logo
Информационный мен / Лекция 2

Изменение подхода к использованию информационных систем.

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950 - 1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов. Концепция "необходимого зла"

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты.

1960 - 1970 гг.

Поддержка основной цели

Информационные системы управления

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970 - 1980 гг.

Управленческий контроль

Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

1980 - 2000 гг.

Информация- стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы

Обеспечение выживания и процветание организации

Эволюция информационных систем, связанная с характером развития технических средств обработки информации и достоинств информационных систем:

  1. выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

  2. организация доступа к стратегической информации;

  3. организация защиты и безопасности информации.

В настоящее время под корпоративной информационной системой (КИС) предприятия подразумевается система управления его бизнес-процессами, позволяющая увязывать функции отдельных подразделений с движением финансовых и товарных потоков по всей технологической цепочке управленческих процедур. Основными особенностями КИС считаются комплексность охвата функций управления, повышенная упорядоченность деловых процессов, возможность локальной установки и внедрения отдельных частей системы, адаптивность ее функциональной и инструментальной структуры, возможность развития после ее внедрения. Другими словами, КИС - это информационная система масштаба предприятия, главной задачей которой является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (бизнес-процессов).

К основным типам информационных систем можно отнести:

История развития

Первыми появились методология и системы MRP (Material Requirements Planning) - планирования потребности в материалах. Главная задача MRP-систем - обеспечение наличия на складе необходимого количества требуемых материалов/ комплектующих в любой момент в рамках срока планирования. Однако при расчете потребности в материалах концепция MRP не учитывала производственные мощности, их загрузку, стоимость рабочей силы, финансовые потребности и т.д. Поэтому в 80-х годах. MRP-система с замкнутым циклом была трансформирована в систему планирования производственных ресурсов (Manufactory Resource Planning), которая получила название MRP II. Ее основная суть состоит в том, что прогнозирование, планирование и контроль производства стали осуществляться по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая ее отгрузкой потребителю.

В начале 90-х годов системы класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования (Finance Requirements Planning - FRP) получили название систем планирования ресурсов предприятий (Enterprise Resource Planning - ERP). ERP-система - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

Следующим этапом развития КИС можно считать появление концепции CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. Возникновение таких систем явилось следствием того, что производство стало подстраиваться под нужды потребителя. CSRP в свою очередь подготовила почву для систем нового класса в управлении предприятием - CRM (Customer Relationship Management) - управление взаимоотношениями с клиентами. CRM многие эксперты рассматривают не только как информационную систему и технологию, но и как бизнес-стратегию. Как правило, CRM-системы состоят из модулей управления контактами, автоматизации продаж, поддержки пользователей и ряда других в зависимости от функциональности.

Одновременно с CRM-системами получили развитие системы, направленные на управление бизнес-процессами в различных областях. В настоящее время ERP-системы также называют интегрированными информационными системами, которые в свою очередь подразделяются на локальные мелкие, средние и крупные. Как правило, такие системы используются для автоматизации всех функций компании и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Локальные системы в свою очередь ориентированы на автоматизацию какой-либо одной функции бизнеса, например бухгалтерского учета.

В то же время многие локальные системы, направленные на решение задач управления логистикой (Supply Chain Management), складом (Warehouse Management Systems), документами (WorkFlow), бизнес-процессами (Business Process Management Systems), проектами (Project Management Systems), начинают не только существовать сами по себе либо как модуль или подсистема более большой информационной системы, но и интегрировать новые задачи. Так, системы документооборота помимо традиционных задач управления архивами, коллективной обработки документов решают новые задачи, такие, как управление коллективными знаниями.

Что касается систем управления бизнес-процессами, или BPMS-систем (Business Process Management System), - это класс программного обеспечения, предназначенного для непосредственного управления бизнес-процессами (используются также термины "ВРМ-система" и "ВРМ"). Граница между КИС, ориентированными и не ориентированными на управление бизнес-процессами, определяется их возможностью поддерживать реинжиниринг бизнес-процессов и настраиваться на созданные проектировщиком предприятия модели процессов.

