Глава I общие принципы организации информационных систем
1.1 Представление об информационном обществе 1.2 Понятие информации, экономической информации, классификация и кодирование информации 1.2.1 Определение информации 1.2.2 Классификация информации 1.2.3 Система кодирования 1.2.4 Общероссийские классификаторы информации 1.3 Информационные системы 1.3.1 Процессы в информационной системе 1.3.2 Роль структуры управления в информационной системе 1.3.3 Структура информационной системы 1.3.4 Классификация информационных систем
1.1 Представление об информационном обществе |
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Выделяют характерные черты информационного общества: · решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; · обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; · главной формой развития станет информационная экономика; · в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; · информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; · формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; · с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; · реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: · все большее влияние на общество средств массовой информации; · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; · существует проблема отбора качественной и достоверной информации; · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Что такое процесс информатизации общества ? Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается: · чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, докладов и т.п.; · постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; · появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.). Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления: · появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно; · существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; · возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств. Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. |
1.2 Понятие информации, экономической информации, классификация и кодирование информации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2.1 Определение информации Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности или неполноты знаний. Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организаций. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная связь ее связанна с общественным производством и может быть названа производственной информацией. Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. 1.2.2 Классификация информации Важным понятием при работе с информацией является классификация объектов. Классификация – система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс или явление материального и нематериального свойства. Система классификации позволяет сгруппировать объекты и выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств. Классификация объектов – это процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации как к объекту классификации, выделенные классы называются информационными объектами. Выделяют два основных метода классификации объектов: иерархический и фасетный. Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков. Рассмотрим основные идеи этих методов для создания систем классификации. Иерархическая система классификации строится следующим образом: · исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень; · каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень; · каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень и т.д. Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо перед началом работы определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации. Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания для деления, характеризует глубину классификации. Достоинства иерархической системы классификации: · простота построения; · использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры. Недостатки иерархической системы классификации: · жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки; · невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков. Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо друг от друга. Признаки классификации называются фасетами. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признак. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке. Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты. При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета. Достоинства фасетной системы классификации: · возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок; · возможность модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок. Недостатком фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков. 1.2.3 Система кодирования Система кодирования применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и более эффективной обработки информации. Система кодирования – совокупность правил кодового обозначения объектов. Код строиться на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. Код характеризуется: · длиной – число позиций в коде: · структурой – порядком расположения в коде символов, используемых для обозначения классификационного признака. Процедура присвоения объекту кодового обозначения называется кодированием Можно выделить две группы методов, используемых в системе кодирования: · классификационная система кодирования – ориентированная на проведение предварительной классификации объектов либо на основе иерархической, либо на основе фасетной системы классификации; · регистрационная система кодирования – не требующая предварительной классификации объектов. В классификационном кодировании различают последовательное и параллельное кодирование. Последовательное кодирование используется для иерархической классификационной структуры. Суть метода заключается в следующем: · в начале записывается код старшей группировки 1-го уровня; · затем код группировки 2- го уровня; · и т.д (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Иерархическая модель классификации Параллельное кодирование используется для фасетной системы классификации. Суть метода заключается в следующем: · все фасеты кодируются независимо друг от друга; · для значений каждого фасета выделяется определенное количество разрядов кода (Рис. 1.2) Фасеты
Рис. 1.2 Фасетная модель классификации Регистрационное кодирование используется для однозначной идентификации объектов. Различают порядковую и серийно порядковую систему кодирования. Порядковая система предусматривает последовательную нумерацию объектов числами натурального ряда. Этот порядок может быть случайным или определятся после предварительного упорядочения объектов, например по алфавиту. Этот метод применяется в том случае, когда количество объектов невелико. Серийно – порядковая система кодирования предусматривает предварительное выделение групп объектов, которые составляют серию, а затем в каждой серии производится порядковая нумерация объектов. Каждая серия также будет иметь порядковую нумерацию. 1.2.4 Общероссийские классификаторы информации Классификаторы и кодификаторы имеют различные сферы действия: · локальные (внутрисистемные) классификаторы – действуют только в рамках ИС; · отраслевые классификаторы – действительны для всех ИС одной отрасли; · региональные (республиканские, городские, областные) классификаторы – действительны для всех ИС одного региона; · общероссийские классификаторы действительны для ИС на территории России; · международные классификаторы. Чем выше уровень действия классификаторов, тем более общими являются заложенные в нем признаки объектов и тем шире номенклатура объектов. Кодирование информации в классификаторов осуществляется в присвоении каждому элементу классификатора определенного кода. Помехозащищенность кода обеспечивается за счет включения в код избыточных контрольных чисел, значение которых вычисляется по определенному алгоритму. Наиболее традиционным является метод «остаток по модулю простого числа» и использование весовых коэффициентов разрядов кода: , где k контрольное число, a весовой коэффициент разряда, b – значение разряда кода, q – «простое» число.
