5. Организация “меню” в программных системах
Прикладные программы нацелены на широкий круг пользователей (непрограммистов) и предполагают диалоговый режим работы человека с компьютером. Широкой популярностью пользуются программы, обладающие дружественным интерфейсом, т.е. таким, который не требует от пользователя больших усилий в работе со всеми необходимыми периферийными устройствами, специальных настроек компьютера и обладает удобной системой управления и диалога.
Интерактивный режим в прикладных программах осуществляется по двум принципам: “смотри и выбирай” и “подтверждай то, что я делаю”. Программы не утрачивают работоспособности при ошибках пользователя, позволяют легко и безболезненно исправлять ошибочные действия путем их отмены, а также обращаться в любой момент к контекстной помощи. Все принципы дружественного интерфейса реализуются специальной системой интерактивного (диалогового) общения компьютерной программы и пользователя, называемой “пользовательским меню” или просто “меню”.
“Меню” представляет набор команд, указаний и данных, который в любой момент доступен пользователю для выбора дальнейшего действия. Указатель (курсор) имеет возможность циклически сканировать меню и управляется клавишами со стрелками и/или манипулятором “мышь”. Выбор команды осуществляется установкой курсора на его пункт и нажатием клавиши ввода <Enter>, или указанием стрелки “мыши” и двойным щелчком ее клавиши. Более быстрый выбор команды может быть осуществлен нажатием специальных клавиш или их комбинацией. Как правило, в них участвуют клавиши с буквой, с которой начинается название команды. По своей организации меню представляет иерархическую структуру с системой вложенных подменю (“выплывающие”, “ниспадающие”, “оконные” и пр.) с возможностью возврата из любого пункта в главное (основное) меню.
Меню бывает текстовым и/или графическим с комментариями по каждому своему пункту. Прикладные программы дополнительно имеют функциональное клавишное меню для быстрого выполнения каких-либо команд (“горячие клавиши” -“hot key”). Например, функциональная клавиша F1 чаще используется для экстренного вызова справочной информации (Help - помощь), клавиша F2 - для сохранения данных во внешней памяти.
Фирмы-разработчики программных средств организуют программные меню по своим стандартам и единообразно. Так, например, фирма “Борланд” практикует свой фирменный интерфейс, который легко распознается всеми программистами и пользователями, работающими в системах программирования Турбо: Турбо-Паскаль, Турбо-Бейсик, Турбо-Си и т.п. (см. выше рис.2.10). В верхней части экрана дисплея в Турбо-программах помещается горизонтально главное меню, каждый пункт которого может иметь ниспадающее подменю. В нижней части помещаются команды для функциональных клавиш (“горячие” клавиши), рядом - строка статуса, которая дает комментарии к выбираемым командам меню и некоторые параметры состояния прикладной программы.
Таким образом, меню - это некоторый перечень команд (функций), которые имеются в распоряжении пользователя на различных этапах работы с программной системой.
Исторически первым видом “меню” можно считать перечень команд в виде пронумерованного списка возможных функций
Например:
1 - редактирование текста;
2-трансляция программы;
3 - выход.
Оставалось лишь выбрать режим путем нажатия клавиши с его номером и клавиши <Ввод>.
Один из признаков дружественности меню - когда подведение указателя к некоторому элементу меню отображает комментарий функционального назначения. Например, в пункте Текст может появиться комментарий:
Операции над текстом в целом: считывание, запись, печать
Если выбрать этот пункт меню нажатием клавиши ввода ENTER, то появится подменю команд работы с текстом.
Подобный принцип иерархии в построении меню, который включает главное (основное меню) и дерево подменю, позаимствован из организации структуры директорий (каталогов) файловой системы компьютера. Теперь появилась возможность строить не только дружественный интерфейс, но и дизайн. Возникли меню с системой “ниспадающих”, “всплывающих”, “многооконных” и т.д. подменю.
