А.17 Лабораторная работа 17 – 2ч. Разработка программного обеспечения информационной системы и плана мероприятий по внедрению ис
А.17.1 Цель работы
Целью работы является реализация разработанного проекта информационной системы с использованием выбранных программных средств.
А.17.2 Предмет и содержание работы
Предметом лабораторной работы является выполнение стадии рабочего проектирования АИС, а также подготовка плана мероприятий по внедрению.
А.17.3 Оборудование и технические средства
Техническими средствами для выполнения работы являются средства лаборатории «Электронный офис», обеспечивающие доступ к сетевому серверу кафедры.
А.17.4 Содержание и последовательность работы
Обосновать выбор средств реализации программного обеспечения
и разработать программное обеспечение, реализующее функции системы в соответствии с ТЗ и ТП.
Процесс разработки включает следующие действия, которые должен выполнить студент:
анализ требований к ПО;
проектирование архитектуры ПО;
детальное проектирование ПО;
кодирование и тестирование ПО;
интеграция ПО;
квалификационное тестирование ПО;
интеграция системы;
квалификационное тестирование системы;
установка ПО;
приемка ПО.
оценка надежности системы;
оформление документов рабочего проекта согласно ЕСПД (ГОСТ 19…) в том числе документ «Описание программного обеспечения».
подготовка плана мероприятий по внедрению ИС.
Демонстрация работы программного обеспечения системы на компьютере.
Оформление отчета (в т.ч.бумажного варианта).Защита работы.
А.17.5 Требования к оформлению работы
В отчете должны содержаться следующие пункты:
требования к ПО, состав инструментального ПО;
архитектура ПО;
детальные проектные решения по компонентам ПО;
результаты кодирования ПО
контрольные тестовые наборы данных и результаты тестирования;
схема сборки и интеграции ПО и ее описание;
контрольные тестовые наборы данных для квалификационного тестирования ПО и его результаты;
схема интеграции системы и ее описание;
результаты квалификационного тестирование системы;
методика установки ПО;
методика приемки ПО.
оценка надежности системы;
оформление документов рабочего проекта согласно ЕСПД (ГОСТ 19…) в том числе документ «Описание программного обеспечения».
план мероприятий по внедрению ИС.
При сдаче работы, студент должен:
1.Продемонстрировать работу программного обеспечения системы на компьютере.
2.Представить оформленный отчет в электронном и бумажном вариантах
3.Защитить работу.
Отчет оформляется в виде принтерной распечатки с соблюдением требований ГОСТ 2.105 на листах формата A4.
А.17.6 Методические указания к выполнению работы
Процесс разработки (development process). Он предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д.
Процесс разработки включает следующие действия:
подготовительную работу;
анализ требований к системе;
проектирование архитектуры системы;
анализ требований к ПО;
проектирование архитектуры ПО;
детальное проектирование ПО;
кодирование и тестирование ПО;
интеграцию ПО;
квалификационное тестирование ПО;
интеграцию системы;
квалификационное тестирование системы;
установку ПО;
приемку ПО.
Первые три этапа были выполнены в результате выполнения пунктов технического проектирования:
Подготовительная работа начинается с выбора модели ЖЦ ПО, соответствующей масштабу, значимости и сложности проекта (см. разд. 1.2). Действия и задачи процесса разработки должны соответствовать выбранной модели. Разработчик должен выбрать, адаптировать к условиям проекта и использовать согласованные с заказчиком стандарты, методы и средства разработки, а также составить план выполнения работ.
Анализ требований к системе подразумевает определение ее функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из критериев реализуемости и возможности проверки при тестировании.
Проектирование архитектуры системы на высоком уровне заключается в определении компонентов ее оборудования, ПО и операций, выполняемых эксплуатирующим систему персоналом. Архитектура системы должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системе, а также принятым проектным стандартам и методам.
На этапе рабочего проектирования выполняются следующие работы:
Анализ требований к ПО предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО:
функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента;
внешних интерфейсов;
спецификаций надежности и безопасности;
эргономических требований;
требований к используемым данным;
требований к установке и приемке;
требований к пользовательской документации;
требований к эксплуатации и сопровождению.
Требования к ПО оцениваются исходя из критериев соответствия требованиям к системе, реализуемости и возможности проверки при тестировании.
Проектирование архитектуры ПО включает следующие задачи (для каждого компонента ПО):
трансформацию требований к ПО в архитектуру, определяющую на высоком уровне структуру ПО и состав его компонентов;
разработку и документирование программных интерфейсов ПО и баз данных;
разработку предварительной версии пользовательской документации;
разработку и документирование предварительных требований к тестам и плана интеграции ПО.
Архитектура компонентов ПО должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним, а также принятым проектным стандартам и методам.
Детальное проектирование ПО включает следующие задачи:
описание компонентов ПО и интерфейсов между ними на более низком уровне, достаточном для их последующего самостоятельного кодирования и тестирования;
разработку и документирование детального проекта базы данных;
обновление (при необходимости) пользовательской документации;
разработку и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПО;
обновление плана интеграции ПО.
Кодирование и тестирование ПО охватывают следующие задачи:
разработку (кодирование) и документирование каждого компонента ПО и базы данных, а также совокупности тестовых процедур и данных для их тестирования;
тестирование каждого компонента ПО и базы данных на соответствие предъявляемым к ним требованиям. Результаты тестирования компонентов должны быть документированы;
обновление (при необходимости) пользовательской документации;
обновление плана интеграции ПО.
Интеграция ПО предусматривает сборку разработанных компонентов ПО в соответствии с планом интеграции и тестирование агрегированных компонентов. Для каждого из агрегированных компонентов разрабатываются наборы тестов и тестовые процедуры, предназначенные для проверки каждого из квалификационных требований при последующем квалификационном тестировании. Квалификационное требование — это набор критериев или условий, которые необходимо выполнить, чтобы квалифицировать программный продукт как соответствующий своим спецификациям и готовый к использованию в условиях эксплуатации.
Квалификационное тестирование ПО проводится разработчиком в присутствии заказчика (по возможности) для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к использованию в условиях эксплуатации. Квалификационное тестирование выполняется для каждого компонента ПО по всем разделам требований при широком варьировании тестов. При этом также проверяются полнота технической и пользовательской документации и ее адекватность самим компонентам ПО.
Интеграция системы заключается в сборке всех ее компонентов, включая ПО и оборудование. После интеграции система, в свою очередь, подвергается квалификационному тестированию на соответствие совокупности требований к ней. При этом также производятся оформление и проверка полного комплекта документации на систему.
Установка ПО осуществляется разработчиком в соответствии с планом в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены договором. В процессе установки проверяется работоспособность ПО и баз данных. Если устанавливаемое ПО заменяет существующую систему, разработчик должен обеспечить их параллельное функционирование в соответствии с договором.
Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования ПО и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика. Разработчик выполняет окончательную передачу ПО заказчику в соответствии с договором, обеспечивая при этом необходимое обучение и поддержку.
Процесс эксплуатации (operation process). Он охватывает действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему. Данный процесс включает следующие действия:
подготовительную работу;
эксплуатационное тестирование;
эксплуатацию системы;
поддержку пользователей.
Подготовительная работа включает проведение оператором следующих задач:
планирование действий и работ, выполняемых в процессе эксплуатации, и установку эксплуатационных стандартов;
определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации.
Эксплуатационное тестирование осуществляется для каждой очередной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию.
Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией.
Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО.
Процесс сопровождения (maintenance process). Он предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПО. В соответствии со стандартом IEEE-90 под сопровождением понимается внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Изменения, вносимые в существующее ПО, не должны нарушать его целостность. Процесс сопровождения включает перенос ПО в другую среду (миграцию) и заканчивается снятием ПО с эксплуатации.
Процесс сопровождения охватывает следующие действия:
подготовительную работу;
анализ проблем и запросов на модификацию ПО;
модификацию ПО;
проверку и приемку;
перенос ПО в другую среду;
снятие ПО с эксплуатации.
Подготовительная работа службы сопровождения включает следующие задачи:
планирование действий и работ, выполняемых в процессе сопровождения;
определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе сопровождения.
Анализ проблем и запросов на модификацию ПО, выполняемый службой сопровождения, включает следующие задачи:
анализ сообщения о возникшей проблеме или запроса на модификацию ПО относительно его влияния на организацию, существующую систему и интерфейсы с другими системами. При этом определяются следующие характеристики возможной модификации: тип (корректирующая, улучшающая, профилактическая или адаптирующая к новой среде); масштаб (размеры модификации, стоимость и время ее реализации); критичность (воздействие на производительность, надежность или безопасность);
оценка целесообразности проведения модификации и возможных вариантов ее проведения;
утверждение выбранного варианта модификации.
Модификация ПО предусматривает определение компонентов ПО, их версий и документации, подлежащих модификации, и внесение необходимых изменений в соответствии с правилами процесса разработки. Подготовленные изменения тестируются и проверяются по критериям, определенным в документации. При подтверждении корректности изменений в программах производится корректировка документации.
Проверка и приемка заключаются в проверке целостности модифицированной системы и утверждении внесенных изменений.
При переносе ПО в другую среду используются имеющиеся или разрабатываются новые средства переноса, затем выполняется конвертирование программ и данных в новую среду. С целью облегчить переход предусматривается параллельная эксплуатация ПО в старой и новой среде в течение некоторого периода, когда проводится необходимое обучение пользователей работе в новой среде.
Снятие ПО с эксплуатации осуществляется по решению заказчика при участии эксплуатирующей организации, службы сопровождения и пользователей. При этом программные продукты и соответствующая документация подлежат архивированию в соответствии с договором. Аналогично переносу ПО в другую среду с целью облегчить переход к новой системе предусматривается параллельная эксплуатация старого и нового ПО в течение некоторого периода, когда выполняется необходимое обучение пользователей работе с новой системой.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПО
Процесс документирования (documentation process). Он предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО. Данный процесс состоит из набора действий, с помощью которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы, необходимые для всех заинтересованных лиц, таких, как руководство, технические специалисты и пользователи системы.
Процесс документирования включает следующие действия:
подготовительную работу;
проектирование и разработку;
выпуск документации;
сопровождение.
Процесс управления конфигурацией (configuration management process). Он предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО в системе, управления модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ПО, управления хранением и поставкой ПО. Согласно стандарту IEEE-90 под конфигурацией ПО понимается совокупность его функциональных и физических характеристик, установленных в технической документации и реализованных в ПО.
Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ. Общие принципы и рекомендации по управлению конфигурацией ПО отражены в проекте стандарта ISO/I EC CD 12207-2: 1995 "Information Technology — Software Life Cycle Processes. Part 2. Configuration Management for Software".
Процесс управления конфигурацией включает следующие действия:
подготовительную работу;
идентификацию конфигурации;
контроль конфигурации;
учет состояния конфигурации;
оценку конфигурации;
управление выпуском и поставку.
Подготовительная работа заключается в планировании управления конфигурацией.
Идентификация конфигурации устанавливает правила, с помощью которых можно однозначно идентифицировать и различать компоненты ПО и их версии. Кроме того, каждому компоненту и его версиям соответствует однозначно обозначаемый комплект документации. В результате создается база для однозначного выбора и манипулирования версиями компонентов ПО, использующая ограниченную и упорядоченную систему символов, идентифицирующих различные версии ПО.
Контроль конфигурации предназначен для систематической оценки предполагаемых модификаций ПО и координированной их реализации с учетом эффективности каждой модификации и затрат на ее выполнение. Он обеспечивает контроль состояния и развития компонентов ПО и их версий, а также адекватность реально изменяющихся компонентов и их комплектной документации.
Учет состояния конфигурации представляет собой регистрацию состояния компонентов ПО, подготовку отчетов обо всех реализованных и отвергнутых модификациях версий компонентов ПО. Совокупность отчетов обеспечивает однозначное отражение текущего состояния системы и ее компонентов, а также ведение истории модификаций.
Оценка конфигурации заключается в оценке функциональной полноты компонентов ПО, а также соответствия их физического состояния текущему техническому описанию.
Управление выпуском и поставка охватывают изготовление эталонных копий программ и документации, их хранение и поставку пользователям в соответствии с порядком, принятым в организации.
Процесс обеспечения качества (quality assurance process). Он обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Под качеством ПО понимается совокупность свойств, которые характеризуют способность ПО удовлетворять заданным требованиям.
Для получения достоверных оценок создаваемого ПО процесс обеспечения его качества должен происходить независимо от субъектов, непосредственно связанных с разработкой ПО. При этом могут использоваться результаты других вспомогательных процессов, таких, как верификация, аттестация, совместная оценка, аудит и разрешение проблем.
Процесс обеспечения качества включает следующие действия:
подготовительную работу;
обеспечение качества продукта;
обеспечение качества процесса;
обеспечение прочих показателей качества системы.
Подготовительная работа заключается в координации с другими вспомогательными процессами и планировании самого процесса обеспечения качества с учетом используемых стандартов, методов, процедур и средств.
