Введение
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначена информатизация, обеспечение профессиональной школы современной компьютерной техникой, применение новых информационных технологий, подготовка молодежи к жизнедеятельности в современном информационном пространстве. Новые информационные технологии выступают факторами, реализующими взаимные потребности теории и практики.
Мультимедиа технологии рассматривается нами как информационная технология обучения, интегрирующая аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Мультимедиа технология, являясь составляющей современных информационных технологий, открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет моделировать явления и процессы, повышающие качество обучения, эффективность самостоятельной работы. Она имеет огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. При этом эффективность обучения мы понимаем как меру совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой в соответствии с требованиями стандарта.
В образовательных учреждениях накоплен опыт использования информационных технологий, как средства повышения эффективности образовательного процесса, контроля деятельности учащихся на теоретических и практических занятиях.
Анализ практики преподавания и результатов исследований по проблеме позволил выявить противоречия между:
- требованием внедрения в учебно-производственный процесс новых информационных технологий и отсутствием необходимых условий для их эффективного применения;
- широкими дидактическими возможностями новых мультимедийных технологий и отсутствием необходимого методического обеспечения, а также программных средств к ним;
- необходимостью обучения преподавателей оптимальному использованию компьютерных, в том числе, мультимедийных технологий и отсутствием разработанных учебно-программных документов по повышению квалификации в области новых информационных технологий.
Проблема исследования заключается в обосновании, разработке учебного мультимедийного комплекса и методических рекомендаций по его эффективному применению в учебном процессе.
Перечисленные проблема обусловили тему этой работы: «Проектирование учебного мультимедийного комплекса».
Объект исследования: информационные технологии в образовательном процессе.
Предмет исследования: мультимедийный учебный комплекс по курсу «Схемотехника».
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить российский и зарубежный опыт применения мультимедиа;
- создать алгоритм разработки и применения мультимедийного учебного комплекса в учебном процессе;
- разработать и внедрить в учебный процесс мультимедийный учебный комплекс по курсу «Схемотехника»;
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании:
- теоретически обоснованы и проверены принципы разработки, применения мультимедийного учебного комплекса в учебном: структурирование учебной информации, модульность построения содержания обучения, мотивация учебной деятельности, а также содержание алгоритма разработки: отбор учебных элементов, проектирование содержания обучения, выбор средств педагогической коммуникации и диагностики;
- определены структура и содержание мультимедийного учебного комплекса, алгоритм его разработки и применения, направленные на оптимизацию форм групповой и индивидуальной работы учащихся, формирование их коммуникативных способностей с применением компьютера;
- обосновано комплексное программно-методическое обеспечение использования мультимедийной технологии для усвоения учебного материала обучающимися по курсу «Схемотехника», контроля и самоконтроля качества обучения с помощью компьютерной техники.
Практическая значимость исследования следующая - разработан курс по предмету «Схемотехника», который может быть использован в процессе обучения студентов:
- мультимедийный учебный комплекс, алгоритм его разработки и применения;
- методические рекомендации по применению мультимедийного учебного комплекса в учебном процессе;
- тестовые задания для проверки успешности усвоения учебного материала;
Настоящий мультимедийный учебный комплекс по дисциплине, предусмотренной государственным образовательным стандартом, разработан на основе современных компьютерных технологий. Использование первоклассной методической основы и передовых методов обучения позволили создать систему, позволяющую в короткий срок изучить предмет, усвоить пройденный материал и подготовиться к итоговым зачетам и экзаменам.
Мультимедийный комплекс может эффективно использоваться как отдельными лицами при изучении материала, так и корпоративными клиентами (школа, колледж, вуз). Курс будет одинаково полезен в виде учебного пособия и в роли справочника по дисциплине. Материалы комплекса позволят учащимся понять важнейшие аспекты предмета, а преподавателям -- расширить практику применения мультимедиа-технологий и сделать учебный процесс максимально производительным.
Мультимедийный учебный комплекс содержит следующие разделы:
- Электронное учебное пособие. Ссылки позволяют быстро перейти от чтения книги к другим информационным источникам (презентация, практикум, резюме) и организовать работу с ними.
- Лекции. Мультимедийные лекции разработаны по главным темам курса. В них используется следующие форматы данных: текст, фотографии, анимация, звуковые эффекты, ресурсы Интернет. Так же можно скопировать и обработать различную информацию, изменить и актуализировать материалы курса применительно к своим потребностям.
- Практикум. Содержит два блока: практические задания и тесты. Для изучения соответствующих тематических рубрик при тестировании, составлении алгоритма решения задач, даются отсылки к материалам электронного учебного пособия или к законодательной базе.
Одна из важнейших задач обучения в настоящее время - отказ от ряда традиционно сложившихся технологий преподавания и переориентации на способы обучения, ведущую роль в которых занимают компьютерные технологии и интернет. Именно в этом направлении учебные заведения делают шаги в сторону реформирования учебного процесса, поиска моделей образования адекватных современному типу общества и отвечающих новому этапу развития европейской цивилизации.
Данный мультимедийный учебный комплекс является гибким и высокоэффективным инструментом, позволяющим не отставать от современных тенденций. По существу это базовый вариант мультимедиа-продукта по учебной дисциплине. Такой полуфабрикат дорабатывает, дополняет и настраивает сам преподаватель с учетом своего видения предметной области, а также специфики подготовки учащихся. В этой работе могут участвовать и сами обучаемые. Подобные партнерские отношения по перестройке учебного процесса заставляют по иному переосмыслить и образовательные функции.
Комплекс способствует разработке и внедрению новых технологий в процесс образования, сделав его максимально производительным и удобным к восприятию. Комбинируя различные части обучающего пакета необходимым образом, можно сделать гибкую систему методических материалов различных форматов, гармонично вписывающуюся практически в любой учебный курс. Такой подход позволяет преподавателю учесть возможные нюансы и тонкости читаемого курса в каждом конкретном учебном заведении. Материалы комплекса можно применять для открытого и дистанционного образования.
Использование мультимедийного комплекса учащимися позволит им в короткие сроки получить необходимые для зачета и экзамена знания, вникнуть в суть изучаемой дисциплины. Качественный и детально проработанный методический материал, положенный в основу системы, обеспечит надежную поддержку процессу обучения, позволит всем заинтересованным лицам наглядно понять важнейшие аспекты схемотехники.
- Введение
- 1 Развитие мультимедиа технологий в образовании
- 1.2 Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика
- 1.3 Педагогические возможности Интернет в обучении
- 1.3.1 Сетевые курсы как основа Интернет - обучения
- 1.3.2 Типовая структура сетевого курса
- 2 Электронный учебно-методический комплекс
- 2.1 Этапы разработки учебного мультимедийного комплекса
- 2.2 Рекомендации по созданию электронно-методического комплекса
- 2.2.1 Особенности подготовки учебных материалов
- 2.2.2 Подготовка иллюстраций для электронного учебника
- 2.3 Организация, технология и управление созданием учебного мультимедийного комплекса в системе Moodle