logo
Разработка автоматизированной информационной системы "Электронный журнал"

4.1 Информационный анализ предметной области и выделение информационных объектов

При проектировании информационного обеспечения системы изучается предметная область, производится анализ данных, устанавливаются основные объекты предметной области [2].

Первым шагом при проектировании информационного обеспечения является выделение состава документов и их реквизитов на основе анализа предметной области. Так же на данном шаге производится анализ состава форм документов предметной области. На основании анализа предметной области можно выделить следующие входные документы: список специальностей, список групп, список студентов, список дисциплин, журналы с успеваемостью и посещаемостью студентов.

Формы данных документов предметной области рассмотрены в приложениях (см. приложения А, Б, В).

Следующим шагом при построении информационно-логической модели является установление функциональных зависимостей между реквизитами на основе анализа предметной области и анализе документов предметной области.

На данном шаге определяется зависимость одного реквизита от другого, и если такая зависимость есть, то между данными реквизитами строится связь.

Информацию, полученную в ходе выполнения данного шага, представим в виде следующей таблицы (см. приложение Г).

Далее необходимо разделить все реквизиты на описательные и ключевые и как ключевое требование с точки зрения экономии вложений, гарантирующее, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и увеличивать функциональные зависимости реквизитов.

Для анализа реквизитов составим таблицу (табл. 4.1.1).

"right">Таблица 4.1.1

Определение типов реквизитов

Документ

Описательный реквизит

Ключевой реквизит

Вид ключа

Имя информационного объекта

Список студентов

name_student

n_group

password

n_zbook

П, У

Студенты

Список преподавателей

name_teacher

login

password

n_teacher

П, У

Преподаватели

Список специальностей

name_speciality

term_study

abbreviation

n_speciality

П, У

Специальности

Список групп

n_spciality

name_group

n_teacher

n_group

П, У

Группы

Список дисциплин

n_group

name_discipline

n_teacher

sem_start

sem_end

n_discipline

П, У

Дисциплины

Рубежная успеваемость

mark

n_zbook

n_discipline

mon

С, У

Успеваемость

Семестровая успеваемость

mark

n_zbook

n_discipline

n_sem

С, У

Успеваемость

Рубежная посещаемость

no_reazon

total

n_zbook

mon

С, У

Посещаемость

Семестровая посещаемость

no_reazon

total

n_zbook

n_sem

С, У

Посещаемость

Следующим шагом при построении информационно-логической модели является описание информационных объектов, т.е. выполняется структурирование описательных реквизитов, которые одинаково зависимы от одного или нескольких ключевых реквизитов. В каждую группу включим общие для этой группы ключевые реквизиты. Каждая такая группа и будет называться информационным объектов.

Для анализа реквизитов составим таблицу (табл. 4.1.2).

"right">Таблица 4.1.2

Описание информационных объектов

Реквизиты ИО

Признак ключа

Имя ИО

Семантика

n_zbook

name_student

n_group

password

П, У

Студенты

Сведения о студентах

n_teacher

name_teacher

login

password

П, У

Преподаватели

Сведения о преподавателях

n_speciality

name_speciality

term_study

abbreviation

П, У

Специальности

Сведения о специальностях

n_group

n_spciality

name_group

n_teacher

П, У

Группы

Сведения о группах

n_discipline

n_group

name_discipline

n_teacher

sem_start

sem_end

П, У

Дисциплины

Сведения о дисциплинах

n_zbook, n_discipline, mon,

mark

С, У

Успеваемость

Сведения о рубежной успеваемости студентов

n_zbook, n_discipline, n_sem

mark

С, У

Успеваемость

Сведения о семестровой успеваемости студентов

n_zbook, mon

no_reazon, total

С, У

Посещаемость

Сведения о рубежной посещаемости студентов

n_zbook, n_sem

no_reazon, total

С, У

Посещаемость

Сведения о семестровой посещаемости студентов

Информационные объекты должны отвечать всем требованиям нормализации:

— Информационный объект должен содержать уникальный идентификатор;

— Все остальные описательные реквизиты должны быть взаимно независимы;

— Все реквизиты, входящие в составной ключ должны быть взаимно независимы;

— Каждый описательный реквизит должен функционально-полно зависеть от ключа информационного объекта;

— При составном ключе описательные реквизиты должны полностью зависеть от реквизитов составляющих ключ;

— Каждый описательный реквизит не может зависеть от ключа транзитивно.

Согласно требованиям нормализации между информационными объектами допускаются связи 1:1 и 1:М. Определим тип связи между информационными объектами (табл. 4.1.3).

"right">Таблица 4.1.3

Определение типов связей

Номер связи отношения

Главный ИО

Подчиненный ИО

Тип отношения

1

Специальности

Группы

1:М

2

Группы

Студенты

1:М

3

Преподаватели

Группы

1:1

4

Преподаватели

Дисциплины

1:М

При составлении информационно-логической модели информационные объекты должны быть упорядочены по уровням (рис. 4.1.1).

Представленная информационно-логическая модель рассматриваемой предметной области, построена в соответствии с выявленными информационными объектами и связями между ними.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 4.1.1 -- Уровни информационных объектов

Информационно-логическая модель приведена в каноническом виде, и объекты в ней размещены по уровням. На нулевом уровне размещаются объекты, не подчиненные никаким другим объектам. Уровень остальных объектов определяется наиболее длинным путем к объекту от нулевого уровня.

Такое размещение объектов дает представление об их иерархической подчиненности, делает модель более наглядной и облегчает понимание одно-многозначных отношений между объектами.