logo search
Проектирование учебного мультимедийного комплекса

2.2.1 Особенности подготовки учебных материалов

Процесс создания учебного комплекса требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика (отвечающего за само содержание курса) и программиста-консультанта (заведующего основными техническими аспектами).

Основные этапы работы:

- разрабатывается черновой вариант текста учебника

- разрабатывается "сценарий" взаимодействия отдельных частей сетевого курса (продумывается последовательность изложения материала, места возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также разрабатывается начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе прохождения сетевого курса.

- реализация составных частей сетевого курса на компьютере.

При этом любые знания по информационным технологиям преподавателя-практика являются чрезвычайно полезными, но отнюдь не обязательными. Более того, на первых двух этапах большую (если не решающую) роль имеют квалификация автора в предметной области и его способности педагога и методиста. Причиной этого является то, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, автору приходится сталкиваться с заметными трудностями, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося.

Важным моментом при подготовке сетевого курса является подготовка сценария взаимодействия отдельных частей сетевого курса и сценария аудио- и видеосюжетов, когда особенно, могут быть задействованы мощные аудио- и видео возможности компьютера. Слабые знания о программном обеспечении у преподавателя-практика, как уже отмечалось, не являются препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в других областях. Основная цель - изучить возможности современных информационных технологий, обратив особое внимание на аудио- и видео фрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь - сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать.

Следующим шагом должна стать совместная работа преподавателя-практика и специалиста по информационным технологиям, когда все указанные выше фрагменты предварительной работы многократно корректируются для воплощения в сетевой курс.

При создании комплекса необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Не следует перегружать Web-страницы большим количеством рисунков. Большие по объему страницы, насыщенные графическими элементами, требуют большого времени для загрузки информации по сети Интернет на компьютер пользователя, делают процесс обучения неудобным. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.

При разработке комплекса необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от согласованной работы всей этой команды.

При создании комплекса необходимо использовать итерационный подход. Комплекс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами Web-мастера и других специалистов.

После создания комплекса проводятся тестирование и проверка автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка.