12.2.Государственная политика правовой информатизации
Стремительное развитие информационного общества в России вызывает необходимость формирования единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.
Современный уровень развития информационных правовых систем позволяет гражданам приобрести уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности отстаивать свои интересы в суде и влиять на общественные процессы. Ошибки в принятии человеком решений чаще всего бывают следствием недостатка объективной правовой информации, а некомпетентность представителей государственных органов либо других организаций в умелом использовании ими правовой информации нередко приводит к дефектам управленческих решений.
В связи с этим, актуальным становится создание действенных механизмов, которые позволят обеспечить за счет более полной правовой информированности граждан и организаций повышение эффективности юридической деятельности и улучшение правового качества жизни личности, общества и государства.
Двуединая цель правовой информатизации выбрана неслучайно, поскольку каждая из ее сторон гармонично дополняет друг друга. Например, эффективность динамической характеристики права (юридической деятельности) способствует повышению качества жизни граждан, и, наоборот, укрепление правосознания личности, безусловно, способствует получить качественно новые результаты в улучшении параметров права в целом.
Названная главная цель правовой информатизации определяется единством информатизации правотворческой, правореализационной, в т.ч. судебной и правоохранительной (правоприменительной) деятельности.
На реализацию этой цели направлена государственная политика в области правовой информатизации, основные положения которой сформулированы Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России" (135).
Основные положения государственной политики в области правовой информатизации включает в себя цель, задачи, принципы и условия ее реализации.
К основным задачам правовой информатизации относятся:
разработка государственной системы обеспечения формирования и использования информационно-правовых ресурсов;
развитие индустрии правовой информатизации;
обеспечение использования общей информационно-коммуникационной среды, комплекса информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов единой инфраструктуры правовой информатизации;
поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;
обеспечение информационной безопасности, права на информацию;
организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и использования правовых информационных ресурсов;
подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации.
Принципы правовой информатизации.
Правовая информатизация базируется на принципах:
интеграции информационно-правовых систем;
единства информационно-телекоммуникационной среды создания и использования правовой информации, включая все подсистемы ее инфраструктуры (организационных, программно-технических, лингвистических, технологических систем правовой информации, республиканских и коммерческих сетей связи и передачи данных и др.);
открытость информационных систем, обеспечивающих объединение правовой информации и других информационных ресурсов;
достоверности эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законодательных и нормативных документов;
интерактивность доступа пользователей к интегрированной территориально-распределенной базе данных правовой информации;
защищенность правовой информации и информационной инфраструктуры;
Реализация указанных принципов позволит обеспечить разумное сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная интеграция систем правовой информации различного уровня будет способствовать эффективному функционированию системы за счет быстрого обновления и надежного обмена данными и координации действий различных ее звеньев.
Условия обеспечение правовой информатизации. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов и иной правовой информации, образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (далее именуется РАСИПО).
Названная глобальная многоуровневая система представляет собой общую сеть телекоммуникаций высших органов государственной власти и управления, объединяющую локальные сети эталонных банков правовой информации и региональные сети, связанные с базовыми региональными центрами.
Органы государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации формируют и актуализируют эталонные банки только собственные правовые акты, передают копии правовой информации и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.
Узел системы правовой информации - это субъект права, имеющий лицензию и распространяющий (обеспечивающий) доступ к сертифицированной правовой информации.
Эталонный банк правовой информации - совокупность соответствующих оригиналу электронных копий правовых актов.
Вся совокупность эталонных банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует единый российский интегрированный территориально распределенный банк правовой информации.
Работу по организации интегральных банков нормативных актов, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей возлагается на центральный узел системы правовой информации, функции которого выполняет Научно-технический центр правовой информации "Система" (далее именуется НТЦ "Система").
Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потребителей выполняют региональные узлы системы правовой информации, которые организуют:
получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;
процесс накопления, хранения и ведения правовой информации конкретного региона;
осуществление по запросам пользователей поиска правовой информации;
проведение работ по правовой информатизации региона;
консультативную помощь потребителям региона по правовым вопросам.
Существенным моментом правовой информатизации является создание единой интегрированной эталонной системы правовой информации, используемой в общенациональном информационном пространстве. Единое информационное поле эталонной системы правовой информации обеспечивается не только ее транспарентностью (открытостью), объективностью (достоверностью) и постоянным обновлением, но и едиными правилами доступа к самой правовой информации эталонного содержания.
Информатизация правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.
Правовая информатизация осуществляется с помощью системы единых организационных, научно-методических, лингвистических, технологических и других условий.
Научно-методическое обеспечение состоит из результатов научных исследований и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятельности (например, кодификация и классификация, семантика и формализация нормативных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, словарей и т.п.).
Организационное обеспечение РАСИПО составляют входные и выходные правовые информационные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных базах данных. Общесистемные базы данных должны формироваться в виде интегрированного информационного поля на основе полнотекстовых баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного или группы пользователей. При разработке информационного обеспечения особое внимание уделяется решению вопросов придания юридической силы нормативным актам на машинных носителях.
Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари и т.п.), способы и формы отражения документов в банках данных, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможности применения современных средств информатизации.
Технологическое обеспечение ведения эталонных банков правовой информации составляют высокопроизводительные универсальные ЭВМ с широким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации, а также программное обеспечение РАСИПО обеспечивает унифицированный выбор операционных систем, средств телекоммуникации и систем управления базами данных для всех используемых типов ЭВМ. При использовании нестандартных программных средств пользователь сам обеспечивает совместимость своей подсистемы с РАСИПО.
В литературе высказываются справедливые мнения о необходимости постоянной работы над совершенствованием правовой информатизации. В частности, необходимости упорядочить всю систему нормотворчества и принять федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», идея которого обсуждается уже более 30 лет. Принятие единого документа позволит формально установить систему нормативных актов, их иерархию и связь, а также требования к подготовке, изданию и представлению в электронной форме эталонных экземпляров источников правовой информации, а также приданию юридической силы электронной формы законов и иных форм нормативных правовых актов. Задача эта чрезвычайно важная и ее замораживание чревато дальнейшей девальвацией методов правового регулирования всех общественных процессов (180, 343-345).
Кроме того, обоснованным является предложение о необходимости создания Федерального центра правовой информации, закреплении в законе его правового статуса и наделить полномочием проведения Правового мониторинга - мониторинга законодательства и правоприменения (180, 345).
- Глава 12.Информационные процессы и системы в правовой сфере
- 12.1.Понятие правовой информатизации
- 12.2.Государственная политика правовой информатизации
- 12.3.Понятие и основные положения правового мониторинга
- 12.4.Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации
- 12.5.Информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
- 1.Понятие правовой информатизации