6.3. Время ожидания и время обслуживания
В теории массового обслуживания время обслуживания, т.е. время пребывания одной заявки в канале обслуживания считают случайной величиной, распределенной, как правило, по экспоненциальному закону с плотностью распределения (вероятностей)
(6.12)
Это обусловлено многими причинами, среди которых следует отметить: 1) отсутствие последействия; 2) достаточно корректное отражение свойств многих реальных систем обслуживания; 3) простоту и удобство аналитических выражений.
Согласно (6.12), среднее время обслуживания заявки равно 1/ (ср. (6.9)). Величину называют интенсивностью обслуживания. Функция распределения времени обслуживания заявки равна
(6.13)
Ее значение равно вероятности того, что к моменту времени t обслуживание заявки будет завершено, т.е. освободится канал обслуживания.
Время ожидания (время пребывания заявки в очереди, если последняя существует) также считают случайной величиной, определенной, как правило, по экспоненциальному закону с точностью распределения (вероятностей)
(6.14)
и функцией распределения
(6.15)
где v — величина, обратная среднему времени ожидания, а значение H(t) равно вероятности того, что в момент t начнется обслуживание заявки.
Основные принципы построения марковских моделей массового обслуживания
1. Процессы массового обслуживания представляют собой случайные процессы с дискретными состояниями. Переход из одного возможного состояния в другое происходит скачком в момент, когда реализуется какое-то случайное событие (поступление новой заявки, начало или окончание обслуживания, уход заявки из очереди и т.п.), вызывающее такой переход.
2. Для процессов массового обслуживания с простейшим входным потоком и экспоненциальным законом распределения времени обслуживания характерно отсутствие последействия. Таким образом, будущее развитие рассматриваемых процессов зависит лишь от их текущих состояний и не зависит от того, как происходило их развитие в прошлом. А это означает, что процессы массового обслуживания с простейшим входным потоком заявок и экспоненциальным законом распределения времени обслуживания являются марковскими процессами с дискретными состояниями.
3. Предположим, что в систему обслуживания с m идентичными параллельными каналами обслуживания поступает простейший входной поток. При наличии хотя бы одного свободного канала немедленно начинается обслуживание заявки, а если все каналы заняты, то заявка становится в очередь (в системах обслуживания с отказами заявка покидает систему; в системах обслуживания с ограниченной длиной очереди заявка становится в очередь, если там есть свободное место, и покидает систему в противном случае).
Пусть Si, — возможное состояние рассматриваемой системы обслуживания, характеризуемое тем, что в ней занято ровно i каналов обслуживания, i = 0…m, а возможное состояние системы Sm+r характеризуется тем, что все m каналов обслуживания заняты и очередь состоит из r заявок, где r1. Если на длину очереди не накладывают ограничений, то r может быть сколь угодно большим и система может иметь счетное множество состояний. Системы обслуживания с отказами и с ограничениями на длину очереди могут иметь лишь конечные множества возможных состояний.
4. За бесконечно малый промежуток времени t система обслуживания с простейшим входным потоком заявок и экспоненциальным законом распределения времени обслуживания либо остается в прежнем состоянии (S), либо переходит в соседнее (Si+1 или Si-1 при i 1, S1 при i= 0).
Таким образом, в любой момент времени t система обслуживания с m идентичными параллельными каналами обслуживания находится в одном из своих возможных состояний {Si}ni=0, nN или п =. При этом:
если i = 0…m , то занято i каналов и очереди нет;
если i = m+1…n, то заняты все m каналов и в очереди находится (n - m) заявок;
если n = m, то рассматривают систему обслуживания с отказами;
если m < п < , то рассматривают систему обслуживания ограниченной длиной очереди;
если п =, то рассматривают систему обслуживания с ожиданием без ограничений на длину очереди.
5. Пусть {Si}ni=0— множество возможных состояний рассматриваемой системы обслуживания. Для i = 0,… п введем случайное событие i,-, заключающееся в том, что в момент времени t0 система находится в состоянии Si, и обозначим вероятность его реализации через pi(t): Pi(t) = P [i]. В любой момент времени исходная система может находиться лишь в одном из возможных состояний, поэтому {i}ni=1 — полная группа событий и, как следствие,
(6.16)
Одна из задач теории массового обслуживания сводится к определению вероятностей pi(t), i = 0, ..n, как функций времени.
