Общие выводы
Запомните главное – информация многогранное понятие. Она включает данные, сведения, сообщения и знания; характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. При этом, например, не всякие знания, сведения и данные становятся информацией.
Информация обладает различными свойствами, для систематизации которых используют разные варианты её классификации.
Изучением видов и свойств информации и информационных процессов занимается наука “Информатика”. За рубежом её обычно называют вычислительной наукой. В ней выделяют два основных направления: теоретическая и прикладная информатика. Последнее служит основой формирования “отраслевых информатик”.
Методы и способы работы, основанные на использовании информационных процессов с целью выполнения определённых заданий, создания информационных ресурсов, услуг и продуктов и т.д. называют информационными технологиями. Информационные технологии существуют с незапамятных времен – с момента формирования умственной и физической деятельности человека. Их эволюцию принято рассматривать с момента изобретения в Германии книгопечатания, то есть с середины XV в. Современный (6-й) этап развития информационных технологий специалисты связывают с использованием в XXI в. нанотехнологий и суперкомпьютеров, способных выполнять различные информационные процессы с помощью их объединённых вычислительных мощностей, расположенных в любых местах нашей планеты и связанных между собой с помощью телекоммуникаций (Интернета). Свойства информационных технологий определяют свойства информации.
Инструменты (инструментарий) информационных технологий относят к базе или платформе информационных технологий. Они включают аппаратные средства, устройства и комплексы (компьютеры и периферийные устройства к ним, оргтехника), телекоммуникации, программные продукты и математическое обеспечение. “Платформа” – это важная составляющая структуры информационных технологий – внутренней организации информационных технологий, представляющей взаимосвязь входящих в неё компонентов. Она включает аппаратные и программные средства, базы данных и пользовательский интерфейс.
Информационно-коммуникационные технологии играют важную, если не решающую, роль в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии современных обществ. Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом.
Информационные технологии обладают жизненным циклом. В общем случае он свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. Жизненный цикл информационных технологий означает период жизни и эффективного использования технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.
Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, например, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
Что такое информация?
В каком соотношении находятся понятия: “информация”, “данные”, “сведения”, “сообщения” и “знания”?
Перечислите известные вам свойства информации.
Какие источники и каких потребителей информации вы знаете?
Дайте определения и характеристику видов информации.
Назовите разновидности научно-технической информации.
Информационные технологии, технологическая операция и процесс. Дайте этим понятиям определения и краткую характеристику.
Что означает термин “Платформа ИТ”?
Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.
Дайте пояснение понятиям “Жизненный цикл информации” и “Информационная сфера”.
Назовите известные вам негативные последствия внедрения информационных технологий.
Перечислите причины возникновения негативных последствий внедрения информационных технологий.
- Конспект лекций
- «Информационные технологии»
- Лекция 1 Информация и информатика. Информационные технологии
- 1. Информация, данные, сведения, сообщения и знания
- 2. Свойства информации
- 3. Информатика
- 4. Информационные технологии
- 4.1. Информационные технологии
- 4.2. Эволюция информационных технологий
- 5. Платформа информационных технологий. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 5.1. Платформа информационных технологий
- 5.2. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
- 6. Жизненный цикл информации. Информационная сфера. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- 6.1. Жизненный цикл информации. Информационная сфера
- 6.2. Негативные последствия внедрения информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 2 Классификация информационных технологий
- 1. Виды информационных технологий
- 1.3. Информационная технология обработки информации и данных
- 1.4. Технологические операции контроля данных
- 1.6. Технология поиска информации
- 1.7. Технологические операции передачи данных
- 2. Выбор вариантов внедрения информационной технологии
- Общие выводы
- Лекция 3 Использование информационных технологий в различных предметных областях. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 1. Виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях
- 1.1. Информационные технологии управления
- 1.2. Информационные технологии поддержки принятия решений
- 1.3. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 1.4. Информационные технологии экспертных систем
- 1.5. Телекоммуникационные технологии
- 1.6. Гипертекстовые информационные технологии
- 1.7. Информационные технологии дистанционного обучения
- 1.8. Информационные технологии мультимедиа
- 2. Реализация информационных технологий в различных предметных областях
