logo search
ответы на экзамен МБХ 1-22

16. Информационные системы, понятие, примеры. Основные функции и назначения информационных систем. Базы данных, понятие. Базы данных в структуре информационных систем.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Главная цель информационной системы – это производство и распространение профессиональной информации.

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационные системы помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты, а так же предназначены для долговременного хранения, обеспечения эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам. В этом смысле их обычно называют системами обработки и хранения информации.

Информационная система является системой информационного обслуживания пользователей и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она формируется и функционирует в регламенте, определённом методами и структурой, принятыми в конкретной предметной области и даже на конкретном объекте, реализуя цели и задачи, стоящие перед ним.

Свойства информационных систем:

1) любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

2) информационная система является динамичной и развивающейся;

3) при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

4) выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

5) информационную систему следует воспринимать как человеко-машинную систему обработки информации.

Классификация информационных систем.

По характеру представления и логической организации хранимой информации

Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов.

В документальных (документированных) информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции (дата изготовления, исполнитель, тематика).

В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммунальное хозяйство).

1) по масштабам применения - настольные и офисные.

2) по признаку структурированности задач структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые.

3) по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые.

4) по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов).

5) по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений.

6) по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные.

7) по степени автоматизации -ручные, автоматические, автоматизированные.

8) по характеру использования информации - наинформационно-поисковые, информационно-справочные,информационно-решающие,управляющие, советующие и т.п..

9) по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования.

10) по характеру использования вычислительных ресурсов –локальные и распределенные;

11) по сфере деятельности – на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов

12) по классу реализуемых технологических операций-на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом

13) по месту в процессе управления предприятия–на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций.

14) по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний.

15) по режиму работы - пакетные, диалоговые и смешанные.

Совокупность информации по какому-либо объекту называется информационной базой. Информационная база присуща любому объекту независимо от уровня управленческой техники. Она делится на подсистемы, массивы, показатели, реквизиты.

Информационная база, записанная на машинные (электронные) носители информации и используемая для решения задач на ЭВМ, называется базой данных.

Понятие и назначение базы данных.

Понятие «база данных» возникло в результате стандартизации и унификации данных, универсально организованных и хранящихся с помощью ЭВМ с целью использования для многих приложений.

Структурирование данных – объединение данных по определенным параметрам.

База данных – это реализованная с помощью компьютера информационная структура (модель), отражающая состояние объектов и их отношения.

База данных – структурная совокупность данных, поддерживаемых в актуальном состоянии (в соответствии объектам некоторой предметной области) и служащая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Существенные различия между БД и ИС – для хранения БД используется персональный компьютер, совокупность БД образует уже информационную систему, распределенную на несколько компьютеров.

Виды информационных систем относительно вида деятельности: производственные системы, системы маркетинга, системы учета и бухгалтерии, системы кадров и т.д.

Требования к информационной системе: 1) требование к назначению (сбор, хранение и обработка информации); 2) требование к среде хранения и доступу к данным; 3) (самое главное) удобный и понятный интерфейс для конечного пользователя.

Характеристики базы данных

полнота – чем полнее база данных, тем вероятнее, что она содержит нужную информацию (однако не должно быть избыточной информации);

правильная организация – чем лучше структурирована, тем легче в ней найти необходимые сведения;

актуальность–любая база данных может быть точной и полной, если она постоянно обновляется, т. е. необходимо, чтобы база данных в каждый момент времени полностью соответствовала состоянию отображаемого ею объекта;

удобство для использования – база данных должна быть проста и удобна в использовании и иметь развитые методы доступа к любой части информации.

Требования к базе данных

адекватность базы данных предметной области;

интегрированность данных;

независимость данных;

минимальная избыточность хранимых данных;

целостность базы данных;

обеспечение защиты от несанкционированного доступа или случайного уничтожения данных;

гибкость и адаптивность структуры базы данных;

динамичность данных и способность к расширению;

возможность поиска по многим ключам.

Классификация баз данных

1.По характеру хранимой информации: фактографические (база данных, содержащая информацию, относящуюся непосредственно к предметной области) и документальные (база, в которой каждый элемент представлен только в объёме поискового образа адресата. Такой элемент содержит совокупность признаков, характеризующих адресата (полный почтовый адрес, банковские реквизиты, фамилии – имена - отчества нужных лиц, профиль деятельности и т.д.)).

2.По способу хранения данных: централизованные (база данных, размещенная в виде единого информационного массива на одном или нескольких носителях в одной ЭВМ)и распределенные (совокупность логически взаимосвязанных баз данных, распределённых в компьютерной сети).

3.По структуре организации данных: реляционные (табличные БД), иерархические и сетевые БД.