logo search
сд

А.17 Лабораторная работа 17 – 2ч. Разработка программного обеспечения информационной системы и плана мероприятий по внедрению ис

А.17.1 Цель работы

Целью работы является реализация разработанного проекта информационной системы с использованием выбранных программных средств.

А.17.2 Предмет и содержание работы

Предметом лабораторной работы является выполнение стадии рабочего проектирования АИС, а также подготовка плана мероприятий по внедрению.

А.17.3 Оборудование и технические средства

Техническими средствами для выполнения работы являются средства лаборатории «Электронный офис», обеспечивающие доступ к сетевому серверу кафедры.

А.17.4 Содержание и последовательность работы

Обосновать выбор средств реализации программного обеспечения

и разработать программное обеспечение, реализующее функции системы в соответствии с ТЗ и ТП.

Процесс разработки включает следующие действия, которые должен выполнить студент:

  1. анализ требований к ПО;

  2. проектирование архитектуры ПО;

  3. детальное проектирование ПО;

  4. кодирование и тестирование ПО;

  5. интеграция ПО;

  6. квалификационное тестирование ПО;

  1. интеграция системы;

  2. квалификационное тестирование системы;

  3. установка ПО;

  4. приемка ПО.

  5. оценка надежности системы;

  6. оформление документов рабочего проекта согласно ЕСПД (ГОСТ 19…) в том числе документ «Описание программного обеспечения».

  7. подготовка плана мероприятий по внедрению ИС.

  8. Демонстрация работы программного обеспечения системы на компьютере.

  9. Оформление отчета (в т.ч.бумажного варианта).Защита работы.

А.17.5 Требования к оформлению работы

В отчете должны содержаться следующие пункты:

  1. требования к ПО, состав инструментального ПО;

  2. архитектура ПО;

  3. детальные проектные решения по компонентам ПО;

  4. результаты кодирования ПО

  5. контрольные тестовые наборы данных и результаты тестирования;

  6. схема сборки и интеграции ПО и ее описание;

  7. контрольные тестовые наборы данных для квалификационного тестирования ПО и его результаты;

  8. схема интеграции системы и ее описание;

  9. результаты квалификационного тестирование системы;

  10. методика установки ПО;

  11. методика приемки ПО.

  12. оценка надежности системы;

  13. оформление документов рабочего проекта согласно ЕСПД (ГОСТ 19…) в том числе документ «Описание программного обеспечения».

  14. план мероприятий по внедрению ИС.

При сдаче работы, студент должен:

1.Продемонстрировать работу программного обеспечения системы на компьютере.

2.Представить оформленный отчет в электронном и бумажном вариантах

3.Защитить работу.

Отчет оформляется в виде принтерной распечатки с соблюдением требований ГОСТ 2.105 на листах формата A4.

А.17.6 Методические указания к выполнению работы

Процесс разработки (development process). Он предусматривает дей­ствия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требова­ниями, включая оформление проектной и эксплуатационной докумен­тации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспо­собности и соответствующего качества программных продуктов, мате­риалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д.

Процесс разработки включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. анализ требований к системе;

  3. проектирование архитектуры системы;

  4. анализ требований к ПО;

  5. проектирование архитектуры ПО;

  6. детальное проектирование ПО;

  7. кодирование и тестирование ПО;

  8. интеграцию ПО;

  9. квалификационное тестирование ПО;

  1. интеграцию системы;

  2. квалификационное тестирование системы;

  3. установку ПО;

  4. приемку ПО.

Первые три этапа были выполнены в результате выполнения пунктов технического проектирования:

Подготовительная работа начинается с выбора модели ЖЦ ПО, соответствующей масштабу, значимости и сложности проекта (см. разд. 1.2). Действия и задачи процесса разработки должны соответ­ствовать выбранной модели. Разработчик должен выбрать, адапти­ровать к условиям проекта и использовать согласованные с заказчи­ком стандарты, методы и средства разработки, а также составить план выполнения работ.

Анализ требований к системе подразумевает определение ее фун­кциональных возможностей, пользовательских требований, требова­ний к надежности и безопасности, требований к внешним интер­фейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из крите­риев реализуемости и возможности проверки при тестировании.

Проектирование архитектуры системы на высоком уровне зак­лючается в определении компонентов ее оборудования, ПО и опера­ций, выполняемых эксплуатирующим систему персоналом. Архитектура системы должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системе, а также принятым проектным стандартам и методам.

На этапе рабочего проектирования выполняются следующие работы:

Анализ требований к ПО предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО:

Требования к ПО оцениваются исходя из критериев соответствия требованиям к системе, реализуемости и возможности проверки при тестировании.

Проектирование архитектуры ПО включает следующие задачи (для каждого компонента ПО):

Архитектура компонентов ПО должна соответствовать требова­ниям, предъявляемым к ним, а также принятым проектным стан­дартам и методам.

Детальное проектирование ПО включает следующие задачи:

Кодирование и тестирование ПО охватывают следующие задачи:

Интеграция ПО предусматривает сборку разработанных компо­нентов ПО в соответствии с планом интеграции и тестирование агрегированных компонентов. Для каждого из агрегированных компо­нентов разрабатываются наборы тестов и тестовые процедуры, пред­назначенные для проверки каждого из квалификационных требований при последующем квалификационном тестировании. Квалификацион­ное требование — это набор критериев или условий, которые необхо­димо выполнить, чтобы квалифицировать программный продукт как соответствующий своим спецификациям и готовый к использованию в условиях эксплуатации.

Квалификационное тестирование ПО проводится разработчиком в присутствии заказчика (по возможности) для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к использованию в условиях эксплуатации. Квалификационное тестирование выполня­ется для каждого компонента ПО по всем разделам требований при широком варьировании тестов. При этом также проверяются полнота технической и пользовательской документации и ее адекватность са­мим компонентам ПО.

Интеграция системы заключается в сборке всех ее компонен­тов, включая ПО и оборудование. После интеграции система, в свою очередь, подвергается квалификационному тестированию на соответ­ствие совокупности требований к ней. При этом также произво­дятся оформление и проверка полного комплекта документации на систему.

Установка ПО осуществляется разработчиком в соответствии с планом в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены договором. В процессе установки проверяется работоспособность ПО и баз данных. Если устанавливаемое ПО заменяет существующую систему, разработчик должен обеспечить их параллельное функциони­рование в соответствии с договором.

Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификаци­онного тестирования ПО и системы и документирование результа­тов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчи­ка. Разработчик выполняет окончательную передачу ПО заказчику в соответствии с договором, обеспечивая при этом необходимое обу­чение и поддержку.

Процесс эксплуатации (operation process). Он охватывает действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему. Дан­ный процесс включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. эксплуатационное тестирование;

  3. эксплуатацию системы;

  4. поддержку пользователей.

Подготовительная работа включает проведение оператором сле­дующих задач:

Эксплуатационное тестирование осуществляется для каждой оче­редной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию.

Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для это­го среде в соответствии с пользовательской документацией.

Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и кон­сультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО.

Процесс сопровождения (maintenance process). Он предусматри­вает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организаци­ей (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответству­ющей документации, вызванных возникшими проблемами или по­требностями в модернизации либо адаптации ПО. В соответствии со стандартом IEEE-90 под сопровождением понимается внесение из­менений в ПО в целях исправления ошибок, повышения произво­дительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Изменения, вносимые в существующее ПО, не должны нарушать его целостность. Процесс сопровождения включает перенос ПО в другую среду (миграцию) и заканчивается снятием ПО с эксплуа­тации.

Процесс сопровождения охватывает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. анализ проблем и запросов на модификацию ПО;

  3. модификацию ПО;

  4. проверку и приемку;

  5. перенос ПО в другую среду;

  6. снятие ПО с эксплуатации.

Подготовительная работа службы сопровождения включает сле­дующие задачи:

Анализ проблем и запросов на модификацию ПО, выполняемый службой сопровождения, включает следующие задачи:

Модификация ПО предусматривает определение компонентов ПО, их версий и документации, подлежащих модификации, и внесение необходимых изменений в соответствии с правилами процесса раз­работки. Подготовленные изменения тестируются и проверяются по критериям, определенным в документации. При подтверждении кор­ректности изменений в программах производится корректировка до­кументации.

Проверка и приемка заключаются в проверке целостности моди­фицированной системы и утверждении внесенных изменений.

При переносе ПО в другую среду используются имеющиеся или разрабатываются новые средства переноса, затем выполняется кон­вертирование программ и данных в новую среду. С целью облегчить переход предусматривается параллельная эксплуатация ПО в старой и новой среде в течение некоторого периода, когда проводится не­обходимое обучение пользователей работе в новой среде.

Снятие ПО с эксплуатации осуществляется по решению заказчика при участии эксплуатирующей организации, службы сопровождения и пользователей. При этом программные продукты и соответствую­щая документация подлежат архивированию в соответствии с догово­ром. Аналогично переносу ПО в другую среду с целью облегчить пе­реход к новой системе предусматривается параллельная эксплуатация старого и нового ПО в течение некоторого периода, когда выполня­ется необходимое обучение пользователей работе с новой системой.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПО

Процесс документирования (documentation process). Он предусмат­ривает формализованное описание информации, созданной в тече­ние ЖЦ ПО. Данный процесс состоит из набора действий, с помо­щью которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы, необхо­димые для всех заинтересованных лиц, таких, как руководство, тех­нические специалисты и пользователи системы.

Процесс документирования включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. проектирование и разработку;

  3. выпуск документации;

  4. сопровождение.

Процесс управления конфигурацией (configuration management process). Он предполагает применение административных и техни­ческих процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения со­стояния компонентов ПО в системе, управления модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимос­ти и корректности компонентов ПО, управления хранением и по­ставкой ПО. Согласно стандарту IEEE-90 под конфигурацией ПО понимается совокупность его функциональных и физических ха­рактеристик, установленных в технической документации и реали­зованных в ПО.

Управление конфигурацией позволяет организовать, системати­чески учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ. Общие принципы и рекомендации по управлению кон­фигурацией ПО отражены в проекте стандарта ISO/I EC CD 12207-2: 1995 "Information Technology — Software Life Cycle Processes. Part 2. Configuration Management for Software".

Процесс управления конфигурацией включает следующие дей­ствия:

  1. подготовительную работу;

  2. идентификацию конфигурации;

  3. контроль конфигурации;

  4. учет состояния конфигурации;

  5. оценку конфигурации;

  6. управление выпуском и поставку.

Подготовительная работа заключается в планировании управле­ния конфигурацией.

Идентификация конфигурации устанавливает правила, с помощью которых можно однозначно идентифицировать и различать компонен­ты ПО и их версии. Кроме того, каждому компоненту и его версиям соответствует однозначно обозначаемый комплект документации. В результате создается база для однозначного выбора и манипулирования версиями компонентов ПО, использующая ограниченную и упорядо­ченную систему символов, идентифицирующих различные версии ПО.

Контроль конфигурации предназначен для систематической оцен­ки предполагаемых модификаций ПО и координированной их реа­лизации с учетом эффективности каждой модификации и затрат на ее выполнение. Он обеспечивает контроль состояния и развития ком­понентов ПО и их версий, а также адекватность реально изменяю­щихся компонентов и их комплектной документации.

Учет состояния конфигурации представляет собой регистрацию со­стояния компонентов ПО, подготовку отчетов обо всех реализованных и отвергнутых модификациях версий компонентов ПО. Совокупность отчетов обеспечивает однозначное отражение текущего состояния си­стемы и ее компонентов, а также ведение истории модификаций.

Оценка конфигурации заключается в оценке функциональной пол­ноты компонентов ПО, а также соответствия их физического состо­яния текущему техническому описанию.

Управление выпуском и поставка охватывают изготовление эталон­ных копий программ и документации, их хранение и поставку пользо­вателям в соответствии с порядком, принятым в организации.

Процесс обеспечения качества (quality assurance process). Он обес­печивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Под качеством ПО понимается совокупность свойств, которые характе­ризуют способность ПО удовлетворять заданным требованиям.

Для получения достоверных оценок создаваемого ПО процесс обеспечения его качества должен происходить независимо от субъек­тов, непосредственно связанных с разработкой ПО. При этом могут использоваться результаты других вспомогательных процессов, та­ких, как верификация, аттестация, совместная оценка, аудит и разрешение проблем.

Процесс обеспечения качества включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. обеспечение качества продукта;

  3. обеспечение качества процесса;

  4. обеспечение прочих показателей качества системы.

Подготовительная работа заключается в координации с другими вспомогательными процессами и планировании самого процесса обеспечения качества с учетом используемых стандартов, методов, процедур и средств.

Обеспечение качества продукта подразумевает гарантирование полного соответствия программных продуктов и их документации требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.

Обеспечение качества процесса предполагает гарантирование со­ответствия процессов ЖЦ ПО, методов разработки, среды разработ­ки и квалификации персонала условиям договора, установленным стандартам и процедурам.

Обеспечение прочих показателей качества системы осуществляет­ся в соответствии с условиями договора и стандартом качества ISO 9001.

Процесс верификации (verification process). Он состоит в опреде­лении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (верифи­кация в узком смысле означает формальное доказательство правиль­ности ПО). Для повышения эффективности верификация должна как можно раньше интегрироваться с использующими ее процес­сами (такими, как поставка, разработка, эксплуатация или сопро­вождение). Данный процесс может включать анализ, оценку и те­стирование.

Верификация может проводиться с различными степенями неза­висимости. Степень независимости может варьироваться от выпол­нения верификации самим исполнителем или другим специалистом данной организации до ее выполнения специалистом другой орга­низации с различными вариациями. Если процесс верификации осуществляется организацией, не зависящей от поставщика, разра­ботчика, оператора или службы сопровождения, то он называется процессом независимой верификации.

Процесс верификации включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. верификацию.

В процессе верификации проверяются следующие условия:

Процесс аттестации (validation process). Он предусматривает оп­ределение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональ­ному назначению. Под аттестацией обычно понимается подтвер­ждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПО. Ат­тестация должна гарантировать полное соответствие ПО специфи­кациям, требованиям и документации, а также возможность его бе­зопасного и надежного применения пользователем. Аттестацию рекомендуется выполнять путем тестирования во всех возможных ситуациях и использовать при этом независимых специалистов. Ат­тестация может проводиться на начальных стадиях ЖЦ ПО или как часть работы по приемке ПО.

Аттестация, так же как и верификация, может осуществляться с различными степенями независимости. Если процесс аттестации выполняется организацией, не зависящей от поставщика, разработ­чика, оператора или службы сопровождения, то он называется про­цессом независимой аттестации.

Процесс аттестации включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. аттестацию.

Процесс совместной оценки (joint review process). Он предназна­чен для оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемого при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта.

Оценка применяется как на уровне управления проектом, так и на уровне технической реализации проекта и проводится в течение всего срока действия договора. Данный процесс может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, при этом одна сторона проверяет другую.

Процесс совместной оценки включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. оценку управления проектом;

  3. техническую оценку.

Процесс аудита (audit process). Он представляет собой определе­ние соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в до­говоре, когда одна сторона проверяет другую.

Аудит — это ревизия (проверка), проводимая компетентным органом (лицом) в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПО или процессов установленным требованиям. Аудит служит для установления соответствия реальных работ и отчетов требованиям, планам и контракту. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ПО. Они определяют состояние работ, использование ресурсов, соответствие документа­ции спецификациям и стандартам, корректность тестирования.

Процесс аудита включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. аудит.

Процесс разрешения проблем (problem resolution process). Он пре­дусматривает анализ и решение проблем (включая обнаруженные несоответствия) независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровож­дения или других процессов. Каждая обнаруженная проблема дол­жна быть идентифицирована, описана, проанализирована и разре­шена.

Процесс разрешения проблем включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. разрешение проблем.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПО

Процесс управления (management process). Он состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управ­ление выпуском продукта, управление проектом и управление зада­чами соответствующих процессов, таких, как приобретение, постав­ка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.

Процесс управления включает следующие действия:

  1. инициирование и определение области управления;

  2. планирование;

  3. выполнение и контроль;

  4. проверку и оценку;

  5. завершение.

При инициировании менеджер должен убедиться, что необходи­мые для управления ресурсы (персонал, оборудование и технология) имеются в его распоряжении в достаточном количестве.