- 3. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис
- 3.1. Электронные документы
- 3.2. Электронные книги
- 3.3. Электронные библиотеки
- 3.4. Электронный офис
- Общие выводы
- Лекция 4 Модели процессов передачи, обработки, накопления данных в информационных системах. Системный подход к решению функциональных задач. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 1. Информационная модель и моделирование информационных процессов
- 2. Системный подход к решению функциональных задач
- 3. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг
- 4. Жизненный цикл информационных технологий
- Общие выводы
- Лекция 5 Информационные технологии безопасности и защиты
- 1. Общие положения защиты информации
- 2. Несанкционированные действия и методы воздействия на информацию, здания, помещения и людей
- 2.1. Основные виды и причины несанкционированных воздействий на информацию, здания, помещения и людей
- 2.2. Вирусы
- 2.3. Воздействия на информацию, здания, помещения, личную безопасность пользователя и обслуживающий персонал
- 3. Средства и методы защиты информации, зданий, помещений и людей в них
- 3.1. Основные средства и методы защиты информации
- 3.2. Программные и технические средства защиты
- 3.2.2. Технические средства защиты
- 3.2.3. Программно-техническая и физическая защита от несанкционированных воздействий
- 4. Мероприятия по обеспечению сохранности и защиты
- Общие выводы
- Лекция 6 Классификация информационных технологий по сферам применения. Обработка текстовой и числовой информации. Особенности обработки экономической и статистической информации
- 1. Классификация информационных технологий
- 2. Применение информационных технологий
- 3. Методы обработки информации
- 3.1. Обработки текстовой информации
- 3.2. Обработка табличных данных
- 3.3. Обработка экономической и статистической информации
- Общие выводы
- Лекция 7 Информационные технологии копирования и тиражирования информации. Оргтехника и полиграфическое оборудование
- 1. Средства оргтехники и полиграфии для копирования и тиражирования информации
- 2. Методы копирования и тиражирования информации
- 3. Копировально-множительная техника
- 4. Оргтехника
- Общие выводы
- Лекция 8 Программно-технические средства информационные технологии
- Компоненты программно-аппаратных компьютерных средств
- 2. Программное обеспечение информационных технологий
- 3. Технические средства информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 9 Технологии открытых систем. Объектно-ориентированные информационные технологии. Распределенные системы обработки данных. Функционально-распределенные информационные технологии
- 1. Открытые системы
- 2. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 3. Распределённые системы обработки данных
- 3.1. Распределенные базы данных
- 3.2. Система управления распределёнными базами данных
- Основные выводы
- Лекция 10 Информационные технологии конечного пользователя. Стандарты пользовательского интерфейса. Критерии оценки информационных технологий
- 1. Информационные технологии конечного пользователя
- 2. Пользовательский интерфейс
- 3. Стандарты пользовательского интерфейса
- 4. Оценка информационных технологий
- Основные выводы
- Лекция 11 Графическое изображение технологического процесса. Обработка графической информации. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- 1. Графическое изображение технологического процесса
- 2. Обработка графической информации
- 3. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
- Основные выводы
- Лекция 12 Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Информационные ресурсы Интернета
- 1. Гипертекстовые информационные технологии
- 2. Языки гипертекстовой разметки документов
- 3. Информационные ресурсы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 13 Мультимедийные технологии обработки и представления информации
- 1. Технологии мультимедиа
- 1.1. Аудиовидеотехнические средства
- 2. Проекционное оборудование. Мультимедиапроекторы
- 3. Средства информирования
- Основные выводы
- Лекция 14 Автоматизированные информационные системы. Экспертные системы
- 1. Автоматизированные системы
- 2. Автоматизированные информационные системы
- 3. Автоматизация информационных процессов
- 4. Экспертные системы
- Основные выводы
- Лекция 15 Сетевые информационные технологии. Технологии групповой работы пользователей: доска объявлений, форум, электронная почта, теле- и видеоконференции
- 1. Сетевые информационные технологии
- 2. Технологии групповой работы пользователей
- 3. Сервисы Интернета
- Основные выводы
- Лекция 16 Интеграция информационных технологий. Корпоративные информационные системы. Технологии “клиент-сервер”. Информационные хранилища. Системы электронного документооборота
- 1. Интеграция информационных технологий
- 2. Корпоративные информационные системы
- 3. Технологии “клиент-сервер”
- 4. Информационные хранилища
- 5. Системы электронного документооборота
- 6. Технологии Дистанционного обучения
- Основные выводы
- Лекция 17 Геоинформационные и глобальные системы. Информационные технологии распространения информации. Авторские информационные технологии
- 1. Геоинформационные и глобальные системы
- 2. Информационные технологии распространения информации
- 3. Информационные технологии передачи информации. Связь
- 4. Авторские информационные технологии
- Основные выводы