logo
15 золотых правил PR-специалиста для создания и эффективного функционирования сайта

1.2 Структура корпоративного сайта

Первым этапом работы над структурой является перечисление основных и дополнительных разделов, которые будут представлены на сайте. Важно помнить, что каждый элемент структуры сайта должен решать какую-либо конкретную задачу по отношению к целевым группам общественности. Для наглядности лучше всего создать таблицу, где рядом с названием раздела будут перечислены целевые группы общественности, для которых раздел создается, и решаемые с его помощью задачи. То есть ответы на вопросы: что создается, для кого, зачем, о чем будет написано.

Как правило, корпоративный сайт включает в себя следующие разделы:

1. О компании

- Миссия

- Новости

- Структура

- Люди

- Карьера (иногда выделяется в отдельный раздел)

- Контакты

2. Продукты (услуги)

3. Цены

4. Партнерам

5. Акционерам

6. Пресс-центр

7. Портфолио/успешные проекты.

8. Дополнительные элементы (фото и видео-галереи и т.д.).

Второй этап работы над структурой сайта - визуальное представление элементов и их взаимоотношений на сайте. Ни одна таблица не позволит понять иерархической подчиненности различных разделов, их логической и смысловой связи. Между тем, коммуникация в Интернете, как мы уже знаем из первой главы, отличается нелинейностью: пользователь выбирает порядок изучения информации произвольно, пользуясь предоставленными возможностями навигации. Более того, он может в любой момент прекратить коммуникацию в случае, если оперативно не найдет интересующую информацию. Визуальное представление элементов корпоративного сайта позволяет наглядно представить, где какая информация находится, спрогнозировать и выстроить нужную модель поведения посетителя на сайте. Результатом этого этапа становится схема, которая позволяет не только определить структуру и взаимоотношения различных видов информации на сайте, но также получить структуру основного и вспомогательного меню и дополнительных элементов навигации.

Таким образом, перед началом разработки шаблонов страниц корпоративного сайта PR-специалист должен знать: 

- Аудиторию сайта

- Цели и задачи сайта по отношению к каждой аудитории

- Разделы сайта и тип информации, содержащейся в них

- Структуру сайта

- Структуру меню сайта.

Разработка дизайна страниц корпоративного сайта начинается с создания макетов основных типов страниц. Этот макет в схематичном виде представляет расположение на странице основных элементов:

- "шапка",

- меню,

- вспомогательное меню,

- основная информация,

- дополнительная информация,

- дополнительные элементы навигации,

- "подвал".

Как правило, у сайтов 2 и более типов страниц. Традиционно выделяют: главную страницу и страницы второго уровня. К типам страниц можно также отнести новостную (как правило, она отличается от обычной страницы второго уровня), галереи, формы обратной связи, контакты. В макетах страниц, помимо определения местоположения основных элементов, изображается макет основного содержания (соотношение и расположение текста и иллюстраций, заголовки, лидер-абзац и прочее). Макетированию должно быть уделено особое внимание - корпоративный сайт в первую очередь должен быть удобным для пользователя.

При разработке макета главной страницы необходимо:

- Определить, какие аудитории попадают на сайт через главную страницу и выявить типовые задачи этих аудиторий (например, клиенты банка, скорее всего, будут искать информацию о ближайшем отделении или адресах банкоматов)

- Определить, какая информация интересует аудиторию в первую очередь (продолжая пример с клиентами банка, можно предположить, что типовыми задачами также являются: получение информации о новых услугах, обращение в службу поддержки и другие. Задача разработчика сайта - определить приоритетные задачи и вынести их на главную страницу)

- Определить, каким образом происходит идентификация пользователем нужного ему раздела:

== Через называние аудитории (например, раздел для инвесторов называется "инвесторам")

== Через называние типовых задач (например, раздел для инвесторов называется "выгодные инвестиции" или "стабильность компании)

== Через называние информации, которая находится в разделе (например, раздел для инвесторов называется "финансовые отчеты").

Важно помнить, что у пользователей существуют различные стратегии поведения на незнакомых ресурсах:

- По элементам меню (поиск информации, исходя из пунктов меню). Такой пользователь никогда не найдет страницу, если она явно не указана в основном или дополнительном меню

- По элементам меню и внутренним ссылкам (предпочитает использовать внутритекстовые ссылки, так как не всегда понимает логику группировки элементов меню). Этот пользователь может найти даже "забытую" страницу на сайте, если ссылка на нее случайно осталась где-то в тексте.

- Поисковая стратегия (использование встроенного поиска). Такой пользователь предпочитает не тратить время и использует встроенный поиск по сайту.

