Основная структура программы.
Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры:
Program <Имя программы>;
<Раздел описаний>
Begin
<Тело программы>
End.
Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и уместное употребление этих слов является обязательным.
Угловые скобки в формате указывают на то, что вместо них при реальном программировании должно быть подставлено конкретное значение. Сама запись программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому я рекомендую придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности записывать по одному оператору в строке.
Имя программы выбирается программистом самостоятельно в соответствии с правилами построения идентификаторов.
Все объекты, не являющиеся зарезервированными в Паскале, наличие которых обусловлено инициативой программиста, перед первым использованием в программе должны быть описаны. Это производится для того, чтобы компьютер перед выполнением программы зарезервировал память под соответствующие объекты и поставил в соответствие этим участкам памяти идентификаторы. Раздел описаний может состоять из пяти подразделов:
1. Описание меток (Label).
2. Описание типов (Type).
3. Описание констант (Const).
4. Описание переменных (Var).
5. Описание процедур и функций (Procedure, Function).
При отсутствии необходимости в каком-либо виде объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.
. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.
Заголовок программы содержит имя программы, например:
Program PRIM;
Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (мо дулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел опи сания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций.
Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и со держит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы TURBO PASCAL, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей от деляются друг от друга запятыми:
uses CRT, Graph;
Любой оператор в программе может быть помечен меткой. В качестве метки используются произвольные целые без знака, содержащие не более четырех цифр, либо имена. Метка ставится перед оператором и отделяет ся от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:
label 3, 471, 29, Quit;
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы конс тант, их необходимо определить в разделе описаний констант:
const K= 1024; MAX= 16384;
В разделе описания переменных необходимо определить тип всех пере-
менных, используемых в программе:
var P,Q,R: Integer;
A,B: Char;
F1,F2: Boolean;
Описание типов, прцедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдель ные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в ПАСКАЛЬ - программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами
begin.......end
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;.
Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов ПАСКАЛЬ - программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последователь- ность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.
Текст ПАСКАЛЬ - программы может содержать ключи компиляции, кото рые позволяют управлять режимом компиляции. Синтаксически ключи ком пиляции записываются как комментарии. Ключ компиляции содержит символ $ и букву-ключ с последующим знаком + (включить режим) или - (выклю чить режим). Например:
{$E+} - эмулировать математический сопроцессор;
{$F+} - формировать дальний тип вызова процедур и функций;
{$N+} - использовать математический сопроцессор;
{$R+} - проверять выход за границы диапазонов.
Некоторые ключи компиляции могут содержать параметр, например:
{$I имя файла} - включить в текст компилируемой программы назван-
ный файл.
Пример записи простой программы:
Program TRIANG;
var A, B, C, S, P: Real;
begin
Read(A,B,C);
WriteLn(A,B,C);
P:=(A+B+C)/2;
S:=Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));
WriteLn('S=',S:8:3)
end.
- Основная структура программы.
- Основные понятия.
- Алфавит языка
- Понятие переменной. Типы.
- Оператор присваивания. Арифметические выражения.
- Составной оператор
- Операторы ввода и вывода информации
- . Элементы структурного программирования
- Условный оператор
- Цикл. Виды Циклов.
- Цикл "пока"
- Цикл "до"
- Цикл "с параметром".
- Строковые операции
- Определение типов
- Двумерные и многомерные массивы
- Процедуры и функции
- Работа с файлами