1.4. Автоматизированные информационные системы и их классификация
Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация автоматизированных информационных систем
Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:
• банковские АИС;
• АИС фондового рынка;
• финансовые АИС;
• страховые АИС;
• налоговые АИС;
• АИС таможенной службы;
• статистические АИС;
• АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимаю бухгалтерские АИС) и др.
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированное проектирования работ (САПР).
Обучающие АИС получают широкое распространение при под готовке специалистов в системе образования, при переподготовке, повышении квалификации работников разных отраслей.
В соответствии с третьим признаком классификации выделяю отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления но уже следующего – более высокого уровня иерархии.
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорт. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем. Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов информатизации, являются:
• активное участие человека – специалиста – в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;
• интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;
• наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;
• создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;
• формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение;
• постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.
Определяя АИС как организованную для достижения общей цели совокупность специалистов, средств вычислительной и другой техники, математических методов и моделей, интеллектуальных продуктов и их описаний, а также способов и порядка взаимодействия указанных компонентов, следует подчеркнуть, что главным звеном и управляющим субъектом в перечисленном комплексе элементов был и остается по сей день человек, специалист. Однако современные специалисты, работающие в компьютерной среде, отличаются от тех, которые трудились десять лет назад, когда преобладающей была технология централизованной обработки информации в условиях вычислительных центров. Прежде всего, в нынешних условиях функционирования новых информационных технологий нет четкого различия между экономистом-пользователем системы, постановщиком задач, оператором, программистом, представителем обслуживающего технического персонала, как это было раньше. Более того, рухнула непреодолимая до недавнего времени стена между разработчиком и пользователем АИС. Сегодня существуют готовые инструментальные программные средства, которые позволяют методом интерпретации быстро разрабатывать собственные программно-ориентированные продукты – пакеты прикладных программ. Для этого нужно быть прежде всего хорошим специалистом в своей области и в меньшей степени владеть программированием. В помощь пользователю все активнее внедряется объектно-ориентированный подход, который позволяет специалисту работать с теми же разновидностями первичных документов, что и до внедрения АИС.
Такое положение стало возможным благодаря стремительному распространению персональных ЭВМ (ПЭВМ) и других компактных и относительно дешевых средств вычислительной техники (СВТ). Кроме компьютеров к техническим средствам АИС относят средства связи (телекоммуникации) и оргтехнику (телефон, факс и т.п.).
Появилась возможность объединять персональные ЭВМ в сети, что создает пользователю качественно новые условия для проведения оперативного анализа производственных, экономических и финансовых ситуаций, а в сочетании с суперЭВМ эти возможности практически неограниченны.
Несмотря на всю важность технических решений, ценность и уникальность АИС составляют интеллектуальные продукты, разрабатываемые участниками проектирования и последующих доработок. При этом очень важное, а иногда решающее значение для долговечности и устойчивого функционирования систем имеет наличие хорошо написанных для пользователей системы подробных инструкций по эксплуатации, совокупность которых образует документацию АИС.
- Горохова т.Н. Информационные системы в экономике
- Пояснительная записка
- Содержание
- Глава 1. Информационные процессы в экономике 4
- Глава 2. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий 21
- Глава 3. Информационное обеспечение эис и технологий 43
- Глава 4. Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя 81
- Глава 1. Информационные процессы в экономике
- 1.1. Объективная необходимость развития информатизации
- 1.2. Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности
- 1.3. Определение информационной системы. Основные свойства
- 1.4. Автоматизированные информационные системы и их классификация
- 1.5. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- Глава 2. Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 2.1. Структурная и функциональная организация аис и аит
- 2.2. Проектирование: стадии и этапы сознания аис и аит
- 2.3. Особенности проектирования аит
- 2.4. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- Глава 3. Информационное обеспечение эис и технологий
- 3.1. Структура и содержание информационного обеспечения
- 3.2. Классификаторы, коды и технология их применения
- 3.3. Технология и области применения штрихового кодирования
- 3.4. Документация и технология ее формирования
- 3.5. Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения
- 3.6. Автоматизированные банки данных, информационные базы, их особенности
- 3.7. Этапы создания базы и банка данных
- 3.8. Базы знаний
- Глава 4. Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя
- 4.1. Понятие, цели и задачи технологического обеспечения
- 4.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
- 4.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации
- 4.4. Технология обработки текстовой информации
- 4.5. Технология обработки табличной информации
- 4.6. Интегрированные пакеты для офисов
- 4.7. Системы управления базами данных
- Список литературы литература основная
- Дополнительная литература