Информационные технологии создания и ведения классификаторов и кодификаторов должны обеспечивать удобство ввода и корректировки больших объемов информации. Общероссийские классификаторы разработаны на объекты, которые имеют широкое применение в ИС различных видов. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) Объект классификации ОКУД – общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации. Код состоит из 7 цифр и контрольного числа. Класс форм ХХ Подкласс форм ХХ Регистрационный номер ХХХ Контрольное число Х Примеры классов форм: 03 унифицированная система первичной документации по учету 04 унифицированная система банковской документации 05 унифицированная система финансовой , учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных организаций Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) Объекты классификации являются органы государственной власти. Код состоит из 5 цифр. Примеры групп: 10000 органы федеральной власти 20000 органы государственной власти субъектов Российской Федерации 30000 органы местного самоуправления и т.д. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Объектами классификации являются республики, края, области, города федерального значения, федеральные округа, автономные области, районы и т.д. Длина кода от 2 до 8 цифр, в зависимости от уровня классификации, на котором находится объект. Структура кодового обозначения в блоке идентификации: ХХ + ХХХ + ХХХ + КЧ 1-2 знаки – объекты первого уровня классификации; 3-5 знаки – объекты второго уровня классификации; 6-8 знаки – объекты третьего уровня классификации; КЧ – контрольное число. Пример: 72 Тюменская область 40 Ленинградская область 40 260 1 районы Санкт-Петербурга Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) Объектами классификации являются виды собственности: российская, федеративная, субъектов Российской Федерации и т.д. Структура кода – ХХ. Пример: 10 Российская собственность 16 Частная собственность Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) Объектами классификации являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, к которому относятся любые юридические и физические лица. Структура кода – 2 цифры. Пример: 39 юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; 65 общества с ограниченной ответственностью. Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОКИН используется для предоставления демографической, социальной и экономической информации о населении. Структура классификатора фасетная. Пример: 01 пол (1-мужской, 2 – женский) 02 гражданство (1-гражданин российской федерации, 2- двойное гражданство, 3- иностранные граждане, 4- лицо без гражданства) 03 национальность и т.д. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) Сфера применения ОКОФ – организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды, состоящие из материальных и нематериальных основных фондов. Код состоит из десяти цифр. Структура кода: Раздел Х Подраздел Х Класс ХХХХ Вид Х Подкласс ХХ Контрольное число Х Пример: 14 3020000 6 Техника электронно–вычислительная 22 7240000 0 Базы данных и т.д. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) В данном кодификаторе объедены три объекта – виды экономической деятельности, виды продукции и виды услуг. Код ОКДП 7 цифр. Пример: 3020201 ЭВМ общего назначения 7244000 Автоматизированные системы управления Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) Объектами классификации ОКУН являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно – правовых форм собственности, использующие различные формы и методы обслуживания. Код услуги 6 цифр. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) Пример 19149 6 02 7223 5 12 1 2 код профессии токаря Общероссийский классификатор валют (ОКВ) Пример: 810 Российский рубль 840 Доллар США 978 Евро Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) Отрасли народного хозяйства подразделяются на производственную и непроизводственную сферу. Пример: 14330 8 Производство средств вычислительной техники 14332 7 Производство технических носителей информации Общероссийский классификатор продукции (ОКП) Код строится из 6 цифр + контрольное число. Пример: 40 0000 4 Вычислительная техника 50 1100 1 Операционные системы и средства их расширения Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) Объектами классификации в ОКЕИ являются единицы измерения, используемые в различных сферах деятельности. Пример: Единицы длины (006 – метр, 008 – километр). Экономические единицы (796 – штука, 798 – тысячи штук).
|
1.3 Информационные системы |
Под системой понимают любой объект, который рассматривается как единое целое или как объединение в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей. История развития информационных систем и цели их использования может быть представлена в следующем хронологическом порядке. Первые информационные системы появились в 50 – х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета заработной платы, а реализовывались с помощью механических бухгалтерских счетных машина. Это позволяло сокращать время и затраты на подготовку бумажных документов. В 60 – е гг. стало возможным создание различного рода периодической отчетности по многим параметрам. 70 – информационные системы стали использоваться в качестве средств управленческого контроля. 80 – информация стратегический ресурс. Разрабатываются информационные системы используемые во всех сферах деятельности человека. 1.3.1 Процессы в информационной системе Процессы в информационной системе можно представить в виде следующей схемы (Рис. 1.3), состоящей из блоков: · ввод информации из внешних или внутренних источников; · обработка входной информации и представление ее в удобном виде; · вывод информации для предоставления ее потребителям или передачи в другую систему; · обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для корректировки входной информации.
Рис.1.3 Процессы в информационной системе 1.3.2 Роль структуры управления в информационной системе Создание и использование информационной системы для любой организации нацелено на решение следующих задач: 1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должно соответствовать целям, стоящим перед организацией. 2. Информационная система должна контролироваться людьми и использоваться в соответствии с основополагающими принципами обработки информации. 3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации. Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией. Структура управления любой организации делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический. Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяется сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом простых задач требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит и уровень управления для них другой – более низкий. Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и быстрое реагирование на изменение входной и текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменения ситуации. На данном уровне большой объем занимают учетные задачи. Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ. Стратегический уровень управления обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Часто стратегический уровень управления называют долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Уровни управления
Рис. 1.4 Пирамида уровней управления.
