Согласно общепринятой классификации ис - информационные системы - подразделяются:
по масштабам применения - настольные и офисные
по признаку структурированности задач - структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные). Экспертные в свою очередь делятся на:
централизованные, децентрализованные и коллективного использования
с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д.
по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые;
по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов)
по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений
по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные
по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные
по характеру использования информации - на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;
по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования
по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные;
по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов
по классу реализуемых технологических операций - на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом
по месту в процессе управления предприятия – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций
по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, ХД
по режиму работы - на пакетные, диалоговые и смешанные
2) Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Особенности информационных технологий.
Информационные технологии содействуют экономному и более качественному использованию времени и энергии, человеческих и природных ресурсов, материалов и оборудования за счет активизации и эффективного использования информационного ресурса.
На пути перехода к информационному обществу эти техноло-гии позволяют оптимизировать и автоматизировать информационные процессы.
В информационных технологиях реализуются наиболее значимые и важные интеллектуальные функции социальных процессовобщества.
Быстрыми темпами возрастает роль информационных тех-нологий в интеллектуальном развитии человеческого общества (образовании, культуре, популяризации искусства и развитии его новых видов и др.).
Способствуя распространению массовой информации, этитехнологии расширяют информационное взаимодействие людей, что ведет к ассимиляции культур, расширению внутренних и международных, экономических и культурных связей, снижению остроты социальных, производственных и других проблем.
Информационные технологии используют новейшие методы информационного моделирования, искусственного интеллекта.
На основе методов информационного моделирования глобальных процессов информационные технологии позволяют прогнозировать природные и стихийные явления, состояние и изменения социальной или политической напряжённости в обществе, возможности технологических аварий или экологических катастроф.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
Технология геоинформационных систем – определение, составные части ГИС.
Содержание ИТ как научной дисциплины – Стандарты.
1) Географические информационные системы или геоинформационные системы – ГИС – это инструменты, которые позволяют пользователям анализировать и редактировать цифровые карты, а также искать дополнительную информацию об объектах, например, данные о высоте здания, адрес исследуемого объекта, число его жильцов. Геоинформационные системы - системы, назначение которых – сбор, хранение, анализ и графическая визуализация пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в геоинформационных системах объектах. ГИС включают в себя возможности СУБД, редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств. Они применяются в картографии, геологии, экономике, на транспорте, в метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, обороне.
Составные части ГИС
Работающая ГИС включает в себя пять ключевых составляющих: аппаратные средства, программное обеспечение, данные, исполнители и методы. -Аппаратные средства. Это компьютер, на котором запущена ГИС. В настоящее время ГИС работают на различных типах компьютерных платформ, от централизованных серверов до отдельных или связанных сетью настольных компьютеров.
-Программное обеспечение ГИС содержит функции и инструменты, необходимые для хранения, анализа и визуализации географической (пространственной) информации. Ключевыми компонентами программных продуктов являются: инструменты для ввода и оперирования географической информацией; система управления базой данных (DBMS или СУБД); инструменты поддержки пространственных запросов, анализа и визуализации (отображения); графический пользовательский интерфейс (GUI или ГИП) для легкого доступа к инструментам.
-Данные. Это вероятно наиболее важный компонент ГИС. Данные о пространственном положении (географические данные) и связанные с ними табличные данные могут собираться и подготавливаться самим пользователем, либо приобретаться у поставщиков на коммерческой или другой основе. В процессе управления пространственными данными ГИС интегрирует пространственные данные с другими типами и источниками данных, а также может использовать СУБД, применяемые многими организациями для упорядочивания и поддержки имеющихся в их распоряжении данных.
-Исполнители. Широкое применение технологии ГИС невозможно без людей, которые работают с программными продуктами и разрабатывают планы их использования при решении реальных задач. Пользователями ГИС могут быть как технические специалисты, разрабатывающие и поддерживающие систему, так и обычные сотрудники (конечные пользователи), которым ГИС помогает решать текущие каждодневные дела и проблемы.
-Методы. Успешность и эффективность (в том числе экономическая) применения ГИС во многом зависит от правильно составленного плана и правил работы, которые составляются в соответствии со спецификой задач и работы каждой организации.
2) За полвека своего развития область ИТ стала определяющей технологией нашего времени, продолжающей свое развитие удивительными темпами.
Одним из главных изменений области ИТ за последнее десятилетие является значительное расширение ее границ и сферы влияния.
