13. Понятие и основные виды архитектуры эвм.
Архитектура компьютера – это его описание на общем уровне. Под архитектурой понимают логическую организацию и структуру аппаратных и программных ресурсов вычислительной системы компьютера, то есть все то, что однозначно определяет процесс обработки информации на данном компьютере. Архитектура заключает в себе требования к функциональности и принципы организации основных узлов ЭВМ.
К архитектуре относятся следующие принципы построения ЭВМ:
– структура памяти ЭВМ;
– способы доступа к памяти и внешним устройствам;
– возможность изменения конфигурации;
– система команд;
– форматы данных;
– организация интерфейса.
Архитектура состоит из тех же основных подсистем, которые характерны для классической модели ЭВМ: ввод-вывод, память, связь, управление и обработка. Различают внешнюю архитектуру – это то, что видит пользователь, и внутреннюю – то, из чего состоит компьютер и на чем основан процесс накопления, обработки и передачи данных внутри ЭВМ и между компьютерами.
С точки зрения пользователя общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость, то есть способность различных объектов (устройств и программ) к взаимодействию. Важнейшую роль в развитии и распространении IBM PC-совместимых компьютеров (клонов) сыграл заложенный фирмой IBM принцип открытой архитектуры, который означает применение при сборке компьютера готовых блоков и устройств (модулей), а также стандартизацию способов их соединения. Любой узел может быть заменен другим и, кроме того, к компьютеру могут быть дополнительно подсоединены другие узлы. Реализация открытости архитектуры была обеспечена благодаря использованию общей шины (магистрали) – принципиально нового устройства связи между отдельными узлами ЭВМ. Принцип построения ЭВМ, в соответствии с которым обмен информацией между устройствами организуется с помощью магистрали, получил название магистрально-модульного принципа. Таким образом, модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между модулями.
Один из признаков, по которым классифицируют архитектуры компьютеров, – это разрядность интерфейсов и машинного слова. Разрядности компьютеров могут быть равными 8, 16, 32, 64 двоичных разрядов. Некоторые ЭВМ имеют другие разрядности.
Принцип однородности памяти характерен для принстонской (фон-неймановской) архитектуры вычислительной системы. Так, например IBM PC-совместимые компьютеры имеют фон-неймановскую архитектуру. В настоящее время существуют модели компьютеров, архитектура которых несколько отличается от фон-неймановской. Например, в гарвардской архитектуре память программ и данных разделена, что позволяет распараллелить выборку данных из памяти.
Любая вычислительная система достигает своей наивысшей производительности благодаря использованию высокоскоростных элементов и параллельному выполнению большого числа операций. Параллельное выполнение нескольких процессов (программ) реализуется путем следующих аппаратных решений:
– многомашинности;
– мультипроцессорности (многопроцессорности);
– однопроцессорности с несколькими исполнительными устройствами;
– конвейеризации обработки данных.
В настоящее время все параллельные вычислительные системы являются мультипроцессорными с различной архитектурой. Главная задача многопроцессорных систем – обеспечение надежности и сверхбольших скоростей на основе распараллеливания вычислений. При их описании часто используют классификацию Флинна, в которой определен параллелизм потока команд и параллелизм потока данных в системе. Согласно этой классификации системы делятся на четыре категории.
– SISD (Single Instruction stream over a Single Data stream) – вычислительная система с одним потоком команд и данных. SISD относят к типу однопроцессорных ЭВМ. Архитектура вычислительной системы с одним процессором является фон-неймановской.
– SIMD (Single Instruction Multiple Data) – многопроцессорная вычислительная система с общим потоком команд (одиночный поток команд) и множественным потоком данных. Архитектура SIMD характеризуется тем, что все процессоры выполняют одну и ту же команду, но каждый над своими данными из своей локальной памяти. Такую архитектуру часто называют векторной.
– MISD (Multiple Instruction Single Data) – многопроцессорная вычислительная система со множественным потоком команд и одиночным потоком данных (конвейерная ЭВМ). Конвейерная архитектура – это принцип построения компьютера, состоящий в параллельном выполнении команд множеством процессоров над одним потоком данных. Каждый процессор цепочки использует в качестве входных данных выходные данные предыдущего процессора.