На схеме (Рис. 1.4) отражены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач. 1.3.3 Структура информационной системы Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделанная по какому – либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (Рис. 1.5).
Рис. 1.5 Структура информационной системы Информационное обеспечение Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании достоверной информации для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных. Унифицированная система документации создается на государственном, отраслевом и региональном уровнях и обеспечивает сопоставимость показателей различных сфер общественного производства. Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной и результатной информации. Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Техническое обеспечение Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующей документации на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств может включать: компьютеры любой модификации; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и средств телекоммуникации; оргтехника и эксплуатационные материалы. Документацией определяется: организация эксплуатации технических средств, технологический процесс обработки данных. Математическое и программное обеспечение Математическое и программное обеспечение – совокупность методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Программное обеспечение подразделяется на системное (операционные системы, вспомогательные сервисные программы), инструментальное (текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, системы управления базы данных, системы программирования), прикладное (программы, используемые для решения конкретных задач из определенной области) и пользовательское (отдельные программы разрабатываемые для решения частных задач). Организационное обеспечение Организационное обеспечение – совокупность методов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: · анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выделение задач подлежащих автоматизации; · подготовку задач к решению на компьютере. Правовое обеспечение Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использование информации. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. Правовое обеспечение информационной системы включает: · статус информационной системы; · права, обязанности и ответственность персонала; · правовые положения отдельных видов процесса управления; · порядок создания и использования информации. 1.3.4 Классификация информационных систем Классификация по признаку структурированности задач При создании или классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), частично –структурированные, и неструктурированные (неформализуемые). Структурированная (формализуемая задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведения роли человека к нулю. Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связанно с большими трудностями. Возможности здесь использования информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. В практике существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. В большинстве задач известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называют частично структурированными. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяется на два вида: · создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегировании, филтрацию); · разрабатывающие возможные альтернативные решения, где принятия решений сводится к выбору одной из альтернатив. Информационные системы создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, предоставляя доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности: · составление комбинаций данных, получаемых из различных источников; · быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных; · управление данными с использованием возможностей СУБД. Информационные системы, разрабатывающие альтернативные решения, могут быть модельными и экспертными. Модельные информационные системы представляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Основными функциями модельной системы являются: · возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?»; · быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования; · оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели; · возможность графического отображения модели. Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Классификация по функциональному признаку Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Информационные системы по функциональному признаку подразделяются: · производственные – деятельность которых связанна с планированием объемов работ т разработкой календарных планов, оперативным контролем и управлением производством, анализом работы оборудования, формированием заказов поставщикам и управлением запасами; · маркетинговые – деятельность которых включает в себя исследование рынка и прогнозирование продаж, управление продажами, выработку рекомендаций по производству новой продукции и рациональную организацию материально – технического снабжения; · финансовые – деятельность которых связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации, управлением кредитной политикой и контролированием бюджета; · кадровые – деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам; · прочие системы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы. Классификация по уровням управления Информационные системы по уровням управления классифицируются в зависимости от того, чьи интересы они обслуживают и на каком уровне. Начальный уровень составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники – исполнители занимаются операционной обработкой данных. На уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решения в условиях плохой структурированности поставленных задач. Информационные оперативного (операционного) уровня обрабатывает данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному уровню управления. Информационные системы специалистов повышают продуктивность и производительность работ. Задача подобных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. Информационные системы для менеджеров среднего звена используются для мониторинга (постоянного отслеживания), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих систем: · сравнение текущих показателей с прошлыми; · составление периодических отчетов за определенное время; · обеспечение доступа к архивной информации и т.д. В связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы они стали расцениваются как системы, которые влияют на изменения выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителями и поставщиками. Появился новый вид информационных систем – стратегический. Информационная система может иметь наибольший эффект, если фирму рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов и услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влияние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов фирмы. Классификация по степени автоматизации В зависимости от степени информатизации информационных процессов информационные системы подразделяются: · ручные информационные системы – характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком; · автоматические информационные системы – выполняют все операции по переработке информации без участия человека; · автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится техническим средствам. |
- Глава I общие принципы организации информационных систем
- Глава II экономические информационные системы
- 3.1 Информационные технологии в управлении промышленным предприятием
- 3.2 Автоматизированные информационные технологии для фазы учета
- 3.3 Компьютерные системы бухгалтерского учета (на базе 1с:предприятие)
- 4.1 Банковские информационные системы
- 4.2 Информационные системы используемые в налоговой службе
- 4.3 Информационные системы казначейства
- 4.4 Информационные системы страховых компаний
- 4.5 Информационные системы рынка ценных бумаг
- Глава 5 проектирование экономических информационных систем