Обеспечение качества продукта подразумевает гарантирование полного соответствия программных продуктов и их документации требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.
Обеспечение качества процесса предполагает гарантирование соответствия процессов ЖЦ ПО, методов разработки, среды разработки и квалификации персонала условиям договора, установленным стандартам и процедурам.
Обеспечение прочих показателей качества системы осуществляется в соответствии с условиями договора и стандартом качества ISO 9001.
Процесс верификации (verification process). Он состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (верификация в узком смысле означает формальное доказательство правильности ПО). Для повышения эффективности верификация должна как можно раньше интегрироваться с использующими ее процессами (такими, как поставка, разработка, эксплуатация или сопровождение). Данный процесс может включать анализ, оценку и тестирование.
Верификация может проводиться с различными степенями независимости. Степень независимости может варьироваться от выполнения верификации самим исполнителем или другим специалистом данной организации до ее выполнения специалистом другой организации с различными вариациями. Если процесс верификации осуществляется организацией, не зависящей от поставщика, разработчика, оператора или службы сопровождения, то он называется процессом независимой верификации.
Процесс верификации включает следующие действия:
подготовительную работу;
верификацию.
В процессе верификации проверяются следующие условия:
непротиворечивость требований к системе и степень учета потребностей пользователей;
возможности поставщика выполнить заданные требования;
соответствие выбранных процессов ЖЦ ПО условиям договора;
адекватность стандартов, процедур и среды разработки процессам ЖЦ ПО;
соответствие проектных спецификаций ПО заданным требованиям;
корректность описания в проектных спецификациях входных и выходных данных, последовательности событий, интерфейсов, логики и т.д.;
соответствие кода проектным спецификациям и требованиям;
тестируемость и корректность кода, его соответствие принятым стандартам кодирования;
корректность интеграции компонентов ПО в систему;
адекватность, полнота и непротиворечивость документации.
Процесс аттестации (validation process). Он предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией обычно понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПО. Аттестация должна гарантировать полное соответствие ПО спецификациям, требованиям и документации, а также возможность его безопасного и надежного применения пользователем. Аттестацию рекомендуется выполнять путем тестирования во всех возможных ситуациях и использовать при этом независимых специалистов. Аттестация может проводиться на начальных стадиях ЖЦ ПО или как часть работы по приемке ПО.
Аттестация, так же как и верификация, может осуществляться с различными степенями независимости. Если процесс аттестации выполняется организацией, не зависящей от поставщика, разработчика, оператора или службы сопровождения, то он называется процессом независимой аттестации.
Процесс аттестации включает следующие действия:
подготовительную работу;
аттестацию.
Процесс совместной оценки (joint review process). Он предназначен для оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемого при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта.
Оценка применяется как на уровне управления проектом, так и на уровне технической реализации проекта и проводится в течение всего срока действия договора. Данный процесс может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, при этом одна сторона проверяет другую.
Процесс совместной оценки включает следующие действия:
подготовительную работу;
оценку управления проектом;
техническую оценку.
Процесс аудита (audit process). Он представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую.
Аудит — это ревизия (проверка), проводимая компетентным органом (лицом) в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПО или процессов установленным требованиям. Аудит служит для установления соответствия реальных работ и отчетов требованиям, планам и контракту. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ПО. Они определяют состояние работ, использование ресурсов, соответствие документации спецификациям и стандартам, корректность тестирования.
Процесс аудита включает следующие действия:
подготовительную работу;
аудит.
Процесс разрешения проблем (problem resolution process). Он предусматривает анализ и решение проблем (включая обнаруженные несоответствия) независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов. Каждая обнаруженная проблема должна быть идентифицирована, описана, проанализирована и разрешена.
Процесс разрешения проблем включает следующие действия:
подготовительную работу;
разрешение проблем.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПО
Процесс управления (management process). Он состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и управление задачами соответствующих процессов, таких, как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.
Процесс управления включает следующие действия:
инициирование и определение области управления;
планирование;
выполнение и контроль;
проверку и оценку;
завершение.
При инициировании менеджер должен убедиться, что необходимые для управления ресурсы (персонал, оборудование и технология) имеются в его распоряжении в достаточном количестве.
Планирование подразумевает выполнение, как минимум, следующих задач:
составление графиков выполнения работ;
оценку затрат;
выделение требуемых ресурсов;
распределение ответственности;
оценку рисков, связанных с конкретными задачами;
создание инфраструктуры управления.
Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process). Он охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО. Инфраструктура должна модифицироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам. Инфраструктура, в свою очередь, является одним из объектов управления конфигурацией.
Процесс создания инфраструктуры включает следующие действия:
подготовительную работу;
создание инфраструктуры;
сопровождение инфраструктуры.
Процесс усовершенствования (improvement process). Он предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПО. Данный процесс включает следующие действия:
создание процесса;
оценку процесса;
усовершенствование процесса.
Усовершенствование процессов ЖЦ ПО направлено на повышение производительности труда всех участвующих в них специалистов за счет совершенствования используемой технологии, методов управления, выбора инструментальных средств и обучения персонала. Усовершенствование основано на анализе достоинств и недостатков каждого процесса. Такому анализу в большой степени способствует накопление в организации исторической, технической, экономической и иной информации по реализованным проектам.
Процесс обучения (training process). Он охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение ПО в значительной степени зависят от уровня знаний и квалификации персонала. Например, разработчики ПО должны пройти необходимое обучение методам и средствам программной инженерии. Содержание процесса обучения определяется требованиями к проекту. Оно должно учитывать необходимые ресурсы и технические средства обучения. Должны быть разработаны и представлены методические материалы, необходимые для обучения пользователей в соответствии с учебным планом.
Процесс обучения включает следующие действия:
подготовительную работу;
разработку учебных материалов;
реализацию плана обучения.
При обоснованивыбора операционной системы следует остановиться на вопросах (пример).
Для достижения наилучшего результата в работе с ИС с точки зрения наглядности, удобства пользователя и производительности рекомендуется использовать ……..
Выделим основные причины выбора операционной системы ……:
- самая распространенная на сегодняшний день операционная система,
- работоспособность приложения на ПК под управлением …… была подтверждена множеством тестов,
- разработка программного обеспечения проводилась в соответствии с техническим заданием, в котором было оговорено, что эксплуатация АС «АРМ куратора и тестирование студентов» будет производиться на операционных системах семейства ……...
Для расширения возможностей операционной системы рекомендуется регулярно выполнять обновление. Установка последних пакетов обновления ОС (Service Pack) позволяет сделать работу пользователя с автоматизированной системой более удобной, наглядной (с точки зрения графического интерфейса) и безопаснее.
В качестве средств, расширяющих возможности операционной системы, также могут выступать различные утилиты, драйвера, которые зачастую представляют собой набор DLL-файлов.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ И СУБД (пример)
- Время выполнения одного сложного запроса, без учета и с учетом индексирования;
- Количество запросов, выполняемых в единицу времени.
На стадии «Внедрение проекта» проводится подготовка и постепенное освоение разработанной проектной документации ЭИС заказчиками системы. В процессе выполнения работ на этой стадии осуществляется выявление частных и системных принципиальных недоработок в предлагаемом для внедрения проектном решении. Внедрение может осуществляться с использованием следующих методов:
- последовательный метод, когда последовательно внедряется одна подсистема за другой и одна задача следует за другой задачей;
- параллельный метод, при котором все задачи внедряются во всех подсистемах одновременно;
- смешанный подход, согласно которому проектировщики, внедрив несколько подсистем первым методом и накопив опыт, приступают к параллельному внедрению остальных.
Недостатком первого подхода является увеличение длительности внедрения, что ведет за собой рост стоимости проекта. При использовании второго подхода сокращается время внедрения, но возникает возможность пропуска ошибок в проектной документации, поэтому чаще всего используют смешанный метод внедрения проекта ЭИС.
Внедрение проекта осуществляется в течение трех этапов:
- подготовка объекта к внедрению;
- опытное внедрение;
- промышленное внедрение.
Первый этап – «Подготовка объекта к внедрению». На этом этапе осуществляются следующие операции:
- изменяется организационная структура объекта (предприятия);
- набираются кадры соответствующей квалификации в области обработки информации и эксплуатации системы и сопровождения проектной документации;
- оборудуется здание под установку вычислительной техники;
- выполняется закупка и установка вычислительной техники с периферией;
- в цехах, отделах устанавливаются средства сбора, регистрации первичной информации и передачи по каналам связи;
- осуществляется установка каналов связи; проводится разработка новых документов и классификаторов;
- осуществляется создание файлов информационной базы с нормативно – справочной информацией.
