Классификация интеллектуальных систем
В соответствии с перечисленными признаками ИИС делятся на (данная классификация – одна из возможных) (рис. 1):
-
системы с коммутативными способностями (с интеллектуальным интерфейсом);
-
экспертные системы (системы для решения сложных задач);
-
самообучающиеся системы (системы, способные к самообучению);
-
адаптивные системы (адаптивные информационные системы).
Рис. 1. Классификация интеллектуальных информационных систем по типам систем
Интеллектуальные базы данных отличаются от обычных баз данных возможностью выборки по запросу необходимой информации, которая может явно не храниться, а выводиться из имеющейся в базе данных.
Естественно-языковой интерфейс предполагает трансляцию естественно-языковых конструкций на внутримашинный уровень представления знаний. Для этого необходимо решать задачи морфологического, синтаксического и семантического анализа и синтеза высказываний на естественном языке. Так, морфологический анализ предполагает распознавание и проверку правильности написания слов по словарям, синтаксический контроль – разложение входных сообщений на отдельные компоненты (определение структуры) с проверкой соответствия грамматическим правилам внутреннего представления знаний и выявления недостающих частей и, наконец, семантический анализ – установление смысловой правильности синтаксических конструкций. Синтез высказываний решает обратную задачу преобразования внутреннего представления информации в естественно-языковое.
Естественно-языковой интерфейс используется для:
-
доступа к интеллектуальным базам данных;
-
контекстного поиска документальной текстовой информации;
-
голосового ввода команд в системах управления;
-
машинного перевода с иностранных языков.
Гипертекстовые системы предназначены для реализации поиска по ключевым словам в базах текстовой информации. Интеллектуальные гипертекстовые системы отличаются возможностью более сложной семантической организации ключевых слов, которая отражает различные смысловые отношения терминов. Таким образом, механизм поиска работает прежде всего с базой знаний ключевых слов, а уже затем непосредственно с текстом. В более широком плане сказанное распространяется и на поиск мультимедийной информации, включающей, помимо текстовой, и цифровую информацию.
Системы контекстной помощи можно рассматривать как частный случай интеллектуальных гипертекстовых и естественно-языковых систем. В отличие от обычных систем помощи, навязывающих пользователю схему поиска требуемой информации, в системах контекстной помощи пользователь описывает проблему (ситуацию), а система с помощью дополнительного диалога ее конкретизирует и сама выполняет поиск относящихся к ситуации рекомендаций. Такие системы относятся к классу систем распространения знаний (Knowledge Publishing) и создаются как приложение к системам документации (например, технической документации по эксплуатации товаров).
Системы когнитивной графики позволяют осуществлять интерфейс пользователя с ИИС с помощью графических образов, которые генерируются в соответствии с происходящими событиями. Такие системы используются в мониторинге и управлении оперативными процессами. Графические образы в наглядном и интегрированном виде описывают множество параметров изучаемой ситуации. Например, состояние сложного управляемого объекта отображается в виде человеческого лица, на котором каждая черта отвечает за какой-либо параметр, а общее выражение лица дает интегрированную характеристику ситуации. Системы когнитивной графики широко используются также в обучающих и тренажерных системах на основе использования принципов виртуальной реальности, когда графические образы моделируют ситуации, в которых обучаемому необходимо принимать решения и выполнять определенные действия.
Экспертные системы предназначены для решения задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой проблемной области.
Многоагентные системы. Для таких динамических систем характерна интеграция в базе знаний нескольких разнородных источников знаний, обменивающихся между собой получаемыми результатами на динамической основе.
Для многоагентных систем характерны следующие особенности:
-
проведение альтернативных рассуждений на основе использования различных источников знаний с механизмом устранения противоречий;
-
распределенное решение проблем, которые разбиваются на параллельно решаемые подпроблемы, соответствующие самостоятельным источникам знаний;
-
применение множества стратегий работы механизма вывода заключений в зависимости от типа решаемой проблемы;
-
обработка больших массивов данных, содержащихся в базе данных;
-
использование различных математических моделей и внешних процедур, хранимых в базе моделей;
-
способность прерывания решения задач в связи с необходимостью получения дополнительных данных и знаний от пользователей, моделей, параллельно решаемых подпроблем.
