logo
Ридер6 Партизанская Фронтальная атака (1)

2. Психологическое давление

При публичном столкновении также могут быть применены такие техники психологического давления, которые вынуждают оппонента выходить из себя, провоцируют его на нелицеприятные высказывания и действия. Это такие техники, как:

» использование юмористических высказываний;

» принижение компетентности и значимости оппонента;

В дебатах 1999 г. «Глас народа» В. Жириновский обращался к Б. Немцову «малыш»; «Вы же не экономист, поэтому не можете профессионально судить о...» и т.п.

» сопоставление высказываний разного времени, которые делал оппонент, и уличение его в непоследовательности;

» разведение позиций (своей и оппонента) и их противопоставление с акцентом на своих сильных сторонах и слабых — его;

» вынуждение к перемене позиций (один из участников выступает в роли «преследователя», провоцирующего «жертву» оправдываться и нападать ответно, превращаясь в «преследователя»);

» использование вопросов-суждений. Политик высказывает пространное, обидное для оппонента суждение, а затем задает ему вопрос, не имеющий к суждению прямого отношения, или задает вопрос, умело внедряя в него обидное для оппонента суждение, иногда даже намекая на внешние недостатки). В итоге противнику приходится сначала парировать оскорбление, в результате чего он сразу попадает в положение оправдывающегося, а затем уже кратко и сжато отвечать на вопрос, поскольку время ушло на оправдания. Результат: отвечающий выглядит неубедительно. Эта уловка имеет успех особенно в отношении людей ранимых, эмоционально неустойчивых, с болезненным самолюбием);

» «палочные» доводы, например: «Вы понимаете, что этим покушаетесь на самое святое?!» (покушаются обычно на конституцию, реформы, демократию).

» логическая цепочка, приводящая к серьезному обвинению в форме риторического вопроса, которая начинается с небольшого, но тоже в чем-то неблаговидного факта из жизни оппонента.

Во «фронтальной атаке» также могут использоваться приемы «псевдологические выводы», «наклеивание ярлыков», «неопределенные выражения и намеки» и другие,которые используются и в «партизанской атаке».

В целом, стоит отметить, что дискредитационные технологии, вопреки ожиданиям, отрицательно воспринимаются избирателями и часто разрушают имидж кандидатов, стремящихся с их помощью прийти к власти.