На вход этого этапа поступают компоненты «Технического проекта» в части «Плана мероприятий по внедрению», решения по техническому и информационному обеспечению, технологические и инструкционные материалы «Рабочего проекта». В результате выполнения этапа составляется «Акт готовности объекта к внедрению» проекта ЭИС. Затем формируется состав приемной комиссии, разрабатывается «Программа проведения опытного внедрения» и издается «Приказ о начале опытного внедрения».
Второй этап – «Опытное внедрение». На этом этапе внедряются проекты нескольких задач в нескольких подсистемах. В процессе опытного внедрения выполняются следующие работы:
- подготовка исходных оперативных данных для задач, которые проходят опытную эксплуатацию;
- ввод исходных данных в ЭВМ и выполнение запланированного числа реализаций;
- анализ результатных данных на предмет наличия ошибок.
В случае обнаружения ошибок осуществляется поиск причин и источников ошибок, внесение корректив в программы, в технологию обработки информации, в работу технических средств, в исходные оперативные данные и в файлы с условно-постоянной информацией. Кроме того, выявляется неквалифицированная работа операторов, что служит основанием для проведения комплекса мер по улучшению подготовки кадров. После устранения ошибок получают «Акт о проведении опытного внедрения», который служит сигналом для начала выполнения следующего этапа.
На третьем этапе «Сдача проекта в промышленную эксплуатацию» используют следующую совокупность документов:
- договорная документация;
- «Приказ на разработку ЭИС»;
- ТЭО и ТЗ;
- исправленный Техно-рабочий проект;
- «Приказ о начале промышленного внедрения»;
- «Программа проведения испытаний»;
- «Требования к научно-техническому уровню проекта системы».
В процессе сдачи проекта в промышленную эксплуатацию осуществляется выполнение следующих работ:
- проверка соответствия выполненной работы договорной документации по времени выполнения, объему проделанной работы и затратам денежных средств;
- проверка соответствия проектных решений по ЭИС требованиям ТЗ;
- проверка соответствия проектной документации гостам;
- проверка технологических процессов обработки данных по всем задачам и подсистемам;
- проверка качества функционирования информационной базы, оперативности и полноты ответов на запросы;
- выявление локальных и системных ошибок и их исправление.
Кроме того, Приемная комиссия определяет научно-технический уровень проекта и возможности расширения проектных решений за счет включения новых компонентов. В результате выполнения работ на данном этапе осуществляется доработка «Техно-рабочего проекта» за счет выявления системных и локальных ошибок и составляется «Акт сдачи проекта в промышленную эксплуатацию».
На четвертой стадии «Эксплуатация и сопровождение проекта» выполняются следующие этапы:
- эксплуатация проекта;
- сопровождение и модернизация проекта.
На этой стадии решается вопрос о том, чьими силами (персоналом объекта-заказчика или организации-разработчика) будет осуществляться эксплуатация и сопровождение проекта и в случае выбора второго варианта заключается «Договор о сопровождении проекта».
В процессе выполнения этапа «Эксплуатация» осуществляются исправления в работе всех частей системы при возникновении сбоев, регистрация этих случаев в журналах, отслеживание технико-экономических характеристик работы системы и накопление статистики о качестве работы всех компонентов системы.
На этапе «Сопровождение и модернизация» выполняется анализ собранного статистического материала, а также анализ соответствия параметров работы системы требованиям окружающей среды. Анализ осуществляет создаваемая для этих целей комиссия. Результаты анализа позволяют:
- сделать заключение о необходимости модернизации всего проекта или его частей;
- определить объемы доработок, сроки и стоимость выполнения этих работ с целью получения «Техно-рабочего проекта», прошедшего модернизацию.
В случае выявления факта морального старения проекта комиссией принимается решение о целесообразности проведении его утилизации или разработки нового проекта для данного объекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Б.1 Тесты текущего контроля
- Стандарт предприятия
- Введение
- Стандарт предприятия
- Начальник уму Павловский е.В.
