counter := Counter + 1;

if Counter=55 then // 55 - кратно срабатыванию таймера

begin

Timer1.Enabled := False;

DecodeTime((Time-BegTime)/55, h, m, s, ms);

mmOutput.Lines.Add(

Format('Задано %s ms. Получено %d ms.', [edInput.Text, ms]));

edInput.Text := '';

edInput.SetFocus;

Screen.Cursor := crDefault

end;

end;

procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject);

begin

edInput.SetFocus

end;

end.

Задания для самостоятельного выполнения

  1. Объявить одномерный массив (количество элементов 10). Заполнить его числами от 15 до 6. Вывести содержимое массива на экран в компонент Label свойство Caption c пояснениями.

  2. Объявить двумерный массив (10х10). Верхнюю половину заполнить 3, нижнюю половину заполнить 5. Результат вывести на экран в компонент Label свойство Caption c пояснениями.

  3. Объявить двумерный массив (10х10). По диагонали левую половину заполнить 2, правую половину заполнить 3. Результат вывести на экран в компонент StringGrid свойство Cells.

  4. Объявить одномерный массив (количество элементов 15). Заполнить его числами от 1 до 15. Вывести содержимое массива на экран в компонент StringGrid свойство Cells.

  5. Объявить двумерный массив (10х10). Верхнюю половину заполнить 3, нижнюю половину заполнить 4. Результат вывести на экран в компонент StringGrid свойство Cells. Задать фиксированные строку и столбец для пояснений индексов массива.

  6. Вычислить длину окружности, площадь круга и объём шара одного и того же заданного радиуса. Отобразить на экране в компонент Label свойство Caption c пояснениями.