Фасетная система классификации
Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами (facet – рамка). Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение.
Пример 2.11. Фасет цвет содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый.
Фасет специальность содержит названия специальностей.
Фасет образование содержит значения: среднее, среднее специальное, высшее.
Схема построения фасетной системы классификации в виде таблицы отображена на рис. 2.5. Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), обозначенным Ф1, Ф2, ..., Фi, ..., Фn. Например, цвет, размер одежды, вес и т.д. Произведена нумерация строк таблицы. В каждой клетке таблицы хранится конкретное значение фасета. Например, фасет цвет, обозначенный Ф2, содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый.
Рис. 2.5. Фасетная система классификации
Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты. Для каждого объекта задается конкретная группировка фасетов структурной формулой, в которой отражается их порядок следования:
где Фi – i-й фасет;
п – количество фасетов.
При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.
Достоинства фасетной системы классификации:
возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок;
возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.
Недостатком фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.
Пример 2.12. Обратитесь к содержанию примера 2.10, где показано построение иерархической системы классификации. Для сопоставления разработаем фасетную систему классификации.
Сгруппируем и представим в виде таблицы (рис. 2.6) все классификационные признаки по фасетам:
фасет название факультета с пятью названиями факультетов;
фасет возраст с тремя возрастными группами;
фасет пол с двумя градациями;
фасет дети с двумя градациями.
Структурную формулу любого класса можно представить в виде:
Ks = (Факультет, Возраст, Пол, Дети)
Присваивая конкретные значения каждому фасету, получим следующие классы:
К1 = (Радиотехнический факультет, возраст до 20 лет, мужчина, есть дети);
К2 = (Коммерческий факультет, возраст от 20 до 30 лет, мужчина, детей нет);
К3 = (Математический факультет, возраст до 20 лет, женщина, детей нет) и т.д.
Название факультета | Возраст | Пол | Дети |
Радиотехнический | До 20 лет | М | Есть |
Машиностроительный | 20 – 30 лет | Ж | Нет |
Коммерческий | Свыше 30 лет |
|
|
Информационные системы |
|
|
|
Математический |
|
|
|
Рис. 2.6. Пример фасетной системы классификации для информационного объекта "Факультет"
- Информатика
- К читателю
- Предисловие
- От всей души желаем вам успехов!
- 1.1. Информатизация общества
- Опыт информатизации и перспективные идеи
- 1.2. Информационный потенциал общества
- Рынок информационных продуктов и услуг
- Правовое регулирование на информационном рынке
- 1.3. Информатика – предмет и задачи
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- 2 Глава. Измерение и представление информации
- 2.1. Информация и ее свойства
- 2.2. Классификация и кодирование информации
- 2.1. Информация и ее свойства
- 2.2. Классификация и кодирование информации
- Фасетная система классификации
- Дескрипторная система классификации
- Система кодирования
- Классификационное кодирование
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- После изучения главы вы должны знать:
- 3.1. Информационные системы
- Понятие информационной системы
- Персонал организации
- 3.2. Структура и классификация информационных систем
- Информационные системы для менеджеров среднего звена
- 3.3. Информационные технологии
- Как соотносятся информационная технология и информационная система
- 3.4. Виды информационных технологий
- Характеристика и назначение
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Архитектура персонального компьютера
- После изучения главы вы должны знать:
- 4.1. Информационно-логические основы построения
- 4.2. Функционально-структурная организация
- 4.3. Микропроцессоры
- 4.4. Запоминающие устройства пк
- Накопители на жестких магнитных дисках
- 4.5. Основные внешние устройства пк
- 4.6. Рекомендации по выбору персонального компьютера
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Состояние и тенденции развития эвм
- После изучения главы вы должны знать:
- 5.1. Классификация эвм Классификация эвм по принципу действия
- Классификация эвм по размерам и функциональным возможностям
- 5.2. Большие эвм
- 5.3. Малые эвм
- 5.4. Персональные компьютеры
- 5.5. Суперэвм
- 5.6. Серверы
- 5.7. Переносные компьютеры
- 5.8. Тенденции развития вычислительных систем
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Компьютерные сети
- После изучения главы вы должны знать:
- 6.1. Коммуникационная среда и передача данных
- 6.2. Архитектура компьютерных сетей
- 6.3. Локальные вычислительные сети
- Управление взаимодействием устройств в сети
- 6.4. Глобальная сетьinternet
- 6.5. Локальная вычислительная сетьnovellnetware
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Офисная техника
- После изучения главы вы должны знать:
- 7.1. Классификация офисной техники
- 7.2. Средства изготовления, хранения, транспортирования и обработки документов
- Средства транспортирования документов
- 7.3. Средства копирования и размножения документов
- 7.4. Средства административно-управленческой связи
- Системы передачи недокументированной информации
- Дейтефонная связь
- 7.5. Компьютерные системы в оргтехнике
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Состояние и тенденции развития программного обеспечения
- 8.1. Программные продукты и их основные характеристики
- 8.2. Классификация программных продуктов
- После изучения главы вы должны знать:
- 8.1. Программные продукты и их основные характеристики
- 8.2. Классификация программных продуктов
- Сервисное программное обеспечение
- Офисные ппп
- Системы искусственного интеллекта
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Операционная система ms dos
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Характеристика ms dos
- 9.3. Технология работы в ms dos
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Характеристикаmsdos
- 9.3. Технология работы вmsdos
- Формат команды объединения нескольких файлов
- Форматы команд для обмена данными между внешним устройством и файлом, хранящимся на диске
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Norton commander – инструментарий работы в среде ms dos
- После изучения главы вы должны знать:
- 10.1. Общие сведения
- 10.2. Работа с панелями информационного окна
- 10.3. Управление пакетом при помощи функциональных клавиш и ниспадающего меню
- 10.4. Вспомогательный инструментарий пакета
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- После изучения главы вы должны знать:
- 11.1. Программы-архиваторы
- 11.2. Программы обслуживания магнитных дисков
- Проблема фрагментации дисков
- 11.3. Антивирусные программные средства
- Программы обнаружения и защиты от вирусов
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глaba12. Операционные системыwindows95 иwindows98
- После изучения главы вы должны знать:
- 12.1. Концепция операционных системwindows95 иwindows98
- 32-Разрядная архитектура
- 12.2. Объектно-ориентированная платформаwindows
- Назначение Рабочего стола
- 12.3. Организация обмена данными
- Внедрение объекта
- 12.4. Программные средстваwindows98
- Комплекс программ Связь
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Текстовый процессор
- 13.1. Базовые возможности
- 13.2. Работа с текстом
- 13.3. Работа издательских систем
- После изучения главы вы должны знать:
- 13.1. Базовые возможности
- 13.2. Работа с текстом
- 13.3. Работа издательских систем
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Табличный процессор
- 14.1. Основные понятия
- 14.2. Функциональные возможности табличных процессоров
- 14.3. Технология работы в электронной таблице
- После изучения главы вы должны знать:
- 14.1. Основные понятия
- Окно, рабочая книга, лист
- Перемещение формул
- 14.2. Функциональные возможности табличных процессоров
- Команды для работы с электронной таблицей как с базой данных
- 14.3. Технология работы в электронной таблице
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Система управления базой данных
- После изучения главы вы должны знать:
- 15.1. Основные понятия
- 15.2. Реляционный подход к построению инфологической модели
- 15.3. Функциональные возможности субд
- 15.4. Основы технологии работы в субд
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Интеллектуальные системы
- 16.1. Введение в искусственный интеллект
- 16.2. Экспертные системы: структура и классификация
- 16.3. Технология разработки экспертных систем
- После изучения главы вы должны знать:
- 16.1. Введение в искусственный интеллект
- История развития искусственного интеллекта в России
- 16.2. Экспертные системы: структура и классификация
- 16.3. Технология разработки экспертных систем
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Инженерия знаний
- 17.1. Теоретические аспекты получения знаний
- 17.2. Практические методы извлечения знаний
- 17.3. Структурирование знаний
- После изучения главы вы должны знать:
- 17.1. Теоретические аспекты получения знаний
- 17.2. Практические методы извлечения знаний
- 17.3. Структурирование знаний
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Создание программного продукта
- 18.1. Методология проектирования программных продуктов
- 18.2. Структурное проектирование и программирование
- 18.3. Объектно-ориентированное проектирование
- После изучения главы вы должны знать:
- 18.1. Методология проектирования программных продуктов
- Этапы создания программных продуктов
- 1. Составление технического задания на программирование
- 2. Технический проект
- 3. Рабочая документация (рабочий проект)
- 4. Ввод в действие
- 18.2. Структурное проектирование и программирование
- 18.3. Объектно-ориентированное проектирование
- Методика объектно-ориентированного проектирования
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- После изучения главы вы должны знать:
- 19.1. Автоматизация работы пользователя в средеmicrosoftoffice
- 19.2. Создание приложений на языкеvisualbasicforapplications
- 19.3. Реляционные языки манипулирования данными
- Ключевые понятия
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Макарова Наталья Владимировна
- Матвеев Леонид Анатольевич
- Бройдо Владимир Львович и др.
- Информатика
- 101000, Москва, ул. Покровка, 7
- Глава 13. Текстовый процессор 425