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Обозначения и сокращения
- 4 Цели и задачи дисциплины
- 4.1 Краткая характеристика дисциплины
- 4.2 Цель преподавания дисциплины
- 4.3 Задачи изучения дисциплины
- 4.4 Место дисциплины в учебном плане
- 5 Содержание дисциплины и условия её реализации
- 5.1 Рабочая программа дисциплины
- 5.1.1 Паспорт дисциплины
- 5.1.2 Виды и содержание занятий по дисциплине
- 5.1.2.1 Лекции
- 5.1.2.2 Лабораторные работы
- Б) Лабораторные работы в семестре 8
- 5.1.2.3 Курсовой проект
- 5.1.2.4 Самостоятельная работа студентов
- 5.1.3 Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине
- 5.1.4 Учебно-методические материалы по дисциплине
- 5.1.4.1 Основная литература
- 5.1.4.2 Дополнительная литература
- 5.1.4.3 Перечень пособий и методических материалов, используемых
- 5.1.4.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 5.1.4.5. Методические указания студентам
- 5.1.4.6 Методические рекомендации преподавателю (см. Таблицу)
- 5.1.5 Учебно-методическая карта дисциплины
- График аудиторных занятий и срс
- 5.1.5 Учебно-методическая карта дисциплины
- График аудиторных занятий и срс
- 5.1.6 Лист согласования рабочей программы
- 5.2 Использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины
- 5.3 Организация самостоятельной работы студентов (срс) по дисциплине
- 5.4 Элементы научного поиска при изучении дисциплины
- Лист внесения изменений
- Лист внесения изменений
- А.1 Лабораторная работа 1 – 2ч. Проектирование экономических информационных систем. Сбор материалов обследования
- А.2 Лабораторная работа 2 – 4ч. Разработка моделей функционирования предметной области idef0 с использованием средств Case-систем
- А.3 Лабораторная работа 3 – 2ч. Разработка моделей последовательности и взаимодействия процессов предметной области idef3 с использованием Case-средств
- А.4 Лабораторная работа 4 – 2ч. Разработка функциональных требований к проектируемой системе с помощью dfd диаграмм и Case-средств
- А.5 Лабораторная работа 5 – 2ч. Разработка событийно-функиональных моделей бизнес-процессов предметной области aris
- А.6 Лабораторная работа 6 – 2ч. Анализ материалов обследования и построение моделей «как должно быть» с помощью idef0, idef3, dfd и aris диаграмм
- А.7 Лабораторная работа 7 – 2ч. Составление технико-экономического обоснования целесообразности разработки информационной системы
- А.8 Лабораторная работа 8 – 2ч. Формирование требований к будущей информационной системе. Составление технического задания
- 1 Общие сведения
- Адрес Заказчика: Адрес Разработчика:
- 2 Назначение и цели создания системы
- 2.1 Аис «Управление производственным предприятием» предназначена для:
- 2.2 Целями создания аис «Управление производственным предприятием» являются:
- 4 Требования к системе
- 4.1 Требования к системе в целом
- 4.1.1 Требования к структуре и функционированию системы
- 4.1.2 Требования к надежности
- 4.1.2.1 Надежность функционирования аис «Управление производственным предприятием» должна обеспечиваться следующими способами:
- 4.1.3 Требования к безопасности
- 4.1.4 Требования к эргономике и технической эстетике
- 4.1.5 Требования к эксплуатации
- 4.1.6 Требования к защите информации от несанкционированного доступа
- 4.1.7 Требования по сохранности информации
- 4.1.8 Требования к защите от влияния внешних воздействий
- 4.1.9 Требования к патентной чистоте
- 4.1.10 Требования по стандартизации и унификации
- 4.3 Требования к видам обеспечения
- Требования к лингвистическому обеспечению Лингвистическое обеспечение аис «Управление производственным предприятием» должно включать в себя совокупность следующих языковых средств:
- В качестве языка ввода-вывода и манипулирования данными должен применяться язык манипулирования реляционными данными в среде используемой субд – sql, например pl/sql.
- В качестве субд должна быть использована стандартная бд среды 1с:Предприятие 8.1.
- 4.3.4 Требования к организации пользовательских интерфейсов
- 4.3.5 Требования к техническому обеспечению
- 4.3.6 Требования к метрологическому обеспечению
- 4.3.7 Требования к организационному обеспечению
- 5 Состав, содержание и стоимость работ по созданию системы
- 6 Порядок контроля и приемки системы
- 7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие
- 8 Требования к документированию
- А.9 Лабораторная работа 9 – 2ч.
- Детальное изучение предметной области и построение моделей
- Функционирования объекта «как есть» и «как должно быть»,
- Разработка технико-экономического обоснования и технического задания
- А.10 Лабораторная работа 10 – 4ч.
