1. Автоматизированные системы
Потребность постоянно повышать производительность и эффективность труда работников, выпускать больше качественной продукции и т.п. послужили основанием к созданию автоматизированных систем.
Автоматизация прочно входит в повседневную жизнь людей. Первоначально с этой целью создавались различные автоматические устройства, способные избавлять человека от выполнения различных рутинных и опасных видов работ, например, роботы-автоматы и др.
Обычно под “автоматической” понимают любую саморегулирующуюся систему. Принцип её работы заключается в сравнении некоторых выходных характеристик с установленным эталоном. Отклонение выходного значения от эталона вызывает включение элементов обратной связи для корректировки полученного значения. Созданные таким образом устройства позволили облегчить, ускорить, а порой и удешевить выполнение определенных видов работ. Для комплексного решения данной проблемы стали создаваться автоматизированные системы. При этом специалисты отмечают, что автоматизация может быть вызвана двумя обстоятельствами: наличием реальной необходимости и возможностью практической реализации.
Автоматизированная система - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций. |
Такая система представляет комплекс технических, программных, других средств и персонала, предназначенный для автоматизации различных процессов. В первую очередь подобные системы создавались в промышленности и были ориентированны на совершенствование методов управления производственными процессами. Это были автоматизированные системы управления (АСУ) и автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП).
Автоматизированная система управления (АСУ) - это совокупность экономических и математических методов, технических средств организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. |
Основное назначение АСУ – получение высокой эффективности разработки, внедрения и эксплуатации различных по назначению производственных систем.
Понятие “Автоматизированная система управления” в России стало использоваться в 50-е годы ХХ века. Интенсивное применение таких систем начинается в 1970–1980-е годы. Оно было направлено в основном на облегчение рутинных операций.
Появление АСУ обусловлено необходимостью совершенствования организационной структуры управления предприятием, организацией, учреждением и т.п. Ныне это необходимый элемент многих отраслей знаний и хозяйства страны. АСУ представляет собой совокупность коллектива людей и комплекса программно-технических средств, т.е. является человеко-машинной системой, базирующейся на экономико-математических методах управления, использовании средств ЭВМ.
Автоматизация базируется на широком использовании средств вычислительной техники (СВТ) и необходимого для них ПО. В качестве технических средств АСУ получили использование многомашинные, многопроцессорные комплексы, образующие с помощью ЭВМ и информационных сетей распределенные системы обработки информации. При реализации АСУ обычно применяются автоматизированные рабочие места и участки.
Решаемые в АСУ задачи делят на задачи, требующие немедленного ответа и допускающие определённую его задержку по времени выполнения.
В основном выделяют следующие режимы работы АСУ: параллельной обработки, квантования временем для пакетной обработки, оперативной обработки, реального времени и телеобработки информации и данных. В режиме квантования временем каждой прикладной программе выделяется квант времени, по окончании которого управление передаётся следующей программе. Увеличение скорости ответа системы пользователю достигается путём оперативной (онлайновой, непосредственной) обработки данных. При сочетании многопрограммного режима работы ЭВМ с квантованием времени и режимом непосредственного доступа образуется режим разделения времени. Режим реального времени предназначен для задач, требующих немедленного ответа. Он характеризуется дистанционной обработкой информации (телеобработкой). Режим телеобработки может использоваться и в других случаях, например, для пакетного режима обработки данных.
Автоматизация позволяет существенно сократить время создания новых образцов техники, продуктов и т.д., а также обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии. Хотя изначально автоматизированные системы предназначались для автоматизации сложных производственных технологических процессов, всё же их недаром назвали АСУ. Управление любыми процессами связано с выполнением собственно функций управления, т.е. взаимодействия людей в процессе выполнения каких-либо работ. В этом случае активизируется деятельность административно-управленческого аппарата и совершенствуется документооборот. Важное место в подобных процессах всегда отводилось циркулирующей в организации информации.
АСУ – гибкие интегрированные системы с элементами искусственного интеллекта. Они ориентированы на реализацию безбумажного, безлюдного управления объектом с подстройкой к изменяющимся внешним условиям и ресурсам. Реализация подобных задач строится на применении ЭВМ, объединённых информационной сетью или сетями с другими ЭВМ.
Для функциональных задач, имеющих достаточно формализованные алгоритмы решения (финансово-бухгалтерский учёт, материально-техническое снабжение, кадры и др.), внедрение АСУ позволило значительно улучшить отчётность, контроль прохождения документации, своевременность принятия решений, и во многих случаях это дало значительный экономический эффект.
Следовательно, для успешного функционирования АСУ возникает потребность автоматизации информационных процессов, а значит и создания автоматизированных информационных систем (АИС). Так и было вначале. В результате появились информационные системы, позволяющие в автоматизированном режиме выполнять процессы, связанные с управлением производством и различными видами деятельности, а также с делопроизводством. В России эти процессы начинаются со второй половины XX века.
Затем стало очевидным, что АИС могут использоваться не только для совершенствования управления производственными процессами, но и с целью улучшения качества создаваемой информационной продукции и услуг, повышения качества и оперативности обслуживания пользователей и т.п. Информационные АСУ обладают возможностью представления информации в виде, удобном для последующего использования, обработки в ЭВМ, а также передачи её по каналам связи.
