4.1 Информационный анализ предметной области и выделение информационных объектов
При проектировании информационного обеспечения системы изучается предметная область, производится анализ данных, устанавливаются основные объекты предметной области [2].
Первым шагом при проектировании информационного обеспечения является выделение состава документов и их реквизитов на основе анализа предметной области. Так же на данном шаге производится анализ состава форм документов предметной области. На основании анализа предметной области можно выделить следующие входные документы: список специальностей, список групп, список студентов, список дисциплин, журналы с успеваемостью и посещаемостью студентов.
Формы данных документов предметной области рассмотрены в приложениях (см. приложения А, Б, В).
Следующим шагом при построении информационно-логической модели является установление функциональных зависимостей между реквизитами на основе анализа предметной области и анализе документов предметной области.
На данном шаге определяется зависимость одного реквизита от другого, и если такая зависимость есть, то между данными реквизитами строится связь.
Информацию, полученную в ходе выполнения данного шага, представим в виде следующей таблицы (см. приложение Г).
Далее необходимо разделить все реквизиты на описательные и ключевые и как ключевое требование с точки зрения экономии вложений, гарантирующее, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и увеличивать функциональные зависимости реквизитов.
Для анализа реквизитов составим таблицу (табл. 4.1.1).
"right">Таблица 4.1.1Определение типов реквизитов
Документ |
Описательный реквизит |
Ключевой реквизит |
Вид ключа |
Имя информационного объекта |
|
Список студентов |
name_student n_group password |
n_zbook |
П, У |
Студенты |
|
Список преподавателей |
name_teacher login password |
n_teacher |
П, У |
Преподаватели |
|
Список специальностей |
name_speciality term_study abbreviation |
n_speciality |
П, У |
Специальности |
|
Список групп |
n_spciality name_group n_teacher |
n_group |
П, У |
Группы |
|
Список дисциплин |
n_group name_discipline n_teacher sem_start sem_end |
n_discipline |
П, У |
Дисциплины |
|
Рубежная успеваемость |
mark |
n_zbook n_discipline mon |
С, У |
Успеваемость |
|
Семестровая успеваемость |
mark |
n_zbook n_discipline n_sem |
С, У |
Успеваемость |
|
Рубежная посещаемость |
no_reazon total |
n_zbook mon |
С, У |
Посещаемость |
|
Семестровая посещаемость |
no_reazon total |
n_zbook n_sem |
С, У |
Посещаемость |
Следующим шагом при построении информационно-логической модели является описание информационных объектов, т.е. выполняется структурирование описательных реквизитов, которые одинаково зависимы от одного или нескольких ключевых реквизитов. В каждую группу включим общие для этой группы ключевые реквизиты. Каждая такая группа и будет называться информационным объектов.
Для анализа реквизитов составим таблицу (табл. 4.1.2).
"right">Таблица 4.1.2Описание информационных объектов
Реквизиты ИО |
Признак ключа |
Имя ИО |
Семантика |
|
n_zbook name_student n_group password |
П, У |
Студенты |
Сведения о студентах |
|
n_teacher name_teacher login password |
П, У |
Преподаватели |
Сведения о преподавателях |
|
n_speciality name_speciality term_study abbreviation |
П, У |
Специальности |
Сведения о специальностях |
|
n_group n_spciality name_group n_teacher |
П, У |
Группы |
Сведения о группах |
|
n_discipline n_group name_discipline n_teacher sem_start sem_end |
П, У |
Дисциплины |
Сведения о дисциплинах |
|
n_zbook, n_discipline, mon, mark |
С, У |
Успеваемость |
Сведения о рубежной успеваемости студентов |
|
n_zbook, n_discipline, n_sem mark |
С, У |
Успеваемость |
Сведения о семестровой успеваемости студентов |
|
n_zbook, mon no_reazon, total |
С, У |
Посещаемость |
Сведения о рубежной посещаемости студентов |
|
n_zbook, n_sem no_reazon, total |
С, У |
Посещаемость |
Сведения о семестровой посещаемости студентов |
Информационные объекты должны отвечать всем требованиям нормализации:
— Информационный объект должен содержать уникальный идентификатор;
— Все остальные описательные реквизиты должны быть взаимно независимы;
— Все реквизиты, входящие в составной ключ должны быть взаимно независимы;
— Каждый описательный реквизит должен функционально-полно зависеть от ключа информационного объекта;
— При составном ключе описательные реквизиты должны полностью зависеть от реквизитов составляющих ключ;
— Каждый описательный реквизит не может зависеть от ключа транзитивно.
Согласно требованиям нормализации между информационными объектами допускаются связи 1:1 и 1:М. Определим тип связи между информационными объектами (табл. 4.1.3).
"right">Таблица 4.1.3Определение типов связей
Номер связи отношения |
Главный ИО |
Подчиненный ИО |
Тип отношения |
|
1 |
Специальности |
Группы |
1:М |
|
2 |
Группы |
Студенты |
1:М |
|
3 |
Преподаватели |
Группы |
1:1 |
|
4 |
Преподаватели |
Дисциплины |
1:М |
При составлении информационно-логической модели информационные объекты должны быть упорядочены по уровням (рис. 4.1.1).
Представленная информационно-логическая модель рассматриваемой предметной области, построена в соответствии с выявленными информационными объектами и связями между ними.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 4.1.1 -- Уровни информационных объектов
Информационно-логическая модель приведена в каноническом виде, и объекты в ней размещены по уровням. На нулевом уровне размещаются объекты, не подчиненные никаким другим объектам. Уровень остальных объектов определяется наиболее длинным путем к объекту от нулевого уровня.
Такое размещение объектов дает представление об их иерархической подчиненности, делает модель более наглядной и облегчает понимание одно-многозначных отношений между объектами.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Современные методы автоматизации контроля учебного процесса
- 1.1 Понятие «Электронный журнал»
- 1.2 Обзор современных программных средств для решения задачи ведения электронного журнала
- 2. Постановка задачи
- 2.1 Назначение, цели создания информационной системы
- 2.2 Требования к информационной системе
- 3. Функционально-ориентированное проектирование информационной системы
- 3.1 Основные элементы модели
- 3.2 Построение контекстной диаграммы
- 3.3 Построение диаграмм декомпозиции IDEF0
- 4. Проектирование информационного обеспечения системы
- 4.1 Информационный анализ предметной области и выделение информационных объектов
- 4.2 Построение логической модели данных
- 5. Проектирование реляционной базы данных
- 5.1 Описание реляционной модели
- 5.2 Описание таблиц базы данных
- 5.3 Выбор СУБД
- 6. Разработка клиент-серверного приложения для работы с базой данных
- 6.1 Технология «клиент-сервер»
- 6.2 Средства программирования разрабатываемого приложения
- 6.3 Программная реализация модуля «Преподаватель»
- 6.4 Программная реализация модуля «Руководитель группы»
- 6.5 Программная реализация модуля «Администратор заведения»
- 6.6 Программная реализация модуля «Родитель»