Современные типы меню строятся с использованием графического и символьного режимов. Символьный принцип в меню используют для выбора быстрых команд. Соответствующим командам назначаются клавиши, их комбинации или функциональные клавиши Fl ... F 12.
Существует определенная традиция действий “горячих” клавиш. В частности, в большинстве программ клавиша F2 сохраняет результаты работы, комбинация ALT+X осуществляет выход из программы и т.д.
Значительные удобства пользователю предоставляет специальный манипулятор “мышь”, который позволил серьезно облегчить и предоставить комфортные условия работы. Перемещая с помощью мыши указатель, можно одним нажатием кнопки мыши вызвать требуемую функцию.
Интерфейс современных меню строится таким образом, чтобы запрос-ответ пользователя был однозначен, прост и удобен. В силу большой значимости систем организации меню, в большинстве инструментальных сред для разработки программ предусматриваются специальные процедуры и объекты создания меню. Особенное внимание им уделяется в системах управления базами данных (СУБД), авторских системах, в объектно-ориентированных языках программирования.
При работе с прикладными программами пользователю приходится сталкиваться в первую очередь с меню. От того, как он освоил работу с его пунктами, зависит эффективность использования информационной технологии.
- Тема 1. Автоматизированная обработка информации
- 1.Информатика – предмет и задачи.
- 2.Структура информатики
- Понятие информации
- 4. Качество информации
- 6.Единицы информации
- 1.3. Основы логики и логические элементы эвм
- 1.4. Моделирование и формализация
- 1.5. Алгоритмизация и программирование
- 5. Экономическая информация, ее особенности и классификация
- Особенности экономической информации:
- 7.Информационные системы и технологии
- Основными компонентами ис являются:
- Компоненты системы обработки данных. Основная функция систем обработки данных – реализация типовых операций обработки данных:
- Принято выделять:
- Тема 2. Состав персональных эвм и вычислительных систем
- 1. Материнская плата
- 2. Процессор
- 3.Системная шина
- Видеокарта
- Звуковая карта
- Тема 4 прикладное программное обеспечение
- 1. Классификация
- 2. Инструментальные программные средства общего назначения
- 3. Инструментальные программные средства специального назначения
- 4. Программные средства профессионального уровня
- 5. Организация “меню” в программных системах
- Тема 3. Программное обеспечение вычислительной техники. Операционные системы и оболочки.
- 1. Назначение и основные функции операционных систем
- 2. Понятие файловой системы
- 3. Операционные системы для компьютеров типа ibm pc. Общие сведения о ms dos
- 4. Оболочки операционных систем
- 5. Семейство операционных систем windows
- 6. Отличие операционной системы windows от других ос
- Тема 5. Организация размещения, сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации
- 1. Информационные процессы
- 2. Обработка информации
- 3. Хранение информации
- 4. Операции над данными
- 5. Как передаётся информация
- 6. Представление информации в компьютере
- Поиск информации
- 9.Размещение информации
- Тема 6: защита информации от несанкционированного доступа
- 1. Виды умышленных угроз безопасности информации
- 2.Несанкционированный доступ
- 3.Защита от несанкционированного доступа.
- Тема 7. Антивирусные средства защиты информации
- Основы работы антивирусных программ
- 2. Методы защиты от компьютерных вирусов
- 3.Антивирусные программы
- Тема 8. Компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации
- 1.Локальные компьютерные сети
- 2.Глобальные компьютерные сети
- 3.Сетевое оборудование
- 4.Распределенная обработка данных
- Тема 9: прикладные программные средства
- 1.Текстовый процессор microsoft word
- 2. Табличный процессор ms excel
- 3. Системы управления базами данных microsoft access
- 4.Графический редактор paint
- 5.Информационно-поисковые системы для глобальной сети
- Тема 10. Автоматизированные системы
- 1.Понятие автоматизированной системы
- 2. Состав автоматизированной системы
- 3.Виды автоматизированных систем