- Разработка функциональной структуры и перечня задач, моделей
- Бизнес - прецедентов предметной области и прецедентов разрабатываемой
- Информационной системы с использованием средств ms Visio
- А.11 Лабораторная работа 11 – 2ч. Моделирование бизнес классов предметной области и информационное обеспечение автоматизированной системы
- Внемашинное информационное обеспечение
- Классификация
- Правила классификации продукции
- Понятие унифицированной системы документации
- Внутримашинное информационное обеспечение
- Проектирование экранных форм электронных документов
- Информационная база и способы ее организации
- А.12 Лабораторная работа 12 – 2ч. Разработка постановок задач функциональных подсистем аис
- А.13 Лабораторная работа 13 – 4ч.
- А.14 Лабораторная работа 6 – 2ч. Моделирование компонентов
- Компоненты
- Интерфейсы
- Компоновка системы
- Разновидности компонентов
- Использование компонентных диаграмм
- Моделирование программного текста системы
- Моделирование реализации системы
- Диаграммы размещения
- Использование диаграмм размещения
- А.15 Лабораторная работа 7 – 2ч. Проектирование системы защиты информации
- А16 Лабораторная работа 16 – 2ч. Расчет экономической эффективности аис
- А.17 Лабораторная работа 17 – 2ч. Разработка программного обеспечения информационной системы и плана мероприятий по внедрению ис
- Архитектура экономических информационных систем
- Методологические основы проектирования эис
- Содержание и методы канонического проектирования эис
- 1) Компоненты потоков информации (документы, показатели, файлы, сообщения) 2) технологии, методы и технические средства преобразования
- Проектирование классификаторов технико-экономической информации
- Проектирование системы экономической документации
- Проектирование внутримашинного информационного обеспечения эис
- Основы проектирования технологических процессов обработки данных
- Проектирование процессов получения первичной информации, создания и ведения информационной базы (иб)
- 1) Предварительная обработка изображений; 2) нахождение полей; 3) проверка распознанной информации; 4) ввод данных в информационную базу;
- 1) Ocr 2) icr 3) omr 4) стилизованные цифры Проектирование технологических процессов обработки экономической информации в локальных эис
- Проектирование процессов защиты данных
- Проектирование клиент-серверных корпоративных эис
- 1) Репозиторий 2) графический редактор диаграмм 3) верификатор диаграмм 4) документатор проекта 5) администратор проекта 6) сервис
- 1) Потоки данных 2) процесс 3) хранилище информации 4) внешняя сущность
- 1) Интерфейс 2) база данных 3) управление задачами 4) утилиты 5) обеспечивающие пакеты
- 1) Инструменты быстрой разработки приложения в развитой субд 2) интегрированные инструменты быстрой разработки приложений Типовое проектирование эис
- 1) 1С «Предприятие» 2) «Фолио-Склад» 3) Project Expert 4) инэк
- 1) Открытостью архитектуры 2) масштабируемостью 3) конфигурируемостью
- 1) В справочниках 2) в таблицах описаний конфигурации программных модулей
- 1) Конфигурация программных модулей 2) генерация интерфейсов 3) настройка таблиц объектов данных 4) доработка модулей и интерфейсов
- 1) Пользователь 2) заказчик 3) администратор 4) разработчик
- 1) Потенциал коллектива разработчиков 2) объем и сложность разрабатываемых проектов 3) технология проектирования системы 4) модель жизненного цикла системы
- 1) Руководящий комитет 2) лидера проекта 3) методологический центр 4) команды реинжиниринга 5) владельцев бизнес-процессов
- Планирование и контроль проектных работ
- 1) Работы 2) временные оценки выполнения работ 3) ресурсные оценки выполнения работ 4) стоимостные оценки выполнения работ
- 1) Важные промежуточные результаты 2) состояние завершенности работы
- 1) Исполнителей 2) энергию 3) материалы 4) машинное время 5) оборудование
- 1) Раннее начало работы равно позднему началу работы 2) раннее окончание работы равно позднему окончанию работы
- 1) Время 2) затраты материальных ресурсов 3) затраты денежных ресурсов 4) технико-экономические показатели
- Диаграммы idef3
- Диаграммы aris
- 1) Компоненты потоков информации (документы, показатели, файлы, сообщения) 2) технологии, методы и технические средства преобразования
- Структура пояснительной записки и требования к ее оформлению
- Методические рекомендации по выполнению проекта
- Литература.
- Темы курсовых проектов
- 2 Содержание и порядок выполнения курсового проекта
- 3 Структура и правила оформления пояснительной записки
- Приложение б Форма задания на курсовое проектирование