6. Из приведенных выше рассуждений и определения марковского процесса с дискретными состояниями следует, что рассматриваемые процессы массового обслуживания являются процессами гибели — размножения. К изложенному в 5.4 добавим следующее:
а) элемент размеченного графа состояний системы S, соответствующий возможному состоянию Sk, будем называть k-й вершиной графа; стрелки, указывающие возможные переходы системы S из состояния в состояние, с записанными переходными вероятностями, — нагруженными дугами, а переходные вероятности — весами]
б) при составлении системы уравнений Колмогорова можно использовать следующее правило: производная от вероятности пребывания системы в состоянии S; в момент времени t равна сумме произведений весов дуг, инцидентных i-й вершине размеченного графа состояний, на вероятности состояний, к j которым они направлены; при этом вес дуги берется со знаком „плюс", если дуга направлена к i-й вершине, соответствующей состоянию Si, и со знаком „минус" в противном случае;
в)плотности вероятностей переходов {ij}, а следовательно, и переходные вероятности могут зависеть от структуры системы, характеристик входного потока и параметров законов распределения времени ожидания и времени обслуживания.
>>>
Переход из состояния Si, в „младшее" состояние Si-1 зависит лишь от освобождения каналов обслуживания. Если . — интенсивность обслуживания, то функция распределения времени обслуживания определяется по формуле (6.13). Поэтому
и, следовательно,
Таким образом, при наличии лишь одного канала обслуживания плотность вероятности перехода в „младшее" состояние равна' . Если занято i каналов и i т (т — число каналов обслуживания), то в силу независимости их функционирования интенсивность обслуживания возрастает в i раз, т.е. i,i-1= i .
>>>
Пример 6.2. Рассмотрим простейшую задачу теории массового обслуживания — задачу о функционировании одноканальной системы обслуживания с отказами, на вход которой поступает простейший поток заявок с интенсивностью А (заявка, заставшая канал занятым, покидает систему), а время обслуживания заявки — случайная величина, распределенная по экспоненциальному закону с параметром = const.
В данном случае система имеет лишь два возможных состояния: s0 — канал свободен; Si — канал занят. Ее размеченный граф состояний изображен на рис..
далее (см. 6.5) мы докажем, что 01 и 10 . Если считать, что в начальный момент времени t = 0 система находилась в состоянии s0, то математическая модель изучаемого процесса массового обслуживания имеет следующий вид:
При этом, учитывая, что, согласно (6.16),
математическую модель можно упростить:
Решив полученную задачу Коши, находим (рис. 6.3)
Важнейшими характеристиками системы обслуживания с отказами являются:
а) абсолютная пропускная способность — среднее число заявок, которое может обслужить система в единицу
времени;
б) относительная пропускная способность — отношение среднего числа заявок, обслуживаемых системой в единицу времени, к среднему числу поступивших за это время заявок.
Нетрудно убедиться в том, что в примере 6.2 функцию p0(t) можно интерпретировать как относительную пропускную способность системы. Действительно, p0(t) есть вероятность того, что в момент t канал обслуживания свободен, т.е. что заявка, поступившая в момент t, будет обслужена. А это означает, что p0(t) есть отношение числа обслуженных заявок к их общему числу, или относительная пропускная способность системы.
При стационарном (установившемся) режиме функционирования имеем
(6.17)
Поэтому в рассматриваемом случае относительная пропускная способность системы обслуживания равна /( + ,). Можно показать, что абсолютная пропускная способность равна величине обратной сумме среднего времени ожидания заявки и среднего времени ее обслуживания:
(6.18)
Пример 6.3. Одноканальная система обслуживания представляет собой телефонную линию. Заявка-вызов, поступившая в момент, когда линия занята, получает отказ. Интенсивность потока заявок 0,8 (вызовов в минуту). Средняя продолжительность разговора 1,5 минуты. Считая поток заявок простейшим, а время обслуживания распределенным по экспоненциальному закону, определим в стационарном режиме функционирования:
1) абсолютную пропускную способность канала связи Q;
2) относительную пропускную способность канала связи q;
3) вероятность отказа рот.
Имеем
Таким образом,
Относительная пропускная способность канала связи
есть вероятность того, что заявка будет обслужена, не получив
Отметим, что номинальная пропускная способность рассматриваемого канала связи Qнoм, являясь величиной обратной по отношению к средней продолжительности времени разговора (Qнoм — = 2/3 = 0,66), почти вдвое больше его пропускной способности Q, определенной с учетом случайного характера потока заявок и времени обслуживания.
