Изменение подхода к использованию информационных систем.
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950 - 1960 гг. | Бумажный поток расчетных документов. Концепция "необходимого зла" | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты. |
1960 - 1970 гг. | Поддержка основной цели | Информационные системы управления | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970 - 1980 гг. | Управленческий контроль | Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980 - 2000 гг. | Информация- стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы | Обеспечение выживания и процветание организации |
Эволюция информационных систем, связанная с характером развития технических средств обработки информации и достоинств информационных систем:
-
1-й этап (до конца 60-х годов) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
-
2-й этап (до конца 70-х годов) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. 1-й и 2-й этапы характеризуются довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы - создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
-
3-й этап (с начала 80-х годов) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для 1-го этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
-
4-й этап (с начала 90-х годов) -.создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Этот этап связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
-
выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
-
организация доступа к стратегической информации;
-
организация защиты и безопасности информации.
В настоящее время под корпоративной информационной системой (КИС) предприятия подразумевается система управления его бизнес-процессами, позволяющая увязывать функции отдельных подразделений с движением финансовых и товарных потоков по всей технологической цепочке управленческих процедур. Основными особенностями КИС считаются комплексность охвата функций управления, повышенная упорядоченность деловых процессов, возможность локальной установки и внедрения отдельных частей системы, адаптивность ее функциональной и инструментальной структуры, возможность развития после ее внедрения. Другими словами, КИС - это информационная система масштаба предприятия, главной задачей которой является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (бизнес-процессов).
К основным типам информационных систем можно отнести:
-
системы поддержки деятельности руководителя (Executive Support Systems - ESS), помогающие принимать неструктурированные решения на стратегическом уровне управления компанией и проводить системный анализ информации из внешней среды;
-
управляющие информационные системы (Management Information Systems - MIS), обслуживающие управленческий уровень, при этом они обеспечивают менеджеров среднего и высшего звена текущей информацией о выполнении основных бизнес-процессов в компании и о некоторых изменениях во внешней среде;
-
системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems - DSS), работающие со всеми типами данных и позволяющие проводить аналитические исследования, строить модели и разыгрывать сценарии для решения слабоструктурированных и вообще неструктурированных проблем в инновационных проектах;
-
рабочие системы знания (Knowledge Work System - KWS), целью которых является аккумулировать знания и опыт;
-
системы диалоговой обработки трансакций (Transaction Processing Systems - TPS) - базовые деловые системы, обслуживающие исполнительский (эксплуатационный) уровень организации и предназначенный для автоматического выполнения большого числа трансакций, составляющих стандартный бизнес-процесс этого уровня;
-
системы автоматизации делопроизводства (OAS), работающие почти с формализованными данными, их функции - дополнять и контролировать работу систем TPS на эксплуатационном уровне и документооборот на уровне организации.
История развития
Первыми появились методология и системы MRP (Material Requirements Planning) - планирования потребности в материалах. Главная задача MRP-систем - обеспечение наличия на складе необходимого количества требуемых материалов/ комплектующих в любой момент в рамках срока планирования. Однако при расчете потребности в материалах концепция MRP не учитывала производственные мощности, их загрузку, стоимость рабочей силы, финансовые потребности и т.д. Поэтому в 80-х годах. MRP-система с замкнутым циклом была трансформирована в систему планирования производственных ресурсов (Manufactory Resource Planning), которая получила название MRP II. Ее основная суть состоит в том, что прогнозирование, планирование и контроль производства стали осуществляться по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая ее отгрузкой потребителю.
В начале 90-х годов системы класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования (Finance Requirements Planning - FRP) получили название систем планирования ресурсов предприятий (Enterprise Resource Planning - ERP). ERP-система - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.
Следующим этапом развития КИС можно считать появление концепции CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. Возникновение таких систем явилось следствием того, что производство стало подстраиваться под нужды потребителя. CSRP в свою очередь подготовила почву для систем нового класса в управлении предприятием - CRM (Customer Relationship Management) - управление взаимоотношениями с клиентами. CRM многие эксперты рассматривают не только как информационную систему и технологию, но и как бизнес-стратегию. Как правило, CRM-системы состоят из модулей управления контактами, автоматизации продаж, поддержки пользователей и ряда других в зависимости от функциональности.
Одновременно с CRM-системами получили развитие системы, направленные на управление бизнес-процессами в различных областях. В настоящее время ERP-системы также называют интегрированными информационными системами, которые в свою очередь подразделяются на локальные мелкие, средние и крупные. Как правило, такие системы используются для автоматизации всех функций компании и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Локальные системы в свою очередь ориентированы на автоматизацию какой-либо одной функции бизнеса, например бухгалтерского учета.
