logo
АБП / 11_Biznes_protsessy_predpriatia

1.3 Классификация автоматизированных информационных систем

Многие бизнес-процессы предприятия, включая процессы принятия решений, можно сделать более производительными, если использовать информационную технологию.

Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости бизнес-процессов, повышения их надежности и оперативности.

Релевантная (т.е. точная и своевременная) информация, естественно, является необходимым условием для принятия качественного решения. Информационная техника может прямым образом улучшить бизнес-процессы и процессы принятия решений на предприятии, позволяя менеджерам и руководству использовать больший объем информации и устраняя трудоемкие операции при принятии управленческих решений.

Применение ЭВМ может привести к изменению структуры организации. Если руководитель может принимать более качественное решение и перерабатывать больший объем информации, то можно либо увеличить объем вопросов, либо расширить область его ответственности.

Автоматизация бизнес-процессов предприятия представляет собой совокупность методических, языковых, технических и программных средств, позволяющих организовать работу конечных пользователей в некоторой предметной области.

Функционирование автоматизированных информационных систем связано, прежде всего, с накоплением и обработкой данных, т.е. информации, представленной в форме, необходимой для ввода ее в ЭВМ, хранения, обработки и выдачи потребителям.

Информация, вводимая в систему автоматизации, а также выдаваемая системой пользователю, представляется в виде документов. Документ – это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком, имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение и предназначенную для передачи и использования.

Источниками информации для систем автоматизации являются люди и документы, потребителем – люди (пользователи).

Пользователей систем автоматизации можно разделить на три категории:

администраторы системы, отвечающие за ее эксплуатацию,

прикладные программисты, разрабатывающие программы для решения различных задач,

конечные пользователи, составляющие наиболее многочисленную группу потребителей информации. Конечным называется пользователь, обращающийся к системе для получения необходимых ему данных. (Естественно, что им может быть как неспециалист в области вычислительной техники, так и любой программист).

Обращение пользователей к системе автоматизации осуществляется в виде запросов. Запрос – это формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных и инструкцию по их обработке.

Основные этапы работы системы автоматизации:

Под системой автоматизации информационных процессов предприятия понимается совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.

Системы автоматизации можно классифицировать по ряду признаков. В основу классификации, приведенной на рисунке, положены наиболее существенные признаки, характеризующие особенности современных систем автоматизации.

1) Тип хранимых данных

Документальные информационно-поисковые системы (ДИПС) предназначены для хранения и обработки документальных данных – адресов хранения документов, наименований, описаний и рефератов, а также текстов документов. Такие данные представляются в неструктурированном виде. Примером ДИПС являются библиотечные, библиографические системы автоматизации поиска документов.

В отличие от систем этого класса фактографические информационно-поисковые системы (ФИПС) хранят и обрабатывают фактографическую информацию – структурированные данные в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. Большинство разрабатываемых систем автоматизации представляют собой системы класса ФИПС.

2) Характер обработки данных

Информационно-справочные системы (ИСС), называемые часто запросно-ответными или просто справочными, выполняют поиск и вывод информации без ее обработки.

Автоматизированные информационные системы обработки данных (АИСОД, ИСОД) сочетают в себе информационно-справочную систему с системой обработки данных. Обработка найденных данных выполняется комплексом предусмотренных в системе прикладных программ. Большинство систем автоматизации построено по принципу ИСОД.

3) Степень интеграции данных и глубины автоматизации управления ими является важнейшим признаком классификации систем автоматизации. В ранних системах автоматизации на автономных файлах (СА АФ) – принцип интеграции данных практически на использовался, а уровень автоматизации управления был сравнительно низким. Такие системы применяются и в настоящее время, поскольку они эффективны в случае узкого, специализированного использования небольшим кругом лиц.

Высокой степенью интеграции обладают банки данных (БнД), в которых хранимая информация сосредоточена в едином информационном массиве – базе данных (БД), а процесс манипулирования данным автоматизирован.

4) Последний из приводимых признаков классификации учитывает распределенность компонентов системы автоматизации: локальная система размещается на одной ЭВМ, в то время как распределенная система функционирует в вычислительной сети и распределена по ее узлам (серверам и рабочим станциям).

Основные преимущества автоматизации переработки информации сказываются там, где приходится выполнять повторяющиеся задачи, предусматривающие запрограммированные решения, либо задачи с большим объемом вычислений.

Однако компьютерная техника позволяет ускорить и любой творческий процесс. Поэтому естественным результатом освоения человеком информационных технологий является развитие его творческого потенциала.