Задания.
Моделирование пуассоновского потока событий. Известно, что распределение Пуассона есть предельный случай биномиального распределения при m , p0, mp , где p –вероятность события при эксперименте, m- число экспериментов, - конечное число, называемое интенсивностью потока.
Смоделируйте случайный поток функцией =ЕСЛИ(СЛЧИС()<$B$2;1;0) в столбик 50 – 100 значений (m) , здесь в ячейке В2 находится вероятность события (p); задайте p в пределах 0,02…0,2
Просчитайте количество событий (k ) , т.е. найдите сумму по столбцу.
Распространите вычисления на N столбцов, (N>30), найдите среднее значения для величины k и дисперсию данной величины, сравните их с величиной =mp.
Проделайте эксперимент, увеличивая m до 100, N до 50, уменьшая p, сделайте выводы.
(Дисперсия и математическое ожидание случайной величины с распределения Пуассона равны )
Проверьте справедливость формулы 6.5 при больших числах m и N на нескольких примерах.
Моделирование функционирования одноканальной системы массового обслуживания с отказами(см. табл.)
-
A
B
C
D
E
F
1
p(lam)
p(mu)
2
0,1
0,25
3
10
4
4
t
Zayavky
Zan do
Obsl
Zan pos
5
В столбце A моделируется время начиная с шестой строки (1, 2, 3…) будем условно считать, что в минутах.
В ячейке B2 задается вероятность поступления заявки, p(lam)=0,1 (1 заявка в 10 мин., =10).
В ячейке D2 задается интенсивность обслуживания. p(mu)= 0,25 ( среднее время обслуживания одной заявки при поступлении 4 мин, т.е. =4)
В столбце В, начиная с В4, моделируется поток заявок с параметром по средством функции =ЕСЛИ(СЛЧИС()<$B$2;1;0), значение «1» соответствует поступлению заявки.
В столбце D, начиная с D4, (поле Zan do) определяется занятость канала на момент до обслуживания на данном шаге (1-занят , 0- свободен); в первом случае (ячейка D6) это зависит только от поступления заявки ( функция=ЕСЛИ(B6=1;1;0) ), на следующем шаге и далее также от состояния занятости на предыдущих шагах ( функция для D7 =ЕСЛИ(ИЛИ(B7=1;F6=1);1;0)).
В столбце E, начиная с E4, моделируется поток обслуживания с параметром , с учетом того, что обслуживание начинается по поступлении заявки, т. е. канал становится занятым, можно использовать функцию для E6 =ЕСЛИ(D6=0;0; ЕСЛИ(СЛЧИС()<$D$2;1;0)); здесь 1-заявка обслужена, 0- пока не обслужена.
В столбце F, начиная с F4, (поле Zan pos) определяется занятость канала на момент после попытки обслуживания на данном шаге (1-занят , 0- свободен); канал остается занятым, если его не обслужили, т.е. можно использовать следующую функцию для F6 =ЕСЛИ(И(D6=1;E6=0);1;0).
Последующие шаги можно получить «потягиванием».
По имеющимся данным для t=1,2…60. найти
Общее число поступивших заявок - nZ (сумма по столбцу B), число обслуженных заявок – nO(сумма по столбцу D), число потерянных заявок- nP.
По формулам 6.17 найти вероятности p0, p1обработки (относительную пропускную способность системы) и потери заявки; проведя эксперимент многократно 20-40 раз ( если активизировать близлежащие ячейки результаты меняются) найти средние для величин v0= nO / nZ , v1= nP / nZ и сравнить их с p0, p1.
Найти абсолютную пропускную способность системы по формуле 6.18 и исходя из реальных данных как среднее по разным экспериментам для величины nO / m, где m – наибольший отсчет времени ( в нашем случае 60).
Изменяя и (соответственно p(lam) и p(mu) найдите характеристики работы системы, сделайте выводы.
3) Попытайтесь смоделировать двухканальную систему массового обслуживания с отказами. Поступающая заявка обслуживается сначала первым каналом, при занятости первого – вторым, при занятости обоих каналов – теряется. Экспериментально определите основные параметры при разных параметрах , 1, 2, сделайте выводы. Что является более эффективным: двухканальное обслуживание с вероятностями обслуживания каналов p(1) и p(2) или одноканальная с интенсивностью обслуживания с вероятностью обслуживания p() = p(1) + p(2) ?