– MIMD (Multiple Instruction Multiple Data) – многопроцессорная вычислительная система со множественным потоком команд и данных. Каждый процессор здесь функционирует под управлением собственного потока команд, то есть компьютер может параллельно выполнять совершенно разные программы. Современные суперкомпьютеры, как правило, строятся по данной архитектуре.
- 1. Информатика. Предмет информатики. Основные задачи информатики.
- 2. Понятие сообщения, данных, сигнала.
- 3. Атрибутивные свойства информации.
- 4. Показатели качества информации, формы и способы представления информации.
- 5. Системы передачи информации.
- 6. Кодирование информации (текст, числа, цвет, графика, звук).
- 7. Позиционные системы счисления. Двоичное кодирование.
- 8. Меры и единицы количества и объема информации. Энтропия.
- 9. Логические основы эвм.
- 10. Логические операции: дизъюнкция, конъюнкция, отрицание, импликация, эквивалентность.
- 11. Предикаты. Операнды. Законы логического вывода.
- 12. История развития эвм. Поколения вычислительных средств.
- 13. Понятие и основные виды архитектуры эвм.
- 14. Архитектура эвм по Фон Нейману.
- 15. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики.
- 16. Центральный процессор, системная шина.
- 17. Хранение информации: запоминающие устройства.
- 18. Озу, пзу, винчестер, накопители на гибких и компакт-дисках, стример, флэш.
- 19. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики.
- 20. Координатные устройства ввода. Видео- и звуковые адаптеры. Мониторы.
- 21. Сканеры. Принтеры. Плоттеры.
- 22. Программы и их типы. Понятие программного обеспечения.
- 23. Понятие системного программного обеспечения: назначение, возможности, структура.
- 24. Операционная система. Назначение, типы, особенности.
- 25. Утилиты (драйверы).
- 26. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами.
- 27. Понятие служебного программного обеспечения.
- 28. Архиваторы, диспетчеры файлов, средства диагностики компьютера.
- 29. Прикладные программы их разновидности.
- 30. Технологии обработки текстовой информации.
- 31. Основы машинной графики: растровая, векторная, трехмерная.
- 32. Электронные таблицы.
- 33. Электронные презентации.
- 34. Основы баз данных и знаний.
- 35. Автоматизированный банк данных. Его функции и составляющие.
- 36. Системы управления базами данных. Модели данных.
- 37. Моделирование как метод познания. Понятие модели. Типы моделирования.
- 38. Классификация и формы представления моделей. Формализация.
- 39. Информационная модель объекта. Типы информационных моделей.
- 40. Методы и технологии моделирования. Требования к моделированию.
- 41. Компьютерное моделирование.
- 42. Алгоритмизация. Понятие алгоритма, его свойства.
- 43. Формы представления алгоритмов. Блок-схема алгоритма.
- 44. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы.
- 45. Программы линейной структуры.
- 46. Операторы ветвления.
- 47. Циклы. Виды и блок-схемы.
- 48. Интегрированные среды программирования.
- 49. Языки программирования высокого уровня.
- 50. Основные элементы языков программирования.
- 51. Эволюция и классификация языков программирования: неструктурные, структурные, логические, функциональные, объектно-ориентированные, языки программирования для баз данных и Интернета.
- 52. Структуры и типы данных языка программирования.
- 53. Тестирование программного обеспечения.
- 54. Этапы разработки программного обеспечения.
- 55. Структурное программирование на языке Паскаль. Типы данных.Константы. Переменные.
- 56. Операторы ввода, вывода в Паскале. Операторы циклов while, for, repeat.
- 57. Условный оператор if. Оператор выбора case. Массивы.
- 58. История создания компьютерных сетей.
- 59. Сетевые технологии обработки данных.
- 60. Основы компьютерной коммуникации.
- 61. Классификации вычислительных сетей.
- 62. Коммуникационное оборудование. Технология клиент-сервер.
- 63. Принципы построения вычислительных сетей. Основные топологии компьютерных сетей.
- 64. Интернет. Сетевой сервис и сетевые стандарты. Протокол tcp/ip.
- 65. Принцип работы в сети Интернет. Адресация в Интернете. Система доменных имен dns.
- 66. Программы для работы в Интернете. Сервис World Wide Web.
- 67. Язык разметки гипертекста (html).
- 68. Информационно-поисковые системы и каталоги. Поиск информации.
- 69. Электронная почта.
- 70. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.
- 71. Шифрование данных. Электронная подпись.