2. Психологическое давление
При публичном столкновении также могут быть применены такие техники психологического давления, которые вынуждают оппонента выходить из себя, провоцируют его на нелицеприятные высказывания и действия. Это такие техники, как:
» использование юмористических высказываний;
» принижение компетентности и значимости оппонента;
В дебатах 1999 г. «Глас народа» В. Жириновский обращался к Б. Немцову «малыш»; «Вы же не экономист, поэтому не можете профессионально судить о...» и т.п.
» сопоставление высказываний разного времени, которые делал оппонент, и уличение его в непоследовательности;
» разведение позиций (своей и оппонента) и их противопоставление с акцентом на своих сильных сторонах и слабых — его;
» вынуждение к перемене позиций (один из участников выступает в роли «преследователя», провоцирующего «жертву» оправдываться и нападать ответно, превращаясь в «преследователя»);
» использование вопросов-суждений. Политик высказывает пространное, обидное для оппонента суждение, а затем задает ему вопрос, не имеющий к суждению прямого отношения, или задает вопрос, умело внедряя в него обидное для оппонента суждение, иногда даже намекая на внешние недостатки). В итоге противнику приходится сначала парировать оскорбление, в результате чего он сразу попадает в положение оправдывающегося, а затем уже кратко и сжато отвечать на вопрос, поскольку время ушло на оправдания. Результат: отвечающий выглядит неубедительно. Эта уловка имеет успех особенно в отношении людей ранимых, эмоционально неустойчивых, с болезненным самолюбием);
» «палочные» доводы, например: «Вы понимаете, что этим покушаетесь на самое святое?!» (покушаются обычно на конституцию, реформы, демократию).
» логическая цепочка, приводящая к серьезному обвинению в форме риторического вопроса, которая начинается с небольшого, но тоже в чем-то неблаговидного факта из жизни оппонента.
Во «фронтальной атаке» также могут использоваться приемы «псевдологические выводы», «наклеивание ярлыков», «неопределенные выражения и намеки» и другие,которые используются и в «партизанской атаке».
В целом, стоит отметить, что дискредитационные технологии, вопреки ожиданиям, отрицательно воспринимаются избирателями и часто разрушают имидж кандидатов, стремящихся с их помощью прийти к власти.
- V Стратегии снижения имиджа конкурента
- 1) Снижение доверия к источнику;
- 2) Нападение на источник;
- 3) Подмена источника;
- 4) Отождествление с источником информации.
- «Фронтальная атака»
- 2. Психологическое давление
- Стратегии восстановления имиджа Технологии противодействия «партизанской атаке»
- 1. Суть слуха: перед 17 августа Сергей Кириенко сообщил свои друзьям о сути готовившихся решений. Или не сообщил. А закрыл глаза на утечку информации из своего аппарата.
- 2. Суть слуха: Сергей Кириенко повсюду возит с собой Ольгу Аллилуеву. Ну, конечно же, она его любовница.
- 3. Демонстрация технологии как превентивная мера.
- Отражение «фронтальной атаки»
- 1. Снижение доверия избирателей к негативным сведениям о себе.