1 Развитие мультимедиа технологий в образовании
1.1 Развитие новых педагогических технологий в образовании
Для характеристики процесса обучения применяются такие понятия, как методы, средства обучения, методика обучения. В современной педагогике методы обучения трактуются как упорядоченная совокупность способов и приемов совместной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленные на решение комплексных задач учебного процесса. Методы рассматриваются в тесной связи со средствами обучения, которые понимаются не только в узком смысле, как учебные пособия, наглядные демонстрационные устройства, технические средства обучения, но и как все то, что способствует достижению цели деятельности. Методика рассматривается как система научно обоснованных правил, методов, приемов обучения тому или иному учебному предмету.
Понятие «технология обучения» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос: как наилучшим образом достичь этих целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением.
Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта.
В реальной практике, планируя систему уроков, разрабатывая план отдельного урока и намечая последовательность обучения, педагог исключает в своей деятельности экспромты, непродуманные решения, мгновенные действия по интуиции и тем самым подчиняют свою деятельность технологизации, которая предполагает приведение в систему, упорядочение, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения. Воплощение спроектированного процесса обучения будет более результативным, если будет опираться на четкие знания методов, методических приемов и организационных форм достижения целей. Поскольку технология -- это совокупность знаний о способах и средствах осуществления процесса, а также сами процессы, то педагогическими технологиями, можно считать и непосредственно процессы обучения, направленные на качественное изменение тех или иных знаний, умений и навыков обучаемых.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», образовательные учреждения свободны в выборе технологий, но ответственны за результаты обучения. Если в традиционной системе образования учебник был источником знаний, а педагог -- контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования педагог выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Замена учебника компьютером, позволяющим осуществлять обратную связь, свидетельствует о субъект-субъектных отношениях в образовательном процессе. Распространенным мнением среди специалистов в области образования является то, что использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе -- это существенное звено в модернизации образования. В образовании важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. В основе выбора мультимедиа технологии был анализ целей обучения и ожидаемых результатов.
Для внедрения новых информационных технологий с учетом системного подхода необходимо комплексное решение ряда проблем:
- обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой;
- создание обучающих мультимедиа программ;
- организация курсов повышения квалификации педагогов. Дидактические условия внедрения новых информационных технологий - педагогически упорядоченное состояние субъект-объект-субъектной среды, реализующей цели обучения и возникшей в результате инновационной деятельности педагогических коллективов. Качественному изменению уровня обучения способствуют:
- наличие в образовательных учреждениях современных средств, позволяющих реализовать новые информационные технологии обучения: компьютеров, локальных сетей и программных средств;
- достаточный уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива для осуществления образовательного процесса с использованием мультимедийных технологий обучения;
- готовность осваивать мультимедиа технологии, положительная психолого-педагогическая установка субъектов учебного процесса (учащихся и педагогов) к их применению;
- создание мультимедиа программы для обучения учащихся, адекватной современному состоянию экономики.
В ходе исследования установлено, что использование мультимедиа технологии в образовательном процессе позволяет:
- повысить мотивацию учащихся за счет новизны деятельности;
- актуализировать зрительную и логическую память;
- повысить активность и самостоятельность каждого обучающегося в познавательном процессе;
- повысить объективность оценивания результатов обучения;
- осуществить дифференцированный личностно-ориентированный подход к учащимся;
- воспитать культуру использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Если производственная технология заключается в высокой точности и не предусматривает отклонения от имеющихся стандартов, то педагогическая технология включает педагогический процесс, способствующий разной обучаемости, уровню развития, сформированности общеучебных умений, культуре умственного труда.
- Введение
- 1 Развитие мультимедиа технологий в образовании
- 1.2 Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика
- 1.3 Педагогические возможности Интернет в обучении
- 1.3.1 Сетевые курсы как основа Интернет - обучения
- 1.3.2 Типовая структура сетевого курса
- 2 Электронный учебно-методический комплекс
- 2.1 Этапы разработки учебного мультимедийного комплекса
- 2.2 Рекомендации по созданию электронно-методического комплекса
- 2.2.1 Особенности подготовки учебных материалов
- 2.2.2 Подготовка иллюстраций для электронного учебника
- 2.3 Организация, технология и управление созданием учебного мультимедийного комплекса в системе Moodle
- Форма контроля по данному модулю: сценарий учебно-методического мультимедиа комплекса.
- 47. Технические средства обучения. Использование мультимедийных презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях.
- 3. Мультимедийные изображения
- Технологии проектирования и реализации мультимедийного продукта.
- Проектирование учебных комплексов и центров
- 1.2 Педагогический дизайн мультимедийного урока
- 1 Теоретические основы проектирования мультимедийных материалов
- Мультимедийные технологии и компьютерная графика как современные инструменты проектирования рекламного продукта.
- 3.2. Разработка сценария мультимедийной презентации