Планирование подразумевает выполнение, как минимум, следую­щих задач:

Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process). Он ох­ватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандар­тов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО. Инфраструктура должна модифицировать­ся и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам. Инфраструктура, в свою очередь, яв­ляется одним из объектов управления конфигурацией.

Процесс создания инфраструктуры включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. создание инфраструктуры;

  3. сопровождение инфраструктуры.

Процесс усовершенствования (improvement process). Он предусмат­ривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процес­сов ЖЦ ПО. Данный процесс включает следующие действия:

  1. создание процесса;

  2. оценку процесса;

  3. усовершенствование процесса.

Усовершенствование процессов ЖЦ ПО направлено на повы­шение производительности труда всех участвующих в них специ­алистов за счет совершенствования используемой технологии, ме­тодов управления, выбора инструментальных средств и обучения персонала. Усовершенствование основано на анализе достоинств и недостатков каждого процесса. Такому анализу в большой сте­пени способствует накопление в организации исторической, тех­нической, экономической и иной информации по реализованным проектам.

Процесс обучения (training process). Он охватывает первоначаль­ное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение ПО в значительной степени зависят от уровня зна­ний и квалификации персонала. Например, разработчики ПО дол­жны пройти необходимое обучение методам и средствам програм­мной инженерии. Содержание процесса обучения определяется тре­бованиями к проекту. Оно должно учитывать необходимые ресурсы и технические средства обучения. Должны быть разработаны и пред­ставлены методические материалы, необходимые для обучения пользователей в соответствии с учебным планом.

Процесс обучения включает следующие действия:

  1. подготовительную работу;

  2. разработку учебных материалов;

  3. реализацию плана обучения.

При обоснованивыбора операционной системы следует остановиться на вопросах (пример).

Для достижения наилучшего результата в работе с ИС с точки зрения наглядности, удобства пользователя и производительности рекомендуется использовать ……..

Выделим основные причины выбора операционной системы ……:

- самая распространенная на сегодняшний день операционная система,

- работоспособность приложения на ПК под управлением …… была подтверждена множеством тестов,

- разработка программного обеспечения проводилась в соответствии с техническим заданием, в котором было оговорено, что эксплуатация АС «АРМ куратора и тестирование студентов» будет производиться на операционных системах семейства ……...

Для расширения возможностей операционной системы рекомендуется регулярно выполнять обновление. Установка последних пакетов обновления ОС (Service Pack) позволяет сделать работу пользователя с автоматизированной системой более удобной, наглядной (с точки зрения графического интерфейса) и безопаснее.

В качестве средств, расширяющих возможности операционной системы, также могут выступать различные утилиты, драйвера, которые зачастую представляют собой набор DLL-файлов.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ И СУБД (пример)

- Время выполнения одного сложного запроса, без учета и с учетом индексирования;

- Количество запросов, выполняемых в единицу времени.

На стадии «Внедрение проекта» проводится подготовка и постепенное освоение разработанной проектной документации ЭИС заказчиками системы. В процессе выполнения работ на этой стадии осуществляется выявление частных и системных принципиальных недоработок в предлагаемом для внедрения проектном решении. Внедрение может осуществляться с использованием следующих методов:

- последовательный метод, когда последовательно внедряется одна подсистема за другой и одна задача следует за другой задачей;

- параллельный метод, при котором все задачи внедряются во всех подсистемах одновременно;

- смешанный подход, согласно которому проектировщики, внедрив несколько подсистем первым методом и накопив опыт, приступают к параллельному внедрению остальных.

Недостатком первого подхода является увеличение длительности внедрения, что ведет за собой рост стоимости проекта. При использовании второго подхода сокращается время внедрения, но возникает возможность пропуска ошибок в проектной документации, поэтому чаще всего используют смешанный метод внедрения проекта ЭИС.

Внедрение проекта осуществляется в течение трех этапов:

- подготовка объекта к внедрению;

- опытное внедрение;

- промышленное внедрение.