Очевидно, что для того, чтобы сайт был максимально удобным для большинства пользователей, нужно предусмотреть:

- Четкую рубрикацию в основном и дополнительном меню. Наиболее важная информация должна быть явно указана в пунктах меню.

- Наличие системы внутритекстовых ссылок на сходные страницы (желательно предусмотреть вариант возврата на предыдущую страницу).

- Корректно функционирующий внутренний поиск по сайту (для поиска по сайту можно использовать сторонние разработки, например, поисковые строки от Яндекс или Google).

Посетители попадают на сайт как на главную страницу, так и на внутренние страницы, на которые, как правило, ведут ссылки с поисковых систем. Это значит, что внутренние страницы также могут рассматриваться как точки входа на сайт. Поэтому систему меню и структуру внутренних страниц следует разрабатывать с учетом возможности для пользователя:

- попасть на главную страницу

- узнать контакты организации или связаться с ее представителями

- получить информацию, связанную тематически с содержанием "страницы входа".

Традиционно основной ссылкой на главную страницу является логотип в "шапке" сайта или дополнительная иконка с изображением, например, домика. Таким образом, элемент меню "На главную" или "Главная страница", который до сих пор можно встретить на ряде корпоративных сайтов, является явно лишним, дублирующим элементом.

Точно так же основные контакты указываются в "подвале" - самой нижней части сайта, под основной информацией. Правда, контактов может быть несколько (например, в зависимости от раздела). Поэтому выделение отдельной страницы и элемента меню второго уровня под контакты оправдано. В разделе контакты необходимо указывать телефоны (желательно по отделам с указанием контактных лиц), факс, e-mail адрес, почтовый адрес и фактический адрес (если он отличается от почтового). Сегодня существует несколько интерактивных картографических сервисов, позволяющих внедрять часть интерактивной карты с указанием адреса на корпоративный сайт. Эти сервисы значительно более удобны и наглядны, чем рисованные аналоги. Они позволяют изменять масштаб изображения (что особенно важно, если по названию улицы неясно, в каком районе находится организация), находить ближайшую станцию метро.

Связать информацию на странице с другими, близкими по тематике страницами, можно несколькими способами:

- Элементы дополнительной навигации. Как правило, представляют собой баннеры или оформленные в виде баннеров текстовые элементы, размещенные слева или справа от основного текста. Они не повторяют названий элементов меню, а содержат краткую информацию о содержании страницы, на которую ведут. Например, у страницы "История компании" может быть блок дополнительной навигации, ведущий на новости или финансовые показатели. Тогда он оформляется в виде текстовой ссылки "Узнайте больше о развитии компании сегодня" или "От истории к современности. Достижения компании в финансовой отчетности".

- Ссылки внутри текста. Интернет позволят существенно облегчить поиск нужной информации за счет использования внутритекстовых ссылок. Например, если в тексте страницы, посвященной оборудованию, упоминается определенная модель, то название этой модели может быть ссылкой, ведущей на более подробное ее описание. Желательно всю дополнительную информацию "выносить" таким образом из основного текста страницы. Это сделает его более читаемым, а сайт - более удобным. Если страница, на которую ведет ссылка, является последней по глубине в цепочке коммуникации, имеет смысл предусмотреть возврат пользователя на страницу более высокого уровня (далеко не всем удобно использовать стандартную кнопку "назад" в браузере). Переход обычно осуществляется при помощи ссылки "Вернуться к...". Второй вариант - организовать переход на страницу, относящуюся к другому разделу (например, с описания модели на страницу "цены" или "контакты")

- "Облако тэгов". В качестве элементов дополнительной навигации рядом с текстом можно поместить "облако тэгов", то есть все тэги, связанные с тематикой страницы. Облако тэгов генерируется автоматически, большинство современных систем управления сайтом поддерживают эту функцию. Например, страница "История компании" может быть привязана к тегам "компания", "развитие", "планы" и так далее. С теми же тэгами могут быть связаны страницы "Стратегия развития", "Новости", "Миссия", "Ценности" и так далее.

Разрабатывая макеты главной и внутренних страниц, нужно избегать распространенных ошибок, таких как:

- Перегруженность информацией (страница не должна уходить на несколько "экранов" вниз, как правило, информация, расположенная за пределами первого-второго "экранов" не воспринимается пользователем)

- Размещение новостей на главной странице, если они обновляются реже, чем раз в 2-3 недели (новость полугодовой давности на главной странице производит впечатление "заброшенного" сайта, это может отпугнуть пользователя)

- Размещение миссии, целей, задач компании, если непонятна сфера ее деятельности. Пользователь с первого взгляда должен понимать, чем занимается компания.