- Конспект лекций
- «Информационные технологии»
- Лекция 1 Информация и информатика. Информационные технологии
- 1. Информация, данные, сведения, сообщения и знания
- 2. Свойства информации
- 3. Информатика
- 4. Информационные технологии
- 4.1. Информационные технологии
- 4.2. Эволюция информационных технологий
- 5. Платформа информационных технологий. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 5.1. Платформа информационных технологий
- 5.2. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- 6. Жизненный цикл информации. Информационная сфера. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- 6.1. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 6.2. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 2 Классификация информационных технологий
- 1. Виды информационных технологий
- 1.3. Информационная технология обработки информации и данных
- 1.4. Технологические операции контроля данных
- 1.6. Технология поиска информации
- 1.7. Технологические операции передачи данных
- 2. Выбор вариантов внедрения информационной технологии
- Общие выводы
- Лекция 3 Использование информационных технологий в различных предметных областях. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 1. Виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях
- 1.1. Информационные технологии управления
- 1.2. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 1.4. Информационные технологии экспертных систем
- 1.5. Телекоммуникационные технологии
- 1.6. Гипертекстовые информационные технологии
- 1.7. Информационные технологии дистанционного обучения
- 1.8. Информационные технологии мультимедиа
- 2. Реализация информационных технологий в различных предметных областях
- 3. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 3.1. Электронные документы
- 3.2. Электронные книги
- 3.3. Электронные библиотеки
- 3.4. Электронный офис
- Общие выводы
- Лекция 4 Модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах. Системный подход к решению функциональных задач. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 1. Информационная модель и моделирование информационных процессов
- 2. Системный подход к решению функциональных задач
- 3. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 4. Жизненный цикл информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 5 Информационные технологии безопасности и защиты
- 1. Общие положения защиты информации
- 2. Несанкционированные действия и методы воздействия на информацию, здания, помещения и людей
- 2.1. Основные виды и причины несанкционированных воздействий на информацию, здания, помещения и людей
- 2.2. Вирусы
- 2.3. Воздействия на информацию, здания, помещения, личную безопасность пользователя и обслуживающий персонал
- 3. Средства и методы защиты информации, зданий, помещений и людей в них
- 3.1. Основные средства и методы защиты информации
- 3.2. Программные и технические средства защиты
- 3.2.2. Технические средства защиты
- 3.2.3. Программно-техническая и физическая защита от несанкционированных воздействий
- 4. Мероприятия по обеспечению сохранности и защиты
- Общие выводы
- Лекция 6 Классификация информационных технологий по сферам применения. Обработка текстовой и числовой информации. Особенности обработки экономической и статистической информации
- 1. Классификация информационных технологий
- 2. Применение информационных технологий
- 3. Методы обработки информации
- 3.1. Обработки текстовой информации
- 3.2. Обработка табличных данных
- 3.3. Обработка экономической и статистической информации
- Общие выводы
- Лекция 7 Информационные технологии копирования и тиражирования информации. Оргтехника и полиграфическое оборудование
- 1. Средства оргтехники и полиграфии для копирования и тиражирования информации
- 2. Методы копирования и тиражирования информации
- 3. Копировально-множительная техника
- 4. Оргтехника
- Общие выводы
- Лекция 8 Программно-технические средства информационные технологии
- Компоненты программно-аппаратных компьютерных средств
- 2. Программное обеспечение информационных технологий
- 3. Технические средства информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 9 Технологии открытых систем. Объектно-ориентированные информационные технологии. Распределенные системы обработки данных. Функционально-распределенные информационные технологии
- 1. Открытые системы
- 2. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 3. Распределённые системы обработки данных
- 3.1. Распределенные базы данных
- 3.2. Система управления распределёнными базами данных
- Основные выводы
- Лекция 10 Информационные технологии конечного пользователя. Стандарты пользовательского интерфейса. Критерии оценки информационных технологий
- 1. Информационные технологии конечного пользователя
- 2. Пользовательский интерфейс
- 3. Стандарты пользовательского интерфейса
- 4. Оценка информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 11 Графическое изображение технологического процесса. Обработка графической информации. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- 1. Графическое изображение технологического процесса
- 2. Обработка графической информации
- 3. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- Основные выводы
- Лекция 12 Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Информационные ресурсы Интернета
- 1. Гипертекстовые информационные технологии
- 2. Языки гипертекстовой разметки документов
- 3. Информационные ресурсы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 13 Мультимедийные технологии обработки и представления информации
- 1. Технологии мультимедиа
- 1.1. Аудиовидеотехнические средства
- 2. Проекционное оборудование. Мультимедиапроекторы
- 3. Средства информирования
- Основные выводы
- Лекция 14 Автоматизированные информационные системы. Экспертные системы
- 1. Автоматизированные системы
- 2. Автоматизированные информационные системы
- 3. Автоматизация информационных процессов
- 4. Экспертные системы
- Основные выводы
- Лекция 15 Сетевые информационные технологии. Технологии групповой работы пользователей: доска объявлений, форум, электронная почта, теле- и видеоконференции
- 1. Сетевые информационные технологии
- 2. Технологии групповой работы пользователей
- 3. Сервисы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 16 Интеграция информационных технологий. Корпоративные информационные системы. Технологии “клиент-сервер”. Информационные хранилища. Системы электронного документооборота
- 1. Интеграция информационных технологий
- 2. Корпоративные информационные системы
- 3. Технологии “клиент-сервер”
- 4. Информационные хранилища
- 5. Системы электронного документооборота
- 6. Технологии Дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 17 Геоинформационные и глобальные системы. Информационные технологии распространения информации. Авторские информационные технологии
- 1. Геоинформационные и глобальные системы
- 2. Информационные технологии распространения информации
- 3. Информационные технологии передачи информации. Связь
- 4. Авторские информационные технологии
- Основные выводы