logo
Проектирование учебного мультимедийного комплекса

Введение

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначена информатизация, обеспечение профессиональной школы современной компьютерной техникой, применение новых информационных технологий, подготовка молодежи к жизнедеятельности в современном информационном пространстве. Новые информационные технологии выступают факторами, реализующими взаимные потребности теории и практики.

Мультимедиа технологии рассматривается нами как информационная технология обучения, интегрирующая аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Мультимедиа технология, являясь составляющей современных информационных технологий, открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет моделировать явления и процессы, повышающие качество обучения, эффективность самостоятельной работы. Она имеет огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. При этом эффективность обучения мы понимаем как меру совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой в соответствии с требованиями стандарта.

В образовательных учреждениях накоплен опыт использования информационных технологий, как средства повышения эффективности образовательного процесса, контроля деятельности учащихся на теоретических и практических занятиях.

Анализ практики преподавания и результатов исследований по проблеме позволил выявить противоречия между:

- требованием внедрения в учебно-производственный процесс новых информационных технологий и отсутствием необходимых условий для их эффективного применения;

- широкими дидактическими возможностями новых мультимедийных технологий и отсутствием необходимого методического обеспечения, а также программных средств к ним;

- необходимостью обучения преподавателей оптимальному использованию компьютерных, в том числе, мультимедийных технологий и отсутствием разработанных учебно-программных документов по повышению квалификации в области новых информационных технологий.

Проблема исследования заключается в обосновании, разработке учебного мультимедийного комплекса и методических рекомендаций по его эффективному применению в учебном процессе.

Перечисленные проблема обусловили тему этой работы: «Проектирование учебного мультимедийного комплекса».

Объект исследования: информационные технологии в образовательном процессе.

Предмет исследования: мультимедийный учебный комплекс по курсу «Схемотехника».

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить российский и зарубежный опыт применения мультимедиа;

- создать алгоритм разработки и применения мультимедийного учебного комплекса в учебном процессе;

- разработать и внедрить в учебный процесс мультимедийный учебный комплекс по курсу «Схемотехника»;

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании:

- теоретически обоснованы и проверены принципы разработки, применения мультимедийного учебного комплекса в учебном: структурирование учебной информации, модульность построения содержания обучения, мотивация учебной деятельности, а также содержание алгоритма разработки: отбор учебных элементов, проектирование содержания обучения, выбор средств педагогической коммуникации и диагностики;

- определены структура и содержание мультимедийного учебного комплекса, алгоритм его разработки и применения, направленные на оптимизацию форм групповой и индивидуальной работы учащихся, формирование их коммуникативных способностей с применением компьютера;

- обосновано комплексное программно-методическое обеспечение использования мультимедийной технологии для усвоения учебного материала обучающимися по курсу «Схемотехника», контроля и самоконтроля качества обучения с помощью компьютерной техники.

Практическая значимость исследования следующая - разработан курс по предмету «Схемотехника», который может быть использован в процессе обучения студентов:

- мультимедийный учебный комплекс, алгоритм его разработки и применения;

- методические рекомендации по применению мультимедийного учебного комплекса в учебном процессе;

- тестовые задания для проверки успешности усвоения учебного материала;

Настоящий мультимедийный учебный комплекс по дисциплине, предусмотренной государственным образовательным стандартом, разработан на основе современных компьютерных технологий. Использование первоклассной методической основы и передовых методов обучения позволили создать систему, позволяющую в короткий срок изучить предмет, усвоить пройденный материал и подготовиться к итоговым зачетам и экзаменам.

Мультимедийный комплекс может эффективно использоваться как отдельными лицами при изучении материала, так и корпоративными клиентами (школа, колледж, вуз). Курс будет одинаково полезен в виде учебного пособия и в роли справочника по дисциплине. Материалы комплекса позволят учащимся понять важнейшие аспекты предмета, а преподавателям -- расширить практику применения мультимедиа-технологий и сделать учебный процесс максимально производительным.

Мультимедийный учебный комплекс содержит следующие разделы:

- Электронное учебное пособие. Ссылки позволяют быстро перейти от чтения книги к другим информационным источникам (презентация, практикум, резюме) и организовать работу с ними.

- Лекции. Мультимедийные лекции разработаны по главным темам курса. В них используется следующие форматы данных: текст, фотографии, анимация, звуковые эффекты, ресурсы Интернет. Так же можно скопировать и обработать различную информацию, изменить и актуализировать материалы курса применительно к своим потребностям.

- Практикум. Содержит два блока: практические задания и тесты. Для изучения соответствующих тематических рубрик при тестировании, составлении алгоритма решения задач, даются отсылки к материалам электронного учебного пособия или к законодательной базе.

Одна из важнейших задач обучения в настоящее время - отказ от ряда традиционно сложившихся технологий преподавания и переориентации на способы обучения, ведущую роль в которых занимают компьютерные технологии и интернет. Именно в этом направлении учебные заведения делают шаги в сторону реформирования учебного процесса, поиска моделей образования адекватных современному типу общества и отвечающих новому этапу развития европейской цивилизации.

Данный мультимедийный учебный комплекс является гибким и высокоэффективным инструментом, позволяющим не отставать от современных тенденций. По существу это базовый вариант мультимедиа-продукта по учебной дисциплине. Такой полуфабрикат дорабатывает, дополняет и настраивает сам преподаватель с учетом своего видения предметной области, а также специфики подготовки учащихся. В этой работе могут участвовать и сами обучаемые. Подобные партнерские отношения по перестройке учебного процесса заставляют по иному переосмыслить и образовательные функции.

Комплекс способствует разработке и внедрению новых технологий в процесс образования, сделав его максимально производительным и удобным к восприятию. Комбинируя различные части обучающего пакета необходимым образом, можно сделать гибкую систему методических материалов различных форматов, гармонично вписывающуюся практически в любой учебный курс. Такой подход позволяет преподавателю учесть возможные нюансы и тонкости читаемого курса в каждом конкретном учебном заведении. Материалы комплекса можно применять для открытого и дистанционного образования.

Использование мультимедийного комплекса учащимися позволит им в короткие сроки получить необходимые для зачета и экзамена знания, вникнуть в суть изучаемой дисциплины. Качественный и детально проработанный методический материал, положенный в основу системы, обеспечит надежную поддержку процессу обучения, позволит всем заинтересованным лицам наглядно понять важнейшие аспекты схемотехники.