54. Ис налоговых органов: основная цель и особенности разработки, база данных, структура, описание подсистем.
Основная цель разработки и совершенствования информационной системы налоговых органов (ИСНО) — внедрение функционально полной информационной технологии, объединяющей все структурные подразделения на базе единой вычислительной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других заинтересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначейство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:
• неустойчивость налогового законодательства и методической базы деятельности налоговой инспекции;
• многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;
• большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;
• использование в информационной системе уже функционирующих отдельных частей.
К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обеспечение информационной безопасности, под которой понимается защищенность информации и прикладных программ от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую очередь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты данных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих различные функции защиты данных:
• на уровне операционной системы;
• на уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;
• на уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;
• на уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);
• на уровне администрирования средств безопасности.
Помимо требований к функциональной полноте ИСНО следует сформулировать требования на уровне прикладного программного обеспечения, которые определят базовую ИС налоговой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базовой модели данных. Программные средства должны проектироваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все налоговые инспекции.
ПО представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)
Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две основные группы:
- оперативной обработки;
- поддержки принятия решений.
Первая ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обработку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в таких системах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким системам - высокая производительность обработки транзакций и гарантированная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.
В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:
- Подсистема работы с юридическими лицами
- Подсистема работы с физическими лицами
- Подсистема работы с ККМ
Вторая группа прикладных систем основана на обработке больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хранилище данных. Системы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.
В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:
- анализ и прогнозирование налоговых платежей;
- макро- и микроимитационное моделирование;
-комплексный контроль финансово-хоз деятельности предприятий и организаций;
- выбор предприятий для выездных проверок.
55.Функциональный состав ИС налоговых органов (основные этапы).
Функциональный состав ИСНО обуславливается соответствующими функциональными участками работ по сбору налогов, включающими следующие этапы:
1) учет налогоплательщиков;
2) прием ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности;
3) учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
4) выездная налоговая проверка;
5) организация хранилища данных налоговой инспекции.
1) учет налогоплательщиков. Налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщиков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполнения, а также срокам, в течение которых они должны быть выполнены.
2) прием ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности; К основным особенностям камеральной проверки относятся:
- массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией, при камеральных проверках.
- Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций.
- Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов "по данным плательщика"
- Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.
- Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям "по произвольной форме".
- Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами.
3) учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков, ведение лицевых счетов плательщиков является самостоятельным технологическим участком работы территориальной налоговой инспекции. Специфика работы заключается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекторов, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.
4) выездная налоговая проверка, одним из основных методов контрольной работы налоговой инспекции является выездная налоговая проверка отчетности налогоплательщика с целью выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка, сама по себе, практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. Использование вычислительной техники и программ на участке документальных проверок возможно для выполнения следующих операций:
- выбор объектов для проверки;
- помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов с целью выявления незавершенных оборотов, а также всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом и облегчения сбора доказательств и написания акта;
- отражение результатов проверки в карточках лицевых счетов и контроль за своевременностью и полнотой поступления в бюджет доначисленных налогов, пеней и санкций.
Компьютерная система позволяет делать выборки предприятий из базы данных инспекции по заданным критериям.
5) организация хранилища данных налоговой инспекции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, интегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в исходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки процесса принятия решений.
56. Информационное хранилище данных ИС налоговых органов: основная цель создания; свойства; параметры, учитываемые при построении; источники информации для хранения.
Основная цель создания хранилища данных налоговой инспекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников
Данные хранилища характеризуют следующие свойства:
• предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспекции хранилище данных должно быть организовано по плательщикам налогов по принципу электронного досье;
• интегрированность — данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть едины для соответствующих данных;
• архивирование данных — хранилище содержит данные, собранные во времени. Они используются для сравнения, выявления трендов и прогноза;
• неизменяемость - данные не должны обновляться или изменяться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.
К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных
При построении информационного хранилища данных налоговой инспекции учитываются следующие параметры:
• скорость загрузки;
• технология загрузки;
• управление качеством данных и поддержка различных типов данных;
• масштабируемость;
• обслуживание большого числа пользователей;
• администрирование;
• средства формирования запросов.
В хранилищах необходимо обеспечить периодическую загрузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производительность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобразование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирование и обновление метаданных.
В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобальная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.
Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хранилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сохранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.
Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддерживать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.
При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затратах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различных категорий пользователей или операций.
Пользователь должен иметь соответствующие средства формирования запросов и, в частности, возможность проведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.
Источники информации для хранилища
Рис. 3.3. Источники информации для хранилища
Всю поступающую информацию можно разбить по следующим основным категориям: • регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;
• сведения об имущественном состоянии налогоплательщиков - поступают в налоговую службу от юридических и физических лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;
• информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;
• информация о расчетно-платежной деятельности налогоплательщиков — поступает от банков, от юридических и физических лиц;
• результаты деятельности налоговой инспекции — поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;
• нормативно-справочная информация — поступает от органов государственного управления, Росстата.
На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обработки информации, накапливаемой в хранилище данных, проведение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, проведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, территориальных подразделений налоговой инспекции и от государственных органов управления.
- 1.Понятие информации. Информация и данные. Отличия понятий информации и данных.