Традиционный способ автоматизации бизнес-процессов - разработка или приобретение готового прикладного программного обеспечения. Однако на практике прикладные программы позволяют автоматизировать только часть шагов бизнес-процесса, а главное - внесение даже небольших изменений в схему бизнес-процесса означает необходимость перепрограммирования и большие затраты времени. В результате прикладные программы не успевают обновляться в том темпе, который диктуют изменяющиеся условия бизнеса и потребности предприятия. Изначально ВРМ-системы появились как решение именно этой конкретной проблемы.

Понятие информационного менеджмента

Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.

Цель информационного менеджмента: повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).

Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуа-

тации и развития ИС предприятия.

Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех

задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предприятием целей.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации.

Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.

Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации.

Модель ИСМ

На рисунке 2.1 представлен корень дерева процессов модели - процесс "А0 Деятельность компании". Он декомпозируется на четыре подпроцесса, для каждого из которых определены ключевые управляющие воздействия, механизмы, входы и выходы:

  1. Управление деятельностью компании

  2. Обеспечение ресурсами

  3. Производство продукции и оказание услуг

  4. Измерения, анализ и улучшения

Рисунок 2.1 - Процесс "А0 Деятельность компании"

На рисунке 2.2 представлен процесс "А1 Управление деятельностью компании", декомпозируемый на пять подпроцессов:

  1. Разработка политики, целей и задач ИСМ

  2. Управление рисками

  3. Планирование и развитие ИСМ

  4. Распределение ответственности и взаимосвязей сотрудников

  5. Анализ результативности и эффективности ИСМ

Рисунок 2.2 - Процесс "А1 Управление деятельностью компании"

На рисунке 2.3 представлен процесс "А2 Обеспечение ресурсами", состоящий из 5 подпроцессов:

  1. Управление материальными и информационными ресурсами

  2. Управление персоналом

  3. Управление инфраструктурой

  4. Управление производственной средой

  5. Управление финансами

Рисунок 2.3 - Процесс "А2 Обеспечение ресурсами"

Необходимо отметить, что подпроцессы "Обеспечения ресурсами" не связаны между собой, поскольку в стандартах ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001 отсутствуют сведения об их взаимном влиянии и взаимозависимости.

На рисунке 2.4 приведен процесс "А3 Производство продукции и оказание услуг", декомпозируемый на 6 подпроцессов:

  1. Планирование жизненного цикла продукции

  2. Определение требований заинтересованных сторон

  3. Проектирование продукции и разработка техпроцессов

  4. Закупки

  5. Производство

  6. Управление документацией

Рисунок 2.4 - Процесс "А3 Производство продукции и оказание услуг"

На рисунке 2.5 приведен процесс "А4 Измерение, анализ и улучшение", состоящий из пяти подпроцессов:

  1. Управление записями

  2. Мониторинг и измерение

  3. Управление несоответствиями

  4. Анализ данных

  5. Улучшение

Рисунок 2.5 - Процесс "А4 Измерение, анализ и улучшение"

Подводя итог всему сказанному выше, можно сказать:

Начинать наводить порядок в управлении следует со стратегии предприятия. При этом, конечно, надо учитывать требования системы менеджмента качества. И только затем, на основании описания процессов уже приступать к выбору ИТ-решения, которое способно наиболее полно удовлетворять требования компании. Методика создания корпоративных информационных систем содержит ряд следующих общих положений:

Насколько важную роль играет рынок информационных технологий достаточно ярко характеризует представленная ниже таблица 2.1. В этой таблице представлена сводная информация объёма производства крупнейших отраслей мировой промышленности.