В документе Computing Curricula 2001 (СС2001) [5], разработанного совместно IEEE-CS и ACM, определяющего руководство для учебных программ подготовки бакалавров (undergraduates) в области ИТ (Computing), определены 24 самостоятельных научных направления области ИТ.
Одним из главных изменений области ИТ за последнее десятилетие – значительное расширение ее границ и сфер влияния.
Определены следующие крупные самостоятельные научные направления в области ИТ.
2)
Билет 5)
(1 вопрос) Важнейшим понятием методологии открытых систем служит профиль - набор согласованных между собой базовых стандартов для конкретного применения. Создание профиля является обязательным этапом при построении систем, отвечающих принципам открытости. Он служит эталоном при проверке (сертификации) системы и ее компонентов на соответствие требованиям открытости.
(2 вопрос) Мультимедиа (multimedia, M-media; от лат. multum — много и media, medium — средоточие, средства) — компьютерная технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Характеристикой мультимедийных систем является качество воспроизведения всех составляющих данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования. Например, сочетание видеоряда с текстом и звуковым сопровождением; звуковых фрагментов музыкального произведения с текстовыми данными об исполняющих его музыкантах и инструментах; изображения художественного произведения с музыкальным фоном и текстом. Составными частями минимального комплекта системы мультимедиа помимо ПК являются дисководы CD-ROM или DVD, звуковая карта и стереофоническая система. Технология мультимедиа нашла применение в разработке Web-страниц и Web-приложений.
Комплекс аппаратных и программных средств мультимедиа позволяет пользователю работать в интерактивном режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиа находит различное применение, включая образование, медицину, производство, науку, искусство и развлечения. В образовании, мультимедиа используется в учебных курсах, базирующихся на информационных технологиях (медиаобразование).
Билет 6)
(1 вопрос) Открытая система - это система, реализующая открытые спецификации (стандарты) на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:
- возможность переноса (мобильность) прикладных систем, разработанных должным образом, c минимальными изменениями на широкий диапазон систем; - совместную работу (интероперабельность) с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах; - взаимодействие пользователей в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей".
Ключевой момент в этом определении - использование термина "открытая спецификация", что понимается как общедоступная спецификация, не зависящая от конкретных технических и ПС или продуктов отдельных производителей.
(2 вопрос) OLAP (On-Line Analytical Processing) – это класс приложений и технологий, предназначенных для оперативной аналитической обработки многомерных данных (сбор, хранение, анализ) для анализа деятельности корпорации и прогнозирования будущего состояния с целью поддержки принятия управленческих решений. Технология OLAP применяется, чтобы упростить работу с многоцелевыми накопленными данными о деятельности корпорации в прошлом и не погрязнуть в их большом объеме, а также превратить набор количественных показателей в качественные, позволяет аналитикам, менеджерам и управляющим сформировать свое собственное видение данных, используя быстрый, единообразный, оперативный доступ к разнообразным формам представления информации. Такие формы, полученные на основании первичных данных, позволяют пользователю сформировать полноценное представление о деятельности предприятия.
Функциональность OLAP, как систем реализующих интеллектуальный анализ данных, заключается в динамическом многомерном анализе консолидированных данных предприятия, направленном на поддержание следующих аналитических и навигационных видов деятельности пользователя:
вычисления и моделирование, примененные к измерениям и/или их конкретным элементам, использующие информацию об иерархиях
анализ временных тенденций и взаимозависимостей показателей (анализ трендов), учет которых помогает повысить качество принимаемых оперативных и стратегических решений
формирование срезов многомерного представления для просмотра на экране
переход к более глубоким уровням детализации
доступ к исходным данным
"вращение" многомерных представлений: перемещение измерений с целью формирования различных форм представления данных на экране компьютера
Билет 7)
(1 вопрос)
- Согласно общепринятой классификации ис - информационные системы - подразделяются:
- Основы web-технологий
- Основы web-технологий
- 1.Технологии поиска информации в Интернете
- 2. Интеграция информационных ресурсов. Технология xml.
- 2.Примерный набор служб и сервисов Интернет-портала.
- 1.Case-средства общая характеристика.
- 2. Структура международной системы стандартизации в области ит.
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- 20.1 Гис и связанные технологии.
- 20.2 Структура ит.
- 21.1 Многомерный подход и многомерный анализ (olap- технологии).
- 21.2 Информация, информатика, информационные технологии
- 22.1 Методы создания, структура и технологии информационных систем.
- 22.2 Содержание ит как научной дисциплины – стандарты.