1.3 Педагогические возможности Интернет в обучении
В настоящее время в мировой образовательной практике наблюдаются устойчивые тенденции перехода к Виртуальным - университетам, в которых могут обучаться до 1 млн. студентов, ориентированных на получение высшего образования. При обучении в них широко используются средства компьютерных и телекоммуникационных технологий, в своем большинстве - это новые университеты, которые работают индустриальными методами и, не имея практически финансовой поддержки со стороны Правительств различных стран, достаточно быстро стали самыми большими и богатыми университетами в мире, составляя конкуренцию на рынке образовательных услуг традиционным университетам. Поскольку стоимость и качество обучения соответствует требованиям широких слоев, населения, то они пользуются возрастающей популярностью у молодежи, т.к. молодые люди в развитых странах стремятся получить сначала работу, а затем образование.
Естественно, что такие новации в системе образования подвергаются жесткой критике со стороны традиционных университетов, но можно утверждать, что эти процессы объективны и закономерны.
Система технологических средств ДО предоставляет обучаемому возможность свободного доступа к любым формам компьютерных знаний учебного назначения, преподавателю - возможность применить для достижения целей обучения как отдельный вид электронных дидактических материалов, так и любой их набор, т.е. спроектировать дидактическую информационную среду.
Обучение с использованием сетевых технологий характеризуется следующими признаками:
- созданием компьютерных учебников в полном объеме для передачи студентам по электронной почте;
- разработкой тестов для оценки знаний с использованием e-mail;
- использование в обучении электронных адресов ППС и студентов;
- начало создания электронных библиотек каждым преподавателем по каждому учебному курсу, включающему в себя руководство по изучению дисциплины и литературу по курсу в электронном виде.
В целом, соотношение различных технологий обучения иллюстрируется на рисунке 1.
Рисунок 1 - Соотношение технологий обучения
Средства ДО освобождает преподавателя от изложения и отработки с обучаемым значительной части учебного материала. Высвободившееся время преподаватель использует для дополнительной индивидуальной работы с отстающими или для постановки успевающим новых интересных заданий.
Такое видоизменение работы педагога в условиях классно-урочной работы с применением средств ДО улучшает познавательную деятельность всей учебной группы в целом, усиливает творческие компоненты труда преподавателя.
Интенсивная работа обучаемого и преподавателя в условиях информационного комфорта, обеспечиваемые средствами ДО, приводит в конечном счете, к гармоничному комплексному достижению всех целей информатизации образования.
Появляется реальная возможность создания информационных сетей, содержащих базы данных и знаний для группового обучения. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами.
Технологические средства ДО позволяют конструировать учебный материал с учетом дифференциации учебно-познавательной творческой деятельности студентов, их способностей и желания самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, окажет действенную помощь в достижении равенства социального старта каждого студента.
Электронные носители дидактической информации дают возможность преподавателю оперативного обновления содержания автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий.
Средства электронного тестирования, включенные в сетевой курс, позволяют избежать субъективизма в оценках знаний, что, в свою очередь, позволяет улучшать и упрощать диагностику уровня подготовки учащихся.
При реализации образовательных программ важное место занимает учебно-методическое обеспечение учебного процесса, отражающие содержание образования с помощью различных средств обучения (учебников, компьютерных обучающих программ и т.д.) Учебно-методические комплексы, используемые для обеспечения учебного процесса, представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях а также методики использования учебно-методического обеспечения.
Учебно-методические комплексы готовятся для использования на различных носителях информации (книжная продукция, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты и др.) и в различных технологических.
Электронные версии подготовленных учебных и учебно-методических материалов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедиа обучающие материалы, которые могут быть размещены также на СD.
На базе подготовленных учебных и учебно-методических материалов разрабатываются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на учебном сервере университета.
Таким образом, важным элементом системы открытого образования являются сетевые обучающие курсы, которые занимают особое место в технологической подсистеме педагогической системы образовательного процесса. Педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс открытого образования, состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема, включающая в себя средства, методы и формы обучения.
- Введение
- 1 Развитие мультимедиа технологий в образовании
- 1.2 Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика
- 1.3 Педагогические возможности Интернет в обучении
- 1.3.1 Сетевые курсы как основа Интернет - обучения
- 1.3.2 Типовая структура сетевого курса
- 2 Электронный учебно-методический комплекс
- 2.1 Этапы разработки учебного мультимедийного комплекса
- 2.2 Рекомендации по созданию электронно-методического комплекса
- 2.2.1 Особенности подготовки учебных материалов
- 2.2.2 Подготовка иллюстраций для электронного учебника
- 2.3 Организация, технология и управление созданием учебного мультимедийного комплекса в системе Moodle
- Форма контроля по данному модулю: сценарий учебно-методического мультимедиа комплекса.
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 3. Мультимедийные изображения
- Технологии проектирования и реализации мультимедийного продукта.
- Проектирование учебных комплексов и центров
- 1.2 Педагогический дизайн мультимедийного урока
- 1 Теоретические основы проектирования мультимедийных материалов
- Мультимедийные технологии и компьютерная графика как современные инструменты проектирования рекламного продукта.
- 3.2. Разработка сценария мультимедийной презентации