Таблица 2.1

Объем производства по отраслям мировой промышленности

Отрасль

Объем производства, млн. долларов

Туристическая

2900

Информационная

2850

Текстильная

1620

Химическая

1320

По объему производства рассматриваемый сектор занимает вторую позицию в перечне после туристической. Это свидетельствует о высоком потенциале и возможной привлекательности для потенциальных инвесторов. В обзорах Gartner Group приводится график соотношения спроса и предложения в США в период с 1945 г. по настоящее время (см. рис.2.7).

Как видно, по соотношению спрос / предложение можно выделить два периода:

с 1945 по 1980 гг. – это дефицитный рынок, когда спрос существенно превышал предложение и производитель диктовал потребителю цены на готовую продукцию. Цена в данный период привязывалась к себестоимости продукции и той норме прибыли, которую компания-производитель устанавливала, исходя из потребностей своего развития;

начиная с 1980 г. в США (да и во всем «западном» мире) происходит перелом соотношения спроса и предложений (данный срок является усредненным, для многих отраслей и предприятий этот перелом происходил в разные периоды и процесс этот еще не закончен); рынок в целом становится конкурентным, то есть цена на продукцию начинает определяться исключительно конъюнктурой рынка и для того, чтобы получить необходимую прибыль и не понести убытков, предприятия должны снижать себестоимость своей продукции.

Для нашей страны, таким переломным годом стал 1992 г., когда в результате «экономической реформы» (а точнее, революции) отечественные предприятия в одночасье из дефицитного рынка переместились в рынок конкурентный, причем конкурировать пришлось сразу же с мировыми производителями, у которых соотношение цена/качество на продукцию было много предпочтительнее.

Если рассматривать развитие социально - экономических отношений в западных странах (см. Таблицу 2.2) в период перехода от дефицитного к конкурентному рынку, то следует отметить, что в 90-е годы:

  • деятельность компаний нацелена на непрерывное улучшение обслуживание клиентов (потребителей) по приемлемым для последних ценам;

  • продолжительность жизни продукции сокращается по сравнению с предшествующим десятилетием в несколько раз;

  • повышается качество продукции и уменьшается ее себестоимости (жесткая конкурентная борьба концентрируется вокруг «бездефектного производства» и использования философии «Тотального управления качеством» (Total Quality Management - TQM), внедрение философии управления производством и запасами «точно в срок» (Just in Time - JT), что ведет к обновлению запасов материалов и комплектующих 50 – 100 раз в год и сокращению производственного цикла);

  • планирование выпуска готовой продукции, опирается на заказ, то есть на идеологию – «производить только то, что уже продано» (производство синхронизируется с потребностями покупателей).

Сегодня производства с неэффективной организацией, где не ведется борьба со всеми видами потерь (в том числе не сокращаются различные запасы, которые в мировой практике рассматриваются как наихудший вид потерь), и производители низкокачественной продукции быстро становятся банкротами, в результате конкурентной борьбы с эффективными производителями высококачественных товаров.

Мировой опыт показывает, что успеха достигают те компании, которые балансируют производственные, коммерческие и финансовые цели, то есть рассматривают предприятие как единую производственно-сбытовую систему (ПСС), связывающую воедино такие сферы как:

маркетинг – создание новых изделий – снабжение – производство – сбыт – доставка продукции потребителю – сервисное обслуживание (см. рис. 2.4), и используют промышленные стандарты MRP/ERP в качестве базовой бизнес - модели, нацеленной на достижение экономической эффективности.

ERP-модель облегчает интеграцию деятельности всех подразделений предприятия, уменьшает количество ошибок, устраняет излишние операции. Прогнозирование и планирование, являющиеся неотъемлемыми атрибутами модели, дают существенное снижение стоимости продукции и услуг, оптимизируют бизнес - процессы предприятия. Широкое использование модели ERP и основанных на ней комплексов автоматизации управления предприятиями сделало ее промышленным стандартном «де - факто». Производители, надеющиеся на процветание в условиях современной конкуренции, настойчиво применяют ERP методологию для того, чтобы не отстать в эффективности производства и сбыта от своих конкурентов.

16