Протокол tcp.
Протокол TCP взаимодействует с одной стороны с пользователем или прикладной программой, а с другой - с протоколом более низкого уровня.
Интерфейс между прикладным процессом и протоколом TCP мы поясняем с приемлемой детализацией. Этот интерфейс состоит из набора вызовов, которые похожи на вызовы операционной системы, предоставляемые прикладному процессу для управления файлами. Например, в этом случае имеются вызовы для открытия и закрытия соединений, для отправки и получения данных на установленных соединениях. Предполагается также, что протокол TCP сможет асинхронно взаимодействовать с прикладными программами. Хотя разработчикам TCP протокола и предоставлена значительная свобода в создании интерфейсов, которые соответствуют свойствам конкретной операционной системы, все же от любой приемлемой реализации требуются некие обязательные минимальные функции интерфейса между протоколом TCP и пользователем.
Интерфейс между протоколом TCP и протоколами более низкого уровня задан в значительно меньшей степени, за исключением того, что должен существовать некий механизм, с помощью которого эти два уровня могут асинхронно обмениваться информацией друг с другом. Обычно полагают, что протокол нижнего уровня задает данный интерфейс. Протокол TCP спроектирован так, чтобы работать с весьма разнообразной средой объединенных компьютерных сетей.
Примером прикладного процесса, использующего TCP, может служить FTP, при этом будет работать стек протоколов ftp/tcp/ip/ethernet. Хотя протоколы UDP и TCP могли бы для сходных задач использовать разные номера портов, обычно этого не происходит. Модули TCP и UDP выполняют функции мультиплексоров/демультиплексоров между прикладными процессами и IP-модулем. При поступлении пакета в модуль IP он будет передан в TCP- или UDP-модуль согласно коду, записанному в поле протокола данного IP-пакета. Формат сегмента (пакета) TCP представлен ниже на рисунке. Глубже разобраться с особенностями работы этого протокола помогает использование специальных программ, например tcpdump, которая позволяет отслеживать содержимое отправляемых и приходящих пакетов в ходе реализации сессии.
Если IP-протокол работает с адресами, то TCP, также как и UDP, с портами. Именно с номеров портов отправителя и получателя начинается заголовок TCP-сегмента. 32-битовое поле код позиции в сообщении определяет порядковый номер первого октета в поле данных пользователя. В приложениях передатчика и приемника этому полю соответствуют 32-разрядные счетчики числа байт, которые при переполнении обнуляются. При значении флага syn=1 в этом поле лежит код ISN (Initial Sequence Number; смотри ниже описание процедуры установления связи), выбираемый для конкретного соединения. Первому байту, передаваемому через созданное соединение, присваивается номер ISN+1. Значение ISN может задаваться случайным образом. Но в UNIX 4.4BSD при загрузке ОС ISN делается равнм 1 (это нарушает требования RFC), а далее увеличивается на 640000 каждые полсекунды. Аналогичная инкрементация осуществляется при установлении нового соединения. В RFC рекомендуется увеличивать счетчик ISN на 1 каждые 4 микросекунды.
32-битовое поле номер октета, который должен прийти следующим содержит код, который на единицу больше номера номера последнего успешно доставленного (принятого) байта. Содержимое этого поля интерпретируется получателем сегмента, только если присутствует флаг ACK. В заголовках всех сегментов, передаваемых после установления соединения это поле заполняется, а флаг AСK=1.
Поле HLEN - определяет длину заголовка сегмента, которая измеряется в 32-разрядных словах. Это поле нужно, так как в заголовке могут содержаться поля опций пееременной длины. Далее следует поле резерв, предназначенное для будущего использования, в настоящее время должно обнуляться. Поле размер окна сообщает, сколько октетов готов принять получатель (флаг ACK=1) вслед за байтом, указанным в поле номер октета, который должен прийти следующим. Окно имеет принципиальное значение, оно определяет число сегментов, которые могут быть посланы без получения подтверждения. Значение ширины окна может варьироваться во время сессии (смотри описание процедуры "медленного старта"). Значение этого поля равное нулю также допустимо и указывает, что байты вплоть до указанного в поле номер октета, который должен прийти следующим, получены, но адресат временно не может принимать данные. Разрешение на посылку новой информации может быть дано с помощью посылки сегмента с тем же значением поля номер октета, который должен прийти следующим, но ненулевым значением поля ширины окна. Поле контрольная сумма предназначено для обеспечения целостности сообщения. Контрольное суммирование производится по модулю 1. Перед контрольным суммированием к TCP-сегменту добавляется псевдозаголовок, как и в случае протокола UDP, который включает в себя адреса отправителя и получателя, код протокола и длину сегмента, исключая псевдозаголовок. Поле указатель важной информации представляет собой указатель последнего байта, содержащий информацию, которая требует немедленного реагирования. Поле имеет смысл лишь при флаге URG=1, отмечающем сегмент с первым байтом "важной информации". Значение разрядов в 6-битовом коде флаги описано в таблице 4.4.3.1. Если флаг ACK=0, значение поля номер октета, который должен прийти следующим, игнорируется. Флаг URG=1 устанавливается в случае нажатия пользователем клавиш Del или Ctrl-С.
Таблица 4.4.3.1 Значения бит поля флаги
Обозначение битов (слева на право) поля флаги | Значение бита, если он равен 1 |
URG | Флаг важной информации, поле Указатель важной информации имеет смысл, если urg=1. |
ACK | Номер октета, который должен прийти следующим, правилен. |
PSH | Этот сегмент требует выполнения операции push. Получатель должен передать эти данные прикладной программе как можно быстрее. |
RST | Прерывание связи. |
SYN | Флаг для синхронизации номеров сегментов, используется при установлении связи. |
FIN | Отправитель закончил посылку байтов. |