3.2 Построение контекстной диаграммы
Самая верхняя диаграмма, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется A-0. Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Поскольку единственный блок представляет весь объект, его имя - общее для всего проекта. Это же справедливо и для всех стрелок диаграммы, поскольку они представляют полный комплект внешних интерфейсов объекта. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу.
Контекстная диаграмма A-0 также должна содержать краткие утверждения, определяющие точку зрения должностного лица или подразделения, с позиций которого создается модель, и цель, для достижения которой ее разрабатывают. Эти утверждения помогают руководить разработкой модели и ввести этот процесс в определенные рамки. Точка зрения определяет, что и в каком разрезе можно увидеть в пределах контекста модели. Изменение точки зрения, приводит к рассмотрению других аспектов объекта. Аспекты, важные с одной точки зрения, могут не появиться в модели, разрабатываемой с другой точки зрения на тот же самый объект. Формулировка цели выражает причину создания модели, т.е. содержит перечень вопросов, на которые должна отвечать модель, что в значительной мере определяет ее структуру. Наиболее важные свойства объекта обычно выявляются на верхних уровнях иерархии; по мере декомпозиции функции верхнего уровня и разбиения ее на подфункции, эти свойства уточняются. Каждая подфункция, в свою очередь, декомпозируется на элементы следующего уровня, и так происходит до тех пор, пока не будет получена релевантная структура, позволяющая ответить на вопросы, сформулированные в цели моделирования. Каждая подфункция моделируется отдельным блоком. Каждый родительский блок подробно описывается дочерней диаграммой на более низком уровне. Все дочерние диаграммы должны быть в пределах области контекстной диаграммы верхнего уровня.
Работы (Activity) обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие (например, «Ведение электронного журнала успеваемости и посещаемости»). Работа «Ведение электронного журнала успеваемости и посещаемости» может иметь, например, следующее определение: «Это модель, которая описывает процесс многократного введения и редактирования персональных данных студентов и последующего их вывода пользователю». При создании новой модели автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом.
Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок. Стрелки представляют некоторую информацию и именуются существительными. Различают 4 вида стрелок:
— Входные. Они ставятся с левой стороны и описывают материал или информацию, которая преобразуется в данной работе;
— Выходные. Они ставятся с правой стороны и описывают материал или информацию, которая производится данной работой (обязательно должна присутствовать хотя бы одна стрелка этого вида);
— Управление -- правила, процедуры или стандарты, нормативные акты, на основе которых должна осуществляться данная работа (также должна присутствовать хотя бы одна стрелка);
— Ресурсы или механизмы (материальные, трудовые, финансовые ресурсы).
На рис. 3.2.1 представлена контекстная диаграмма «Ведение электронного журнала и посещаемости».
Рис. 3.2.1 -- Контекстная диаграмма «Ведение электронного журнала успеваемости и посещаемости»
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Современные методы автоматизации контроля учебного процесса
- 1.1 Понятие «Электронный журнал»
- 1.2 Обзор современных программных средств для решения задачи ведения электронного журнала
- 2. Постановка задачи
- 2.1 Назначение, цели создания информационной системы
- 2.2 Требования к информационной системе
- 3. Функционально-ориентированное проектирование информационной системы
- 3.1 Основные элементы модели
- 3.2 Построение контекстной диаграммы
- 3.3 Построение диаграмм декомпозиции IDEF0
- 4. Проектирование информационного обеспечения системы
- 4.1 Информационный анализ предметной области и выделение информационных объектов
- 4.2 Построение логической модели данных
- 5. Проектирование реляционной базы данных
- 5.1 Описание реляционной модели
- 5.2 Описание таблиц базы данных
- 5.3 Выбор СУБД
- 6. Разработка клиент-серверного приложения для работы с базой данных
- 6.1 Технология «клиент-сервер»
- 6.2 Средства программирования разрабатываемого приложения
- 6.3 Программная реализация модуля «Преподаватель»
- 6.4 Программная реализация модуля «Руководитель группы»
- 6.5 Программная реализация модуля «Администратор заведения»
- 6.6 Программная реализация модуля «Родитель»