В то же время многие локальные системы, направленные на решение задач управления логистикой (Supply Chain Management), складом (Warehouse Management Systems), документами (WorkFlow), бизнес-процессами (Business Process Management Systems), проектами (Project Management Systems), начинают не только существовать сами по себе либо как модуль или подсистема более большой информационной системы, но и интегрировать новые задачи. Так, системы документооборота помимо традиционных задач управления архивами, коллективной обработки документов решают новые задачи, такие, как управление коллективными знаниями.
Что касается систем управления бизнес-процессами, или BPMS-систем (Business Process Management System), - это класс программного обеспечения, предназначенного для непосредственного управления бизнес-процессами (используются также термины "ВРМ-система" и "ВРМ"). Граница между КИС, ориентированными и не ориентированными на управление бизнес-процессами, определяется их возможностью поддерживать реинжиниринг бизнес-процессов и настраиваться на созданные проектировщиком предприятия модели процессов.
Традиционный способ автоматизации бизнес-процессов - разработка или приобретение готового прикладного программного обеспечения. Однако на практике прикладные программы позволяют автоматизировать только часть шагов бизнес-процесса, а главное - внесение даже небольших изменений в схему бизнес-процесса означает необходимость перепрограммирования и большие затраты времени. В результате прикладные программы не успевают обновляться в том темпе, который диктуют изменяющиеся условия бизнеса и потребности предприятия. Изначально ВРМ-системы появились как решение именно этой конкретной проблемы.
Понятие информационного менеджмента
Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.
Цель информационного менеджмента: повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).
Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуа-
тации и развития ИС предприятия.
Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех
задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей.
Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:
-
экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
-
аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;
-
организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты;
-
системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат и методов работы.
Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.
Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации.
Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.
Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации.
Модель ИСМ
На рисунке 2.1 представлен корень дерева процессов модели - процесс "А0 Деятельность компании". Он декомпозируется на четыре подпроцесса, для каждого из которых определены ключевые управляющие воздействия, механизмы, входы и выходы:
-
Управление деятельностью компании
-
Обеспечение ресурсами
-
Производство продукции и оказание услуг
-
Измерения, анализ и улучшения
Рисунок 2.1 - Процесс "А0 Деятельность компании"
На рисунке 2.2 представлен процесс "А1 Управление деятельностью компании", декомпозируемый на пять подпроцессов:
-
Разработка политики, целей и задач ИСМ
-
Управление рисками
-
Планирование и развитие ИСМ
-
Распределение ответственности и взаимосвязей сотрудников
-
Анализ результативности и эффективности ИСМ
Рисунок 2.2 - Процесс "А1 Управление деятельностью компании"
На рисунке 2.3 представлен процесс "А2 Обеспечение ресурсами", состоящий из 5 подпроцессов:
-
Управление материальными и информационными ресурсами
-
Управление персоналом
-
Управление инфраструктурой
-
Управление производственной средой
-
Управление финансами
Рисунок 2.3 - Процесс "А2 Обеспечение ресурсами"
Необходимо отметить, что подпроцессы "Обеспечения ресурсами" не связаны между собой, поскольку в стандартах ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001 отсутствуют сведения об их взаимном влиянии и взаимозависимости.
На рисунке 2.4 приведен процесс "А3 Производство продукции и оказание услуг", декомпозируемый на 6 подпроцессов:
-
Планирование жизненного цикла продукции
-
Определение требований заинтересованных сторон
-
Проектирование продукции и разработка техпроцессов
-
Закупки
-
Производство
-
Управление документацией
Рисунок 2.4 - Процесс "А3 Производство продукции и оказание услуг"
На рисунке 2.5 приведен процесс "А4 Измерение, анализ и улучшение", состоящий из пяти подпроцессов:
-
Управление записями
-
Мониторинг и измерение
-
Управление несоответствиями
-
Анализ данных
-
Улучшение
Рисунок 2.5 - Процесс "А4 Измерение, анализ и улучшение"
Подводя итог всему сказанному выше, можно сказать:
-
сегодня для успешного и гармоничного развития бизнеса необходимо соблюдение требований нескольких стандартов на системы менеджмента на каждом предприятии;
-
построение интегрированной системы менеджмента - это наиболее эффективный способ одновременного соблюдения требований нескольких стандартов.
Начинать наводить порядок в управлении следует со стратегии предприятия. При этом, конечно, надо учитывать требования системы менеджмента качества. И только затем, на основании описания процессов уже приступать к выбору ИТ-решения, которое способно наиболее полно удовлетворять требования компании. Методика создания корпоративных информационных систем содержит ряд следующих общих положений:
-
Технология построения системы по моделям "как надо", без попыток программирования действующих сейчас алгоритмов. Практика создания систем по модели "как есть" показала, что автоматизация без проведения реинжиниринга бизнес процессов и модернизации существующей системы управления не приносит желаемых результатов и неэффективна. Ведь использование в работе программных приложений - это не просто сокращение бумажных документов и рутинных операций, но и переход на новые формы ведения документооборота, учета и отчетности.
-
Технология построения систем с подходом "сверху вниз". Если решение об автоматизации принято и одобрено высшим руководством, то внедрение программных модулей осуществляется с головных предприятий и подразделений, а процесс построения корпоративной системы проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем при внедрении системы первоначально в низовые подразделения. Только при внедрении "сверху вниз" и активном содействии руководства можно изначально правильно оценить и провести весь комплекс работ без незапланированных издержек.
-
Технология поэтапного внедрения. Поскольку комплексная автоматизация - это процесс, в который вовлекаются практически все структурные подразделения предприятия, технология поэтапного внедрения является наиболее предпочтительной. Первыми объектами автоматизации становятся те участки, на которых в первую очередь необходимо наладить процесс учета и формирования отчетных документов для вышестоящих органов и смежных подразделений.
-
Привлечение к разработке будущих пользователей. При выполнении работ по комплексной автоматизации фирмой-интегратором меняются функции отделов информационных технологий фирмы-заказчика, и возрастает их роль в общем процессе перехода предприятия на прогрессивные методы управления. Во время реализации проекта сотрудники отделов вместе с разработчиками работают с информацией и моделями, участвуют в принятии решения по выбору технологических решений и, самое главное, организуют взаимодействие поставщиков решения и сотрудников предприятия.
Насколько важную роль играет рынок информационных технологий достаточно ярко характеризует представленная ниже таблица 2.1. В этой таблице представлена сводная информация объёма производства крупнейших отраслей мировой промышленности.
Таблица 2.1
Объем производства по отраслям мировой промышленности
|
|
| ||
---|---|---|---|---|
| Отрасль | Объем производства, млн. долларов |
|
|
| Туристическая | 2900 |
|
|
| Информационная | 2850 |
|
|
| Текстильная | 1620 |
|
|
| Химическая | 1320 |
|
|
|
|
|
|
|
По объему производства рассматриваемый сектор занимает вторую позицию в перечне после туристической. Это свидетельствует о высоком потенциале и возможной привлекательности для потенциальных инвесторов. В обзорах Gartner Group приводится график соотношения спроса и предложения в США в период с 1945 г. по настоящее время (см. рис.2.7).
Как видно, по соотношению спрос / предложение можно выделить два периода: с 1945 по 1980 гг. – это дефицитный рынок, когда спрос существенно превышал предложение и производитель диктовал потребителю цены на готовую продукцию. Цена в данный период привязывалась к себестоимости продукции и той норме прибыли, которую компания-производитель устанавливала, исходя из потребностей своего развития; начиная с 1980 г. в США (да и во всем «западном» мире) происходит перелом соотношения спроса и предложений (данный срок является усредненным, для многих отраслей и предприятий этот перелом происходил в разные периоды и процесс этот еще не закончен); рынок в целом становится конкурентным, то есть цена на продукцию начинает определяться исключительно конъюнктурой рынка и для того, чтобы получить необходимую прибыль и не понести убытков, предприятия должны снижать себестоимость своей продукции. Для нашей страны, таким переломным годом стал 1992 г., когда в результате «экономической реформы» (а точнее, революции) отечественные предприятия в одночасье из дефицитного рынка переместились в рынок конкурентный, причем конкурировать пришлось сразу же с мировыми производителями, у которых соотношение цена/качество на продукцию было много предпочтительнее.
Если рассматривать развитие социально - экономических отношений в западных странах (см. Таблицу 2.2) в период перехода от дефицитного к конкурентному рынку, то следует отметить, что в 90-е годы:
Сегодня производства с неэффективной организацией, где не ведется борьба со всеми видами потерь (в том числе не сокращаются различные запасы, которые в мировой практике рассматриваются как наихудший вид потерь), и производители низкокачественной продукции быстро становятся банкротами, в результате конкурентной борьбы с эффективными производителями высококачественных товаров. Мировой опыт показывает, что успеха достигают те компании, которые балансируют производственные, коммерческие и финансовые цели, то есть рассматривают предприятие как единую производственно-сбытовую систему (ПСС), связывающую воедино такие сферы как: маркетинг – создание новых изделий – снабжение – производство – сбыт – доставка продукции потребителю – сервисное обслуживание (см. рис. 2.4), и используют промышленные стандарты MRP/ERP в качестве базовой бизнес - модели, нацеленной на достижение экономической эффективности.
ERP-модель облегчает интеграцию деятельности всех подразделений предприятия, уменьшает количество ошибок, устраняет излишние операции. Прогнозирование и планирование, являющиеся неотъемлемыми атрибутами модели, дают существенное снижение стоимости продукции и услуг, оптимизируют бизнес - процессы предприятия. Широкое использование модели ERP и основанных на ней комплексов автоматизации управления предприятиями сделало ее промышленным стандартном «де - факто». Производители, надеющиеся на процветание в условиях современной конкуренции, настойчиво применяют ERP методологию для того, чтобы не отстать в эффективности производства и сбыта от своих конкурентов.
|