logo
ГОС_NEW_ГОС - «Предметно-ориентированные ЭИС»

54. Ис налоговых органов: основная цель и особенности разработки, база данных, структура, описание подсистем.

Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) — внедрение функ­ционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычисли­тельной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

• неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

• многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;

• большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

• использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты дан­ных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих раз­личные функции защиты данных:

• на уровне операционной системы;

• на уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

• на уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

• на уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

• на уровне администрирования средств безопасности.

Помимо требований к функциональной полноте ИСНО сле­дует сформулировать требования на уровне прикладного прог­раммного обеспечения, которые определят базовую ИС налого­вой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базо­вой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все нало­говые инспекции.

ПО представляет собой совокупность взаимодействую­щих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две основные группы:

- оперативной обработки;

- поддержки принятия решений.

Первая ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обработку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в таких системах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким системам - высокая производительность обработки транзакций и гарантированная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

- Подсистема работы с юридическими лицами

- Подсистема работы с физическими лицами

- Подсистема работы с ККМ

Вторая группа прикладных систем основана на обработке больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хранилище данных. Системы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

- анализ и прогнозирование налоговых платежей;

- макро- и микроимитационное моделирование;

-комплексный контроль финансово-хоз деятельности предприятий и организаций;

- выбор предприятий для выездных проверок.

55.Функциональный состав ИС налоговых органов (основные этапы).

Функциональный состав ИСНО обуславливается соответствующими функциональными участками работ по сбору налогов, включающими следующие этапы:

1) учет налогоплательщиков;

2) прием ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности;

3) учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

4) выездная налоговая проверка;

5) организация хранилища данных налоговой инспекции.

1) учет налогоплательщиков. Налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщиков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполнения, а также срокам, в течение которых они должны быть выполнены.

2) прием ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности; К основным особенностям камеральной проверки относятся:

- массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией, при камеральных проверках.

- Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций.

- Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов "по данным плательщика"

- Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.

- Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям "по произвольной форме".

- Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами.

3) учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков, ведение лицевых счетов плательщиков является самостоятельным технологическим участком работы территориальной налоговой инспекции. Специфика работы заключается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекторов, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.

4) выездная налоговая проверка, одним из основных методов контрольной работы налоговой инспекции является выездная налоговая проверка отчетности налогоплательщика с целью выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка, сама по себе, практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. Использование вычислительной техники и программ на участке документальных проверок возможно для выполнения следующих операций:

- выбор объектов для проверки;

- помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов с целью выявления незавершенных оборотов, а также всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом и облегчения сбора доказательств и написания акта;

- отражение результатов проверки в карточках лицевых счетов и контроль за своевременностью и полнотой поступления в бюджет доначисленных налогов, пеней и санкций.

Компьютерная система позволяет делать выборки предприятий из базы данных инспекции по заданным критериям.

5) организация хранилища данных налоговой инспекции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, интегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в исходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки процесса принятия решений.

56. Информационное хранилище данных ИС налоговых органов: основная цель создания; свойства; параметры, учитываемые при построении; источники информации для хранения.

Основная цель создания хранилища данных налоговой инс­пекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников

Данные хранилища характеризуют следующие свойства:

• предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспек­ции хранилище данных должно быть организовано по платель­щикам налогов по принципу электронного досье;

• интегрированность — данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть еди­ны для соответствующих данных;

• архивирование данных — хранилище содержит данные, соб­ранные во времени. Они используются для сравнения, выявле­ния трендов и прогноза;

• неизменяемость - данные не должны обновляться или из­меняться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.

К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы изв­лечения информации из различных источников; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных

При построении информационного хранилища данных нало­говой инспекции учитываются следующие параметры:

• скорость загрузки;

• технология загрузки;

• управление качеством данных и поддержка различных ти­пов данных;

• масштабируемость;

• обслуживание большого числа пользователей;

• администрирование;

• средства формирования запросов.

В хранилищах необходимо обеспечить периодическую заг­рузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно уз­кий временной интервал. Требуемая производительность процес­са загрузки не должна накладывать ограничения на размер хра­нилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобра­зование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирова­ние и обновление метаданных.

В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобаль­ная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.

Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хра­нилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сох­ранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.

Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддер­живать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.

При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затра­тах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различ­ных категорий пользователей или операций.

Пользователь должен иметь соответствующие средства фор­мирования запросов и, в частности, возможность проведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.

Источники информации для хранилища

Рис. 3.3. Источники информации для хранилища

Всю поступающую информацию можно разбить по следую­щим основным категориям: •  регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;

•   сведения об имущественном состоянии налогоплательщи­ков - поступают в налоговую службу от юридических и физичес­ких лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;

• информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;

• информация о расчетно-платежной деятельности налого­плательщиков — поступает от банков, от юридических и физичес­ких лиц;

•  результаты деятельности налоговой инспекции — поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;

•  нормативно-справочная информация — поступает от орга­нов государственного управления, Росстата.

На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обра­ботки информации, накапливаемой в хранилище данных, прове­дение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, про­ведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, террито­риальных подразделений налоговой инспекции и от государ­ственных органов управления.