В основе самообучающихся систем лежат методы автоматической классификации примеров ситуаций реальной практики.
Характерными признаками самообучающихся систем являются:
-
самообучающиеся системы «с учителем», когда для каждого примера задается в явном виде значение признака его принадлежности некоторому классу ситуаций (классообразующего признака);
-
самообучающиеся системы «без учителя», когда по степени близости значений признаков классификации система сама выделяет классы ситуаций.
Индуктивные системы используют обобщение примеров по принципу от частного к общему. Процесс классификации примеров осуществляется следующим образом:
-
Выбирается признак классификации из множества заданных (либо последовательно, либо по какому-либо правилу, например в соответствии с максимальным числом получаемых подмножеств примеров).
-
По значению выбранного признака множество примеров разбивается на подмножества.
-
Выполняется проверка, принадлежит ли каждое образовавшееся подмножество примеров одному подклассу.
-
Если какое-то подмножество примеров принадлежит одному подклассу, то есть у всех примеров подмножества совпадает значение классообразующего признака, то процесс классификации заканчивается (при этом остальные признаки классификации не рассматриваются).
-
Для подмножеств примеров с несовпадающим значением классообразующего признака процесс классификации продолжается начиная с пункта 1 (каждое подмножество примеров становится классифицируемым множеством).
Нейронные сети представляют собой устройства параллельных вычислений, состоящие из множества взаимодействующих простых процессоров. Каждый процессор такой сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам.
В экспертных системах, основанных на прецедентах (аналогиях), база знаний содержит описания не обобщенных ситуаций, а собственно сами ситуации или прецеденты.
Поиск решения проблемы в экспертных системах, основанных на прецедентах, сводится к поиску по аналогии (то есть абдуктивный вывод от частного к частному).
В отличие от интеллектуальной базы данных, информационное хранилище представляет собой хранилище извлеченной значимой информации из оперативной базы данных, которое предназначено для оперативного ситуационного анализа данных (реализации OLAP-технологии).
Типичными задачами оперативного ситуационного анализа являются:
-
определение профиля потребителей конкретных объектов хранения;
-
предсказание изменений объектов хранения во времени;
-
анализ зависимостей признаков ситуаций (корреляционный анализ).
Адаптивная информационная система – это информационная система, которая изменяет свою структуру в соответствии с изменением модели проблемной области.
При этом:
-
адаптивная информационная система должна в каждый момент времени адекватно поддерживать организацию бизнес-процессов;
-
адаптивная информационная система должна проводить адаптацию всякий раз, как возникает потребность в реорганизации бизнес-процессов;
-
реконструкция информационной системы должна проводиться быстро и с минимальными затратами.
Ядром адаптивной информационной системы является постоянно развиваемая модель проблемной области (предприятия), поддерживаемая в специальной базе знаний – репозитории. На основе ядра осуществляется генерация или конфигурация программного обеспечения. Таким образом, проектирование и адаптация ИС сводится, прежде всего, к построению модели проблемной области и ее своевременной корректировке.
Так как нет общепринятого определения, четкую единую классификацию интеллектуальных информационных систем дать затруднительно.
Если рассматривать интеллектуальные информационные системы с точки зрения решаемой задачи, то можно выделить системы управления и справочные системы, системы компьютерной лингвистики, системы распознавания, игровые системы и системы создания интеллектуальных информационных систем (рис. 2).
При этом системы могут решать не одну, а несколько задач или в процессе решения одной задачи решать и ряд других. Например, при обучении иностранному языку система может решать задачи распознавания речи обучаемого, тестировать, отвечать на вопросы, переводить тексты с одного языка на другой и поддерживать естественно-языковой интерфейс работы.
Рис. 2. Классификация интеллектуальных информационных систем по решаемым задачам
Если классифицировать интеллектуальные информационные системы по критерию «используемые методы», то они делятся на жесткие, мягкие и гибридные (рис. 3).
Мягкие вычисления – это сложная компьютерная методология, основанная на нечеткой логике, генетических вычислениях, нейрокомпьютинге и вероятностных вычислениях. Жесткие вычисления – традиционные компьютерные вычисления (не мягкие). Гибридные системы – системы, использующие более чем одну компьютерную технологию (в случае интеллектуальных систем – технологии искусственного интеллекта).
Рис. 3. Классификация интеллектуальных информационных систем по методам
Возможны и другие классификации, например выделяют системы общего назначения и специализированные системы (рис. 4).
Рис. 4. Классификация интеллектуальных систем по назначению
Кроме того, эта схема отражает еще один вариант классификации по методам: системы, использующие методы представления знаний, самоорганизующиеся системы и системы, созданные с помощью эвристического программирования. Также в этой классификации системы генерации музыки отнесены к системам общения.
К интеллектуальным системам общего назначения относятся системы, которые не только исполняют заданные процедуры, но на основе метапроцедур поиска генерируют и исполняют процедуры решения новых конкретных задач.
Специализированные интеллектуальные системы выполняют решение фиксированного набора задач, предопределенного при проектировании системы.
Отсутствие четкой классификации также объясняется многообразием интеллектуальных задач и интеллектуальных методов, кроме того, искусственный интеллект – активно развивающаяся наука, в которой новые прикладные области осваиваются ежедневно.
- Часть 1. Введение в искусственный интеллект §1. История развития искусственного интеллекта как науки Определение искусственного интеллекта
- История развития искусственного интеллекта
- Задачи искусственного интеллекта
- Тест по теме «История развития искусственного интеллекта»
- Литература по теме «История развития искусственного интеллекта»
- §2. Направления и подходы к исследованиям в области искусственного интеллекта Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта
- Основные направления исследований в области искусственного интеллекта
- Тест по теме «Направления и подходы к исследованиям в области искусственного интеллекта»
- Литература по теме «Направления и подходы к исследованиям в области искусственного интеллекта»
- §3. Классификация интеллектуальных информационных систем Определение интеллектуальной информационной системы
- Классификация интеллектуальных систем
- Тест по теме «Классификация интеллектуальных информационных систем»
- Литература по теме «Классификация интеллектуальных информационных систем»
- Часть 2. Основы теории искусственного интеллекта §1. Представление знаний Данные и знания
- Классификация моделей представления знаний
- Тест по теме «Представление знаний»
- Литература по теме «Представление знаний»
- §2. Нейронные сети
- Классификация искусственных нейронных сетей
- Однослойные искусственные нейронные сети
- Многослойные нейронные сети
- Задачи, решаемые нейронными сетями
- Тест по теме «Нейронные сети»
- Литература по теме «Нейронные сети»
- §3. Эволюционное моделирование
- Генетические алгоритмы
- Виды генетических алгоритмов
- Тест по теме «Эволюционное моделирование»
- Литература по теме «Эволюционное моделирование»
- §4. Нечеткие множества и нечеткая логика
- Теория нечетких множеств
- Нечеткая логика
- Тест по теме «Нечеткие множества и нечеткая логика»
- Литература по теме «Нечеткие множества и нечеткая логика»
- Часть 3. Интеллектуальные информационные системы §1. Экспертные системы
- Модель экспертных систем
- Классификация экспертных систем и оболочек экспертных систем
- Средства разработки экспертных систем
- Тест по теме «Экспертные системы»
- Литература по теме «Экспертные системы»
- §2. Системы поддержки принятия решений
- Структура систем поддержки принятия решений
- Классификация систем поддержки принятия решений
- Тест по теме «Системы поддержки принятия решений»
- Литература по теме «Системы поддержки принятия решений»
- Глоссарий Основные определения по теме «История развития искусственного интеллекта»
- Основные определения по теме «Направления исследований в области искусственного интеллекта»
- Основные определения по теме «Представление знаний»
- Основные определения по теме «Нейронные сети»
- Основные определения по теме «Эволюционное моделирование»
- Основные определения по теме «Нечеткие множества и нечеткая логика»
- Основные определения по теме «Экспертные системы»
- Основные определения по теме «Системы поддержки принятия решений»
- Рекомендованная литература
- А.А. Смагин, с.В. Липатова, а.С. Мельниченко интеллектуальные информационные системы Учебное пособие
- 432000, Г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42