2. Применение информационных технологий
Выделим наиболее важные направления применения информационных технологий:
1. Ориентация на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных технологий (научных знаний, изобретений, передового опыта) позволяет получать существенную экономию различных видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, времени).
2. Оптимизация и автоматизация информационных процессов. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Большая часть работоспособного населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать эти информационные технологии.
3. Внедрение в производственные и социальные технологии. При этом, как правило, реализуются “интеллектуальные” функции этих технологий: системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.
4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к традиционным средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере широко используются системы электронных телекоммуникаций (электронная почта и другие виды компьютерной связи). Эти средства создают людям бόльшие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете.
5. Интеллектуализация общества, развитие системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. Информационным технологиям в образовании (ИТО) определена роль: ускорителя эволюционных изменений в образовательной деятельности; способа совершенствования методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.
6. Включение в процессы получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путём накопления и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки. В первую очередь здесь используются методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие учёному проводить своего рода “вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть такими, которые трудно или невозможно реализовать на практике из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Методы искусственного интеллекта позволяют находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечёткими исходными данными.
7. Содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить прогнозирование многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряжённости, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.
В каких бы направлениях не применялись информационные технологии, они практически всегда связаны с обработкой информации.
- Конспект лекций
- «Информационные технологии»
- Лекция 1 Информация и информатика. Информационные технологии
- 1. Информация, данные, сведения, сообщения и знания
- 2. Свойства информации
- 3. Информатика
- 4. Информационные технологии
- 4.1. Информационные технологии
- 4.2. Эволюция информационных технологий
- 5. Платформа информационных технологий. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 5.1. Платформа информационных технологий
- 5.2. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- 6. Жизненный цикл информации. Информационная сфера. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- 6.1. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 6.2. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 2 Классификация информационных технологий
- 1. Виды информационных технологий
- 1.3. Информационная технология обработки информации и данных
- 1.4. Технологические операции контроля данных
- 1.6. Технология поиска информации
- 1.7. Технологические операции передачи данных
- 2. Выбор вариантов внедрения информационной технологии
- Общие выводы
- Лекция 3 Использование информационных технологий в различных предметных областях. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 1. Виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях
- 1.1. Информационные технологии управления
- 1.2. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 1.4. Информационные технологии экспертных систем
- 1.5. Телекоммуникационные технологии
- 1.6. Гипертекстовые информационные технологии
- 1.7. Информационные технологии дистанционного обучения
- 1.8. Информационные технологии мультимедиа
- 2. Реализация информационных технологий в различных предметных областях
- 3. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 3.1. Электронные документы
- 3.2. Электронные книги
- 3.3. Электронные библиотеки
- 3.4. Электронный офис
- Общие выводы
- Лекция 4 Модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах. Системный подход к решению функциональных задач. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 1. Информационная модель и моделирование информационных процессов
- 2. Системный подход к решению функциональных задач
- 3. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 4. Жизненный цикл информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 5 Информационные технологии безопасности и защиты
- 1. Общие положения защиты информации
- 2. Несанкционированные действия и методы воздействия на информацию, здания, помещения и людей
- 2.1. Основные виды и причины несанкционированных воздействий на информацию, здания, помещения и людей
- 2.2. Вирусы
- 2.3. Воздействия на информацию, здания, помещения, личную безопасность пользователя и обслуживающий персонал
- 3. Средства и методы защиты информации, зданий, помещений и людей в них
- 3.1. Основные средства и методы защиты информации
- 3.2. Программные и технические средства защиты
- 3.2.2. Технические средства защиты
- 3.2.3. Программно-техническая и физическая защита от несанкционированных воздействий
- 4. Мероприятия по обеспечению сохранности и защиты
- Общие выводы
- Лекция 6 Классификация информационных технологий по сферам применения. Обработка текстовой и числовой информации. Особенности обработки экономической и статистической информации
- 1. Классификация информационных технологий
- 2. Применение информационных технологий
- 3. Методы обработки информации
- 3.1. Обработки текстовой информации
- 3.2. Обработка табличных данных
- 3.3. Обработка экономической и статистической информации
- Общие выводы
- Лекция 7 Информационные технологии копирования и тиражирования информации. Оргтехника и полиграфическое оборудование
- 1. Средства оргтехники и полиграфии для копирования и тиражирования информации
- 2. Методы копирования и тиражирования информации
- 3. Копировально-множительная техника
- 4. Оргтехника
- Общие выводы
- Лекция 8 Программно-технические средства информационные технологии
- Компоненты программно-аппаратных компьютерных средств
- 2. Программное обеспечение информационных технологий
- 3. Технические средства информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 9 Технологии открытых систем. Объектно-ориентированные информационные технологии. Распределенные системы обработки данных. Функционально-распределенные информационные технологии
- 1. Открытые системы
- 2. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 3. Распределённые системы обработки данных
- 3.1. Распределенные базы данных
- 3.2. Система управления распределёнными базами данных
- Основные выводы
- Лекция 10 Информационные технологии конечного пользователя. Стандарты пользовательского интерфейса. Критерии оценки информационных технологий
- 1. Информационные технологии конечного пользователя
- 2. Пользовательский интерфейс
- 3. Стандарты пользовательского интерфейса
- 4. Оценка информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 11 Графическое изображение технологического процесса. Обработка графической информации. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- 1. Графическое изображение технологического процесса
- 2. Обработка графической информации
- 3. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- Основные выводы
- Лекция 12 Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Информационные ресурсы Интернета
- 1. Гипертекстовые информационные технологии
- 2. Языки гипертекстовой разметки документов
- 3. Информационные ресурсы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 13 Мультимедийные технологии обработки и представления информации
- 1. Технологии мультимедиа
- 1.1. Аудиовидеотехнические средства
- 2. Проекционное оборудование. Мультимедиапроекторы
- 3. Средства информирования
- Основные выводы
- Лекция 14 Автоматизированные информационные системы. Экспертные системы
- 1. Автоматизированные системы
- 2. Автоматизированные информационные системы
- 3. Автоматизация информационных процессов
- 4. Экспертные системы
- Основные выводы
- Лекция 15 Сетевые информационные технологии. Технологии групповой работы пользователей: доска объявлений, форум, электронная почта, теле- и видеоконференции
- 1. Сетевые информационные технологии
- 2. Технологии групповой работы пользователей
- 3. Сервисы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 16 Интеграция информационных технологий. Корпоративные информационные системы. Технологии “клиент-сервер”. Информационные хранилища. Системы электронного документооборота
- 1. Интеграция информационных технологий
- 2. Корпоративные информационные системы
- 3. Технологии “клиент-сервер”
- 4. Информационные хранилища
- 5. Системы электронного документооборота
- 6. Технологии Дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 17 Геоинформационные и глобальные системы. Информационные технологии распространения информации. Авторские информационные технологии
- 1. Геоинформационные и глобальные системы
- 2. Информационные технологии распространения информации
- 3. Информационные технологии передачи информации. Связь
- 4. Авторские информационные технологии
- Основные выводы