Первый этап – «Подготовка объекта к внедрению». На этом этапе осуществляются следующие операции:

- изменяется организационная структура объекта (предприятия);

- набираются кадры соответствующей квалификации в области обработки информации и эксплуатации системы и сопровождения проектной документации;

- оборудуется здание под установку вычислительной техники;

- выполняется закупка и установка вычислительной техники с периферией;

- в цехах, отделах устанавливаются средства сбора, регистрации первичной информации и передачи по каналам связи;

- осуществляется установка каналов связи; проводится разработка новых документов и классификаторов;

- осуществляется создание файлов информационной базы с нормативно – справочной информацией.

На вход этого этапа поступают компоненты «Технического проекта» в части «Плана мероприятий по внедрению», решения по техническому и информационному обеспечению, технологические и инструкционные материалы «Рабочего проекта». В результате выполнения этапа составляется «Акт готовности объекта к внедрению» проекта ЭИС. Затем формируется состав приемной комиссии, разрабатывается «Программа проведения опытного внедрения» и издается «Приказ о начале опытного внедрения».

Второй этап – «Опытное внедрение». На этом этапе внедряются проекты нескольких задач в нескольких подсистемах. В процессе опытного внедрения выполняются следующие работы:

- подготовка исходных оперативных данных для задач, которые проходят опытную эксплуатацию;

- ввод исходных данных в ЭВМ и выполнение запланированного числа реализаций;

- анализ результатных данных на предмет наличия ошибок.

В случае обнаружения ошибок осуществляется поиск причин и источников ошибок, внесение корректив в программы, в технологию обработки информации, в работу технических средств, в исходные оперативные данные и в файлы с условно-постоянной информацией. Кроме того, выявляется неквалифицированная работа операторов, что служит основанием для проведения комплекса мер по улучшению подготовки кадров. После устранения ошибок получают «Акт о проведении опытного внедрения», который служит сигналом для начала выполнения следующего этапа.

На третьем этапе «Сдача проекта в промышленную эксплуатацию» используют следующую совокупность документов:

- договорная документация;

- «Приказ на разработку ЭИС»;

- ТЭО и ТЗ;

- исправленный Техно-рабочий проект;

- «Приказ о начале промышленного внедрения»;

- «Программа проведения испытаний»;

- «Требования к научно-техническому уровню проекта системы».

В процессе сдачи проекта в промышленную эксплуатацию осуществляется выполнение следующих работ:

- проверка соответствия выполненной работы договорной документации по времени выполнения, объему проделанной работы и затратам денежных средств;

- проверка соответствия проектных решений по ЭИС требованиям ТЗ;

- проверка соответствия проектной документации гостам;

- проверка технологических процессов обработки данных по всем задачам и подсистемам;

- проверка качества функционирования информационной базы, оперативности и полноты ответов на запросы;

- выявление локальных и системных ошибок и их исправление.

Кроме того, Приемная комиссия определяет научно-технический уровень проекта и возможности расширения проектных решений за счет включения новых компонентов. В результате выполнения работ на данном этапе осуществляется доработка «Техно-рабочего проекта» за счет выявления системных и локальных ошибок и составляется «Акт сдачи проекта в промышленную эксплуатацию».

На четвертой стадии «Эксплуатация и сопровождение проекта» выполняются следующие этапы:

- эксплуатация проекта;

- сопровождение и модернизация проекта.

На этой стадии решается вопрос о том, чьими силами (персоналом объекта-заказчика или организации-разработчика) будет осуществляться эксплуатация и сопровождение проекта и в случае выбора второго варианта заключается «Договор о сопровождении проекта».

В процессе выполнения этапа «Эксплуатация» осуществляются исправления в работе всех частей системы при возникновении сбоев, регистрация этих случаев в журналах, отслеживание технико-экономических характеристик работы системы и накопление статистики о качестве работы всех компонентов системы.

На этапе «Сопровождение и модернизация» выполняется анализ собранного статистического материала, а также анализ соответствия параметров работы системы требованиям окружающей среды. Анализ осуществляет создаваемая для этих целей комиссия. Результаты анализа позволяют:

- сделать заключение о необходимости модернизации всего проекта или его частей;

- определить объемы доработок, сроки и стоимость выполнения этих работ с целью получения «Техно-рабочего проекта», прошедшего модернизацию.

В случае выявления факта морального старения проекта комиссией принимается решение о целесообразности проведении его утилизации или разработки нового проекта для данного объекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б.1 Тесты текущего контроля