- 2.Свойства информации: объективность, достоверность, полнота, актуальность, адекватность, доступность.
- 3.Адекватность информации и формы ее проявления. Меры количества информации.
- 4.Экономическая информация и ее особенности.
- 5.Понятие информационной системы. Разница между компьютерами и информационными системами. Экономическая ис. Автоматизированная ис.
- 6.Основная цель информационной системы.
- 7.Компоненты информационной системы.
- 9.Процессы, обеспечивающие работу информационной системы.
- 10.Этапы работы информационной системы.
- 11.Функции информационной системы.
- 12.Роль ис в системе управления экономическими объектами.
- 13.Понятие ит. Основная цель ит.
- 14.Составляющие ит.
- 15.Инструментарий ит.
- 16.Как соотносятся между собой информационная технология и информационная система?
- 17.Основное различие между документальными и фактографическими информационными системами.
- 18.Понятие буис (бухгалтерская ис).
- 19.Главная цель функционирования буис.
- 20.Преимущество использования буис в системе управления предприятием.
- 21.Основные принципы построения систем автоматизации в бухгалтерском учете.
- 22.Схема управления предприятием в условиях использования буис.
- 23.Каким требованиям должна удовлетворять бухгалтерская информация, чтобы буис могли эффективно использоваться?
- 24.Пользователи буис.
- 25.Свойства буис крупного предприятия.
- 26.Трехуровневая система управления на крупном предприятии. Схема взаимодействия и распределения арм по уровням учета в буис на крупном предприятии.
- 3 Уровня обработки информации:
- 27.Способы обмена информацией между отдельными арм в буис.
- 28.Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса. Основные подходы к автоматизации учета при создании буис на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- 29.Структура программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на малом предприятии.
- 30.Структура программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на средних предприятиях.
- 31.Этапы настройки программного комплекса буис.
- 32.Этапы развития рынка буис в России.
- 33.Понятие бис (банковская ис) или абс (автоматизированная банковская система).
- 34.На какие две области делят всю сферу банковской автоматизации?
- 35.Какие общие требования разработки ис необходимо учитывать при разработки бис?
- 36.Какие специфические требования предъявляются к абс при их разработке?
- 37.Каким принципам должна соответствовать абс?
- 38.Инфраструктура бис, обеспечивающая и функциональная подсистемы бис. Архитектура банковских приложений (три подсистемы).
- 1. Обеспечивающая часть ис
- 2. Функциональная часть ис
- Структурная схема автом. Бис
- 39.Основные этапы создания бис.
- 40. Структура интегрированной бис. Описание основных арм, входящих в бис.
- 41.Взаимодействие коммерческого банка с внешней средой. Применение бис при работе банка с филиалами. Межбанковские взаимодействия.
- 42. Этапы развития бис.
- 43.Основные направления деятельности информационных агентств, осуществляющих информационную поддержку фондового рынка. Российские и зарубежные информационные агентства.
- 44.Структура и основные характеристики Российской торговой системы (ртс) фондового рынка.
- 47. Основные особенности современных аис страховой деятельности.
- 48.Основные подсистемы (функции) аис страховой компании.
- 1 Вариант:
- 49.Организационная структура аис страховой компании. Технология функционирования аис страховой компании.
- 50.Уровни баз данных и их взаимодействие в структуре аис страховой компании.
- 51.Понятие ис в налогообложении.
- 52.Главная цель и основные задачи функционирования налоговых ис.
- 53.Классификация налоговых ис.
- 54. Ис налоговых органов: основная цель и особенности разработки, база данных, структура, описание подсистем.
- 57. Аис «Налог»: цели функционирования; программные комплексы (блок системных программ, блок прикладных программ).
- 58. Интегрированные распределенные бд в аис «Налог».
- 59. Функциональные подсистемы аис «Налог» уровня налогоплательщиков.
- 60. Порядок реализации функциональных задач подсистем аис «Налог» уровня налогоплательщиков.
- 61.Ис коммерческих организаций в сфере автоматизации налогообложения.
- 62.Понятие статистических ис.
- 63. Предпосылки автоматизации статистических работ, основная цель разработки и внедрения статистических ис.
- 64. Структура статистической ис.
- 65.Основные принципы создания и функционирования статистических ис.
- 66.Автоматизированные регистры статистической информации.
- 67.Статистические ис на предприятиях и в организациях: принципы и процесс создания.
- Use case diagram (диаграммы прецедентов)
- Deployment diagram (диаграммы топологии)
- State Maсhine diagram (диаграммы состояний)
- Activity diagram (диаграммы активности)
- Interaction diagram (диаграммы взаимодействия)
- Sequence diagram (диаграммы последовательностей действий)
- Collaboration diagram (диаграммы сотрудничества)
- Class diagram (диаграммы классов)
- Component diagram (диаграммы к омпонентов)
- 70.Понятие кис (корпоративных информационных систем).
- 71.Основные цели разработки и внедрения кис.
- 72.Общие свойства кис.
- 73.Требования, предъявляемые к современным кис. Структура кис.
- 74. Основные подходы при решении задачи комплексной автоматизации деятельности предприятия.
- Комплексная или полная автоматизация
- Этапы построения кис предприятия.