3.1 Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении
Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. Учебники, как правило, отстают в силу специфики своего производства на ряд лет.
Однако, стремительная компьютеризация учебного процесса в вузах, в том числе в различных системах открытого и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса - самого обучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у студентов неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала студентов. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация, как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. В своё время программированное обучение в этих областях знания было сочтено нецелесообразным. Акцент на общении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.
Общение с компьютером ставит целый ряд методологических и психологических проблем. Не все студенты достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах неправильная освещённость, скученность, шум и т.п.
Работа на компьютере, связанная с обучением тем или иным наукам, выполнением тех или иных подчас весьма сложных заданий, вызывает интерес примерно у 35-40% студентов, не имеются ввиду компьютерные игры. Около 35% считают обучение с помощью компьютера "полезным" и "нужным". От 7 до 12%% считают работу на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".
Если рассматривать эти данные с учётом общей успеваемости студентов, то получается следующее. Предоставляемая компьютером возможность более углублённого изучения какого-либо предмета определённую часть студентов не привлекает. Наоборот, она пугает и раздражает, как слишком подробный и "учёный" учебник. Слабые, плохо успевающие студенты избегают работать и осваивать учебные программы на компьютерах. Средние по уровню успеваемости не видят в них никакой особой помехи. И весьма ценят возможности компьютерного обучения отличники и личности с разносторонними интересами.
- Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем
- Глава I общие представления об спользовании компьютерых технологий в учебном процессе
- 1.1. Основные характеристики применения компьютерных технологий
- 1.2 Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения
- 1.3 Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий
- Глава II применение персональнных компьютеров в учебном процессе
- 2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера
- 2.2 Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности
- 2.3. Программные средства учебного назначения
- Глава III преимущества и недостатки в использовании компьютерных технологий в учебном процессе
- 3.1 Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении
- 3.2 Основные проблемы компьютеризации обучения.
- 3.3 Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.